Конспект по русскому языку 4 класс. Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных женского рода. УМК Школа России
Школа: Н(ч)ОУ ОСО «Православная классическая гимназия им. препод. Серафима Саровского»
Учитель: Герман Наталья Витальевна
Тема урока: Склонение имён прилагательных женского рода.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока:
Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имён прилагательных женского рода
Задачи урока:
1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
Повысить уровень знаний детей по теме: « Имя прилагательное».
Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения адекватно оценивать свой труд.
Оборудование:
Раздаточный материал.
Интерактивная доска (InterWrite)
Аудиосистема.
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Мобилизирующий этап.
3. Актуализация знаний.
4. Этап формулировки темы и целей урока.
5. Репродуктивно-поисковый этап.
6. Поисково-творческий этап
7. Аналитический этап
8. Рефлексия.
Этапы Цели Деятельность учителя Деятельность учащихся /ИД
I.Орг. момент Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке - Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.
- Каким вы хотите видеть урок? (Познавательным, интересным)
-Но для этого надо помнить, что мы одна дружная семья.
У нас на уроке гости. Поприветствуем их.
Прозвенел звонок. Начался урок. Тихо мы за парты встали И друг другу покивали Всем гостям сказали:
«Здравствуйте». Улыбнулись, поклонились… И на место повернулись.
Учить последовательно идти к намеченной цели. Развивать речь, мышление, внимание. 1. Словарная работа.
Корабль (м.р.)
Правила посадки:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За осанкою слежу.
На отлично напишу!
1.Корабль (м.р.) -большое парусное морское судно.
2.Корабль - старинная теплая шапка, мужская и женская, у которой зад и перед вздернуты были носами вверх.
3.Корабль, воздушный шар.
4.Космический корабль.
2. Минутка Чистописания
- На что похожи написанные нами буквы.
- Отгадывание ребуса (волна).
-Составьте предложение со словами волна и корабль.
3 Лексическая тема.
- Какие бывают волны? Опишите их.
- Воспитательный момент: как вести себя на море.
Волны разрушающие, волны успокаивающие. Лл (использование стилуса)
- Дети дают разные ответы.
ИД ребус
Записывают:
Корабль бежит по волне.
Дети составляют текст-описание.
ИД видеоролики
- спокойная волна
- огромная волна, стихийное бедствие
4.Этап формулировки темы и цели урока. Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. - Ребята, слова, относящиеся к какой часть речи помогли вам описать волны?
- Работа в парах на карточках (тест).
СКЛОНЕНИЕ
-Ориентируясь на ключевое слово, учитывая прилагательные, которые вы записали, сформулируйте тему нашего урока.
-Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Имя прилагательное.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
1. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
в) действие предмета
с) признак предмета
2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что?
л) что делает? что сделает?
к) какой? какая? какие?
3. Как определить род прилагательного?
м) по вопросу
л) по существительному с ним связанному.
4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя
о) –ое, -ее
и) –ый, -ий, -ой.
5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным
н) второстепенным
6. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый
е) аккуратный
о) хлопотливый
7. С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом
с) с наречием.
8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка
и) вода
е) уводить
9. Прилагательное это:
о) часть слова
и) член предложения е) часть речи
ИД ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Познакомиться………
со склонением имён прилагательных женского рода.
Учиться ……….
определять падеж прилагательных.
Повторить……..
знания об именах прилагательных
Работа по теме урока. - Как образуются имена прилагательные?
- Образуйте имена прилагательные м.р., ж.р., с.р. от слова ВОЛНА.
- Разберите слова по составу.
- Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Он узнал, что у нас сегодня гости и решил принести нам варенье.
- С собой он прихватил шарики, на которых написал нам какое-то сообщение. Но пока летел, некоторые шары сдулись. Как вы думаете, почему?
- Мы не можем прочитать все, что хотел нам сказать Карлсон, но осталось одно слово:
ВОЛНИСТОЙ
- Определим часть речи.
- Определим падеж.
- Просклоняем.
- Перед нами встала проблема. Как ее решить. Для этого вспомним как определяли падеж у имен прилагательных мужского и среднего рода.
- Что же хотел нам сказать Карлсон?
-Запишем предложение:
В предложении имена прилагательные ребята подчеркивают волнистой линией.
- Молодцы, вы справились с заданием и обрадовали Карлсона.
