Тема: «Игра на музыкальных инструментах как средство для развития творческого потенциала»










Выступление на МЦ «Здоровье»
Тема: «Игра на музыкальных инструментах
как средство для развития творческого потенциала»


КГУ «Лисаковская специальная школа-интернат для детей
с особыми образовательными потребностями»УоаКо
Брынская Ольга Александровна








«Игра на музыкальных инструментах как средство для развития творческого потенциала» (выступление на МЦ «Здоровье»2016г.)
Учитель музыки и ритмики:Брынская О А.
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Это слова гениального композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Творчество - это всегда привнесение в мир чего-то нового. Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, и реализация индивидуальности - т.е. ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств - уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего). Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала. Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым - развитию его творческого потенциала.
Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребенка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Элементарное музицирование является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки: ритмом, тембром,динамикой, фактурой и т. д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
Активные формы музыкальной деятельности, и, в частности, шумовой оркестр – основы элементарногомузицирования и развитии музыкальности детей. Дети испытывают желание «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле и испытывают от этого эмоциональное удовольствие.
Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством у младших школьников для развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров – это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребенка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру». (К. Орф).
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре помогают развитию умственных способностей, психических процессов – мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции. Игра на музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка и повышает его интерес к музыке, а также способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей. В результате занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальномумузицированию как форме коллективной музыкальной деятельности и потребность в ней. Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формирует творческое отношение к процессу обучения. На занятиях решаются следующие задачи:
-овладение приемами игры на шумовых и ударных инструментах;
-формирование представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;
-пробуждение интереса к творческомумузицированию и инструментальной деятельности;
-развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
-формирование художественного вкуса.

Основу детского шумового оркестра составляют музыкальные инструменты – погремушки, ложки, треугольники, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, бубны, барабаны, металлофоны и т. д. Среди инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – барабаны, бубны, и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны – треугольники, бубенцы, трещотки, кастаньеты, металлофон. Одни из них обладают определенной высотой звучания, другие нет. Первые называются «мелодическими» (металлофон), а вторые – шумовыми (все остальные). Шум- беспорядочные непереодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, стук, скрип, шелест и т.д. В музыке используются шумовые инструменты, шумы также применяются в некоторых произведениях современной музыки.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, к изменению «ритмического мышления». Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать его композиционные правила и объяснять его сущность. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Формирование и развитие чувства ритма у детей – важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает коллективноемузицирование. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, а также совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки. Игра на шумовых и ударных инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Детский шумовой оркестр – один из видов коллективногомузицирования. Его можно организовать с детьми младшего школьного возраста. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. В исполнении детского шумового оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные, народные мелодии. Выразительнее звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя и др.

