Доклад на тему: «Роль педагогической практики в подготовке студентов к профессиональной деятельнсти»


ГККП «Гуманитарный колледж г. Астаны»
АбилевМ.К. – преподаватель русского языка и литературы
Тема доклада: «Роль педагогической практики в подготовке студентов к профессиональной деятельнсти»
 
Современный период государственной политики РК характеризуется длительной реформацией в сфере образования, модернизация которой нашла свое отражение в законе «Об образовании в РК».
Необходимость оптимизации и модернизации отечественного образования также подтверждается рядом государственных документов, среди которых Государственная программа «Развитие образования» на 2010-2020 годы, Государственные образовательные стандарты и др.
Эти документы указывают на «значение профессионального образования для социально-экономической и культурной модернизации Республики Казахстан», повышения ее глобальной конкурентоспособности, обеспечения «востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося».
Важное место в профессиональной подготовке отводится педагогической практике.
Педагогическая практика - это эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, в процессе которой полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике.
Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и формирует его ключевые профессиональные качества.
Методологическую основу педагогической практики составляют следующие подходы , каждый из которых реализует соответствующие идею и содержание:
1. Компетентностный подход. Идея - привнесение личностного смысла в образовательный процесс.
2. Деятельностный подход. Идея - усвоение способов мышления и деятельности, развитие познавательных способностей и творческого потенциала студентов.
3. Контекстный подход. Идея - последовательное моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания усваиваемой профессиональной деятельности.
4. Системный подход. Идея - формирование системного мышления. Содержание: главное звено обучения - процесс усвоения – раскрывается как особая деятельность.
Педагогическая практика является важнейшим компонентом образовательного процесса в учебном заведении, служит мостом между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях.
В соответствии с планом работы колледжа студенты группы 3-шб с 04 апреля по 30 апреля 2016г. проходили пробную педагогическую практику на базе СШ № 32 г. Астаны.
Цель данной практики:
Формирование у студентов системы профессионально-педагогических знаний, умение навыков работы с детьми младшего школьного возраста, овладение функциями деятельнсти учителя начальных классов.
Основные задачи практики:
- наблюдение и анализ учебно-воспитательного процесса;
- практическое использование теоретических знаний по педагогике, по методике преподавания русского языка, разработка и составление планов-конспектов, проведение пробных уроков в соответствии с планом, практическое использование компьютерных технологий;
- изучение педагогического опыта квалифицированных учителей данной школы.
Перед прохождением практики студенты получили методическую консультацию в объеме 12 часов:
- приемы работы над эпическими произведениями произведениями - 2 часа.
- виды и приёмы работы по правописанию – 2 часа.
- приемы ознакомления с частями речи. Виды и приемы работы по правописанию – 2 часа.
- приёмы изучения имён существительных – 2 часа.
- приёмы изучения имён сущесивительных и глаголов – 2 часа.
- прёмы изучения элементов синтаксиса – 2 часа.
С 04 апреля по 30 апреля 2016 года мною было посещено с последующим анализом 27 урока русского языка и литературного чтения в 2-4 классах у 9 студентов-практикантов.
Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесли студентам только положительные впечатления. Учителя начальных классов старались оказывать практикантам посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературного чтения, а также внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.
Особую важность для них представляли беседы с учителями, в ходе которых они рассказывали об особенностях подготовки уроков русского языка и литературного чтения: так, на уроках русского языка теоретический материал они распределяли по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературного чтения изобилуют наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителей. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и практикантам было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.
К каждому уроку совместно и тщательно готовились учитель, методист и студент-практикант, изучали рабочую программму по предметам, передовой опыт учителей и научную литературу по определенной теме. Качество проведенных практикантами уроков было достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку они старались подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
В рамках уроков студенты часто использовали творческие задания (создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
На протяжении всей практики студенты старалась проявлять себя исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, они старались к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращали внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало.
Уверенно, почти на профессиональном уровне провели свои уроки Айтжанова М., Брагина М., Козбагарова Д., Хамит А., Турчина К. Их уроки отличались хорошим знанием методики русского языка, творческим подходом, всегда были продуманными, логически завершёнными, рассчитанным на разноуровневую подготовку детей. В целом уроки были построены методически грамотно в различных инновационных технологиях (развивающее обучение, здоровьесберегащая технология, педмастерская, проблемное обучение), также студенты широко применяли ИКТ, старались по максимуму использовать возможности интерактивной доски, проводили электронные физминутки, применяли на уроках разнообразные приемы формирования у детей познавательной активности, а также общеучебных умений и навыков.
Студентов этой группы хочется отметить особо, так как они серьёзно отнеслись к практике, добросовестно готовились к каждому уроку, старались помогать друг другу.
Кроме этого внимание практикантов было обращено на использование и отработки различных стилей общения: общение с классом, индивидуальное общение с учеником, общение с группами, речь, общение, мимика, жесты, внешний вид.
В ходе практики студенты прошли следующие виды деятельности:
- познакомились с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, работой учителей начальных классов, с режимом работы кабинета начального обучения, с материально-техническим обеспечением;
- практиканты разрабатывали и оформляли конспекты уроков;
- провели пробные уроки русского языка и литературного чтения в 2-4 классах;
- посещали и анализировали пробные уроки других практикантов;
- использовали компьютерные технологии для разработки дидактических материалов, наглядных пособий.
При прохождении данной пробной практики студентами было приобретены следующие умения и навыки:
-использование новых педагогических технологий;
-использование информационных технологий;
-углубление и закрепление теоретических знаний студентов по частным методикам;
-развитие профессиональной культуры;
-развитие потребности в педагогическом самообразовании;
- изучение состояния преподавания русского языка в современной школе.
Все это пригодится им и при прохождении государственной практики, и в будущей профессиональной деятельности.
Свое выступление заканчиваю высказыванием великого Конфуций «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!»