- От имен существительных при помощи приставок и суффиксов.
ВОЛНИСТЫЙ, ВОЛНИСТАЯ, ВОЛНИСТОЕ.
Производят разбор.
1 ученик у доски
- На улице холодно. Шары накачены воздухом. Воздух сжался, поэтому шары сдулись.
Имя прилагательное.
Не можем определить падеж.
Устно склоняют имя прилагательное волнистая.
ИД. СКЛОНЕНИЕ
Затрудняемся определить падеж, так как в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. одинаковые прилагательные, один и тот же вопрос, одинаковые окончания.
Имена прилагательные согласуются с именами существительными. Составить словосочетание.
Придумывают словосочетания прил+сущ(волнистая линия)
Имена прилагательные являются в предложении определением и подчеркивают волнистой линией.
Разбирают предложение по членам предложения. Определяют падеж слова ВОЛНИСТОЙ (Т.П.).
Подчеркивают чем? волнистой линией.
Физминутка. Сменить вид деятельности, направленный на сбережение здоровья детей. Активный отдых. Если я произношу имя существительное, то вы встаете на мысочки.
Имя прилагательное – хлопаем в ладоши.
Глагол – присели.
Дети выполняют упражнения.
Работа по теме урока. 1.Склонение имён прилагательных ж.р. по падежам.
- Просклоняйте прилагательные холодная зимняя (ночь)
- Желающий попробовать свои силы самостоятельно проходит к доске.
(ИД)
(1 учащийся индивидуально у доски)
2. Работа с правилом. Упр. 69 с. 33
-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?
-Запишите в тетрадь.
3. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
И. п. (какая?) холодная зимняя ( ночь)
Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)
Т. п. (какой?) холодной зимней (ночью)
П. п. (о какой?) о холодной зимней (ночи)
(ИД) Длинная синяя (лента)
Р.п. Д.п. Т. п. П.п.
какой?
- ой -ей
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Определить число, род и падеж существительного.
По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного
Физминутка. Релаксация.
Пальчиковая гимнастика.
Дети закрывают глаза и представляют, что они на берегу моря.
Большой палец – работа мозга
Указательный палец – работа желудка.
Средний палец – работа кишечника.
Безымянный палец – работа печени.
Мизинец – работа сердца.
Закрепление изученного материала. Развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, писать правильно окончания имен прилагательных женского рода, составлять связанные тексты. Работа с учебником.
Упр. 70 стр.33. (по вариантам)
Работа с текстом.
Оживает роща. На берёзе поёт иволга. По стволу ели пробежала белка. Вот пробежала зайчиха. А за кустом спряталась лисица. - На доске записаны предложения. Прочитайте их.
- Что вы можете сказать о тексте? (не хватает прилагательных)
- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными женского рода.
(1 учащийся работает у ИД)
- Что произошло с предложениями? (они стали более точными, полными и красивыми)
- Сделайте вывод: (Прилагательные делают нашу речь ярче и богаче).
- Ребята, Вам одна ученица нашего класса приготовила сюрприз.
Д.З. Учить правила с.33 упр.69, упр.68.
Один ученик у доски.
Отсутствуют имена прилагательные.
Зеленая, высокая, пушистая, серая, хитрая.
Ученица читает стихотворение.
Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего.
Люблю я свой язык родной,
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой,
Он самый благозвучный.
Бежим мы в школу, как всегда,
Язык учить мы будем.
И никогда, и никогда
Мы правил не забудем!
Подведение итога урока. Рефлексия деятельности. Обобщить знания учащихся, полученные на уроке. Настроить на положительное отношение к предмету. Выявить трудности в обучение. - В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые вопросы?
-На какой вопрос они отвечают?
-Какие имеют окончания?
-Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями об уроке?
- Скажите, что вы не знали, а теперь знаете. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
- Какое задание показалось вам наиболее интересным? Нарисуйте «смайлик» возле этого задания.
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Что, на ваш взгляд, удалось, что не удалось?
На уроке я работал активно/пассивно.
Своей работой на уроке я доволен/недоволен.
Урок для меня показался коротким/длинным.
Материал урока мне понятен/непонятен.
Материал урока. полезен/бесполезен.
Материал урока интересен/скучен.
СПАСИБО ЗА УРОК!