План-конспект по русскому языку для 4 класса, тема Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания Школа 2100


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта
урока русского языка
Выполнила:
Студентка группы ПНК-3.1
Парчук Светлана Сергеевна

Проверил:
Волгодонск
2017
Схема технологической карты урока
Дата проведения: 08.02.17г
Класс: 4 а
Образовательная программа: «Школа 2100»
Тема: Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний .Цель: закрепить правило правописания безударных падежных окончаний.
Задачи:Образовательные: совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных падежных окончаниях имен прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами;
Развивающие: развитие чувства языка на основе языковой игры, развитие речи, мышления.
Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка; к культуре общения, сотрудничеству, ответственности.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; установление причинно-следственных связей; выявление сущности, особенностей объектов; на основе анализа объектов делать выводы; развитие умений обобщать и классифицировать по признакам; нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; построение речевых высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в группе; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Планируемые предметные результаты: повторение имени прилагательного; повторение изменения по родам, числам, падежам; повторение безударных падежных окончаний имени прилагательного.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Используемые ресурсы (оборудование): учебник, тетради, ручки, телевизор, презентация.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.


п/п Этап урока
Время Цель этапа Деятельность Формируемые УУД
Учителя Обучающихся 1 Организационный -приветствие, фиксация отсутствующих;
-проверка подготовленности классного помещения;
-организация внимания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку? На столах у вас должен лежать учебник, ручка, карандаш, дневник. Не забываем, что сидеть вы должны ровно, поэтому выпрямите спину. Я надеюсь, что вы будете активно работать во время урока.
Приступим. Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Внимательно слушают. Личностные УУД: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
2 Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношенийОткройте тетради, запишите число и классная работа, выделите орфограммы, назовите их (слайд 1)
Мы сейчас познакомимся с новыми словами со словаря.
Откройте свои учебники на странице 27. Обратите своё внимание на слова в рамочке (слайд 2)
Ребята, давайте их прочтем, начинаем со слов в правом столбике ( назначаю того, кто будет читать)
Теперь читаем слова в левом столбике.
Ребята, что общего у этих слов?
Чем отличаются?
Молодцы! Выпишите эти слова в свои тетради, поставьте ударение и выделите орфограммы.
С двумя из этих слов придумайте словосочетание (устно) (выберу пару словосочетаний и вызову к доске одного ребенка, он будет объяснять, выделяя орфограммы)
Ребята, посмотрите на экран, я подготовила для вас пословицы, которые поясняют значение словарных слов ( слайд 3). Расскажите мне как вы понимаете их?
Сила дружбы в справедливости.
Говорить правду - не терять дружбу.
Виденное глазами - истина, слышанное ушами – сомнительно
(слайд)
Понравившуюся пословицу выпишите в тетрадь, выделите орфограммы. Записывают число и классную работу, выделяют орфограммы.
Открывают учебники.
Читает один ученик.
Читает другой ученик.
Это слова близкие по значению. Из слов правда, правосудие, справедливость вытекает истина и истинный, т.е. в основе лежит истина.
Разный корень в словах из первого и второго столбика, Правда – информация, претендующая на достоверность; это то, во что верят. Истина- единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей; это то, что есть на самом деле.
Предлагают свои варианты словосочетаний.
Выходит к доске один ученик, записывает словосочетание и выделяет орфограммы.
Относятся друг к другу по справедливости, т.е. дружба без вранья и обмана.
Если обманывать друга, то на этом дружбу не построишь. А если быть честным перед свои товарищем, то дружба будет на века.Истиной будет являться то, что видел сам своими глазами, а то, что слышал- не является истинной.
Записывают, выделяют орфограммы
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
3 Этап первичной проверки понимания изученного 1.Установить правильность и осознанность изученного материала
2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Я предлагаю вам повторить изученное, чтобы вы могли сформулировать тему урока. На ваших столах лежат таблички, которые необходимо заполнить. Внимательно слушайте меня и смотрите на экран. Я задам вам 9 вопросов, будет три варианта ответов из которых верный только один. Мы сможем узнать ключевое слово, по буквам правильных ответов.
Приступаем к работе!
1.Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет о) признак предмета в) действие предмета
2.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
л) Кто? Что? т) Что делает? Что делают? к) Какой? Какая? Какое?
3.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
о) –ое-ее (красное, синее) а)-ая-яя и) – ой-ий- ый-
4.Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
п) главным н) второстепенным
5. С какой частью речи связано прилагательное в предложении?
л) с глаголом ч) с существительным (солнце (Какое?) яркое) с) с наречием
6. Прилагательное – это…
б) часть слова о) член предложения а) часть речи
7. Прилагательное – это…
н) самостоятельная часть речи м) служебная часть речи
8. У имени прилагательного род является
и) непостоянным признаком (во мн.ч. определить невозможно) е) постоянным признаком
9 Имена прилагательные согласуются с именами существительными
е) в роде, числе. падеже и) в роде и числе ю) в числе и падеже
Какое ключевое слово получили?
Какой цели мы достигли, выполняя это задание?
Прежде чем сформулировать тему урока нам поможет табличка.
(Работа с таблицей) (слайд)