Основной формой занятий оркестра детских шумовых и ударных инструментов для младших школьников должен являться урок, в котором необходимо использовать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также формы и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии оркестра, тем эффективнее проходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.
Я включаю в занятия следующие виды музыкальной деятельности:
1)Восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности);
2)Разбор произведения (характер музыки, темп, размер, прохлопывание ритмического рисунка);
3)Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, танец);
4)Музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество).
Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.
Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомство с инструментами должно происходить постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть предложенный инструмент, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен для данного инструмента. Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.
Например, бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем бубен передается кому-нибудь из детей, и ему предлагается проделать то же. Таким образом, ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.
Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, кастаньеты, бубен, погремушки – средние по высоте звуки, и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю треугольники и ложки. Треугольники откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, ложки – в среднем.
После того, как дети познакомятся с двумя – тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут различать их тембры, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю бубен и колокольчик и исполняю пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком – бубны.
Далее обращаю внимание детей на протяжные и отрывистые звуки (legato,staccato), издаваемые инструментами. Треугольники издают протяжные звуки, а ложки, погремушки, бубны – отрывистые. Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например, треугольники, колокольчики, бубенчики, ввожу в игры детей, чтобы детское ухо улавливало звуки различной силы и сравнивало их между собой.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник – это звук колокола. Все эти сравнения привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента.
Пример. “Сказка про лягушонка КВАКА” (игра на металлофоне)
“ Лягушонок КВАК пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяю несколько раз). Вначале капельки были редкими (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре тучка ушла и опять выглянуло солнышко.”
Вопрос к детям – какой был дождь? Ответы – сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помог мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть, попробовать поиграть, еще раз послушать звучание. На следующем уроке играем в игру «Веселый дождик», закрепляем первоначальное знакомство с инструментом.
Очень важно научить детей правильному извлечению звуков из инструментов, поэтому большое внимание уделяю этой работе.
Игру на инструментах на уроке мы чередуем с декламацией стихов, пеним песен, исполнением танцевальных движений. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Педагог может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу.
Во время занятий по развитию у детей чувства ритма нельзя создавать для них больших трудностей. То, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Я в своей работе стремлюсь, чтобы ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.
Ритмические упражнения на ранних возрастных этапах помогают развить у ребенка чувство ритма и музыкальный слух. Дети с удовольствием выполняют такие задания.
Пример. Упражнение «Уточки».
-Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря (поют дети)
Кря-кря-кря (звуки инструмента)
-Наши гуси у пруда:
Га-га-га (поют дети)
Га-га-га (звуки инструмента)
-Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко (поют дети)
Ко-ко-ко (звуки инструмента)
-Утро доброе пришло:
Ля-ля-ля (поют дети)
Ля-ля-ля (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
Занятия начинаю с пения попевок и народных детских песен («Сорока-сорока», «Лесенка», «Андрей-воробей» и т. д.) Вначале мы закрепляем основные ритмические величины: долгие и короткие звуки. Затем изучаем сильные и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и дети должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, выделять ее. Вторая группа становится слабой долей и должна следовать за сильной. Затем группы меняются местами. Далее знакомимся с простыми размерами 2/4, 3/4, 4/4 и на их основе с полькой, вальсом, маршем и закрепляем полученные знания на практике.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать слова и наглядные образы, понятные ребенку. Стараюсь объяснять просто, четко, ясно, чтобы весь коллектив мог быстро овладеть новыми знаниями, а не учить долгие теоретические понятия.
Всегда уделяю большое внимание выбору репертуара. Именно он должен быть доступным для исполнения и формирования творческих способностей учащихся. В песенном репертуаре и специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые не были недостаточно подготовлены.
Опора учителя только на лучших учащихся может вызвать торможение в музыкальном развитии всего оркестра, поэтому также стараюсь индивидуально заниматься с теми, кто испытывает трудности в освоении музыкально-ритмического материала.
Для развития метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под музыку, подражательные движения, которые ребенок использует во время игры. Выбрав мелодию, я ставлю детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют, (если это песня), хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. Затем мы вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой мелодии, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.
Сначала каждый индивидуально воспроизводит свою партию, подыгрывая мелодии, которую я исполняю на фортепиано. Потом проходит работа по группам инструментов, а затем игра всем оркестром. Нужно сказать ученикам, чтобы они не играли громко, слушали себя, своего соседа и других участников оркестра, и, конечно, основнойинструмент, который играет мелодию (чаще всего это синтезатор). Если игра на инструментах происходит под пение, то очень важно, чтобы музыка не заглушала слова, а дети пели четко и выразительно. Я выступаю в роли дирижера, показываю начало и окончание игры, помогаю различным группам инструментов верно исполнять свою ритмическую партию.
Пример работы над песней «Ах какая Осень!», муз. З.Роот(первый урок).
Дети слушают пьесу, которую я исполняю на синтезаторе. Обсуждается характер пьесы, жанр. Дети сами рассказывают, что они представляют . Выбираем музыкальные инструменты, отдавая предпочтение треугольникам, бубенцам, металлофону. Я показываю, как исполняется глиссандо на металлофоне. Каждый пробует играть на своем инструменте. Я еще раз исполняю пьесу, а дети импровизируют в характере на своих инструментах, получается своеобразный музыкальный фон. Такое импровизированное музицирование - самое любимое занятие у ребят. Дети слушали музыку и старались передать своей игрой конкретный образ. После этого начинается разучивание предложенных ритмических партий.
Цель урока: проявление творческих навыков в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие образного мышления, самовыражения, умения слушать музыку, свой инструмент, передавать характер пьесы, сливаться в общий ансамбль.
С более старшими школьниками проводится более углубленное изучение музыкальных инструментов (история происхождения, классификация),теория музыки, нотная грамота и освоение игры по нотам на металлофонах, аккордеончиках и синтезаторе.
Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. Инструментальное музицирование для старших школьников– это творческий процесс восприятия музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Приобщая старших школьников к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Детское музыкальное творчество начинается с «обследования»звуковых возможностей инструментов и осознания их выразительной сущности. Овладев приемами и способами игры на каждом инструменте, ученики постепенно овладевают навыками ансамблевого исполнения, накапливают эмоции и чувства. И вот итог – звучит музыкальное произведение и ребята аккомпанируют своим маленьким оркестром.
Игра в оркестре детских музыкальных инструментов способствует развитию музыкально-ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с музыкой. Дети знакомятся с видами шумовых и ударных инструментов, способами и приемами игры на них, учатся правильно произносить и декламировать тексты, интонировать, использовать музыкально-ритмические движения, сочетать их с музыкой, понимать дирижерские жесты, импровизировать, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без нее, сольно и в ансамбле, исполнять произведения различной степени сложности. Детям очень нравится играть те же самые мелодии, которые они могут слышать в аудиозаписи. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовлетворение им доставляют выступления на концертах и праздниках.