Ребята, рассмотрите таблицу.
Сколько чисел у имени прилагательного?
Обратите свое внимание на м.род. и ср. род. Что вы заметили?
Верно!
Посмотрите как определяется падежное окончание имени прилагательного?
Ребята, а что вы можете сказать об окончании мн.ч. ?Ребята, а как вы думаете какая тема нашего урока?
Ребята, тема нашего урока: «Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания» (слайд)
Ребята, как определить безударные падежные окончания?
Опираясь на таблицу выполним упр 221. Читаем последний абзац этого номера.
Найдите слова, в которых пропущены окончания.
К какой части речи относятся эти слова?
Ребята, а теперь объясните какое окончание будет в пропущенных словах и почему?
Приступают к работе.
Окончание.
Определили ключевое слово, повторили всё об им. Прилагательном.
Два
У них одинаковые окончания.
По вопросу.
Отсутствует род, ориентируемся по вопросу.
Выделение орфограмм, знакомство со словарными словами
Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже. Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый, -ий.
Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого, -его: ближнего, веселого. Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому? ) и имеют окончания -ому, -ему: красивому, ближнему. Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким? ) имеют окончание -ым, -им: хорошим, веселым. Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком? ) и имеют окончания -ом, -ем: о веселом, о ближнем. Прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой, -ей. красивой, старшей. В творительном падеже могут быть еще окончания -ою, -ею. Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую, -юю.
Читают.
Находят.
К имени прилагательному.
В современном языке (Язык-м.р.,П.п., в этом падеже прилаг имеют окончания:-ом, -ем, следовательно пишем окончание ОМ)
В старом значении (Значение-ср.р., , П.п., окончание ОМ)
В торжественном, высоком стиле (Стиль-м.р,П.п, окончание ОМ)
В новом значении (Значение-ср.р., П.п., окончание ОМ) Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция
4 ФизминуткаДля разминки из-за парт поднимаемся на старт!Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)Делаем вперёд наклоны —Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) Руки к солнышку потянем,Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)А теперь пора учиться,Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.) 5 Этап закрепления новых знаний и способов действий 1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Ребята, сейчас мы продолжим с вами работу над темой и будем повторять вставленные орфограммы.
Ребята, обратите свое внимание на упр 220. Прочтите задание (назначаю того, кто будет читать и комментировать орфограммы, т.е. фронтальный опрос)
Сейчас я вам продиктую первые два предложения.
Ребята, как вы будете писать каждую строчку?
После разбора текста говорю детям закрыть учебники, диктую два предложения.
Ребята, обменяйтесь тетрадями, откройте учебники и проверьте друг у друга, как вы написали. Выделите окончания имен прилагательных.
Мы продолжаем с вами отрабатывать окончания имен прилагательных.
Для закрепления нашей темы предлагаю вам посмотреть на экран.
На экране вы видите два словосочетания. Кто хочет выполнить это задание? Ваша задача, записать данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях.(вызываю одного ученика и предлагаю встать за доску, написать, а остальные работают в тетрадях; тоже самое повторить со 2м словосочетанием)
Если появятся затруднения, то можете смотреть на таблицу!
сиреневый рассвет.
Р.п., ед.ч.
Д.п., ед.ч.
Т.п., мн.ч.
(Сиреневого рассвета; Сиреневому рассвету; сиреневыми рассветами)
ранняя песня.
Р.п., ед.ч.
Д.п., ед.ч.
В.п., ед.ч.
(Ранней песни; Ранней песни; Раннюю песню)
Итак, от какой части речи зависит имя прилагательное?
По какой части речи можно определить падеж?
Что влияет на окончание имен прилагательных?
Как можно определить правописание окончания имени прилагательного? С большой буквы, потому что это стихотворение.
Записывают.
Проверяют.
Выделяют окончания.
Вызываю к доске.
От имени существительного.
По имени существительному.
Род, число, падеж.
По вопросу. Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция
6 Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий 1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
3.Установить причины выявленных недостатков
4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Ребята, сейчас я раздам каждому карточки. Вы должны дописать окончание в словах:
Образец: Странный лес- имя существительное, м.р., ед.ч., И.п.; желтый лист; холодный ветер; в осиновой роще;
над снежными полями; свежий ветер; слово полно глубокого смысла (слайд)
(самопроверка)
У кого одна или две ошибки-вы поработали хорошо!
Ребята, вы молодцы!Ребята, давайте назовем тему нашего урока.
Какую часть речи мы сегодня с вами повторяли?
От чего зависит окончание имени прилагательного?
Как можно проверить окончание имени прилагательного? Смотрят на образец, затем заполняют таблицу с комментированием)Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
Имя прилагательное.

От рода, числа и падежа.
Задать вопрос. Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция
7
Этап информации о домашнем задании
1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся
Ребята, открываем дневники и записываем д/з: пособие стр. 204 №497 Записывают д/з в дневники. Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
8
Этап рефлексии 1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества
Ребята, на столах у вас лежат смайлики, поднимите улыбающийся смайлик те, кто все понял на уроке, а тем, у кого были затруднения поднимите грустный.
Ребята, посмотри внимательно по классу и назовите имена тех ребят, которые были активны на уроке сегодня.
Давайте им похлопаем.
Ребята, а что вы посоветуете тем, кто недостаточно активно работал на уроке?Вы сегодня были молодцы!На этом урок окончен. Идите на перемену.
Поднимают Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.