Программа по предмету Ритмика для подготовительного класса ДШИ
Программа по предмету
«РИТМИКА»
для подготовительного класса ДШИ
(1 год обучения)
Составитель: Михалева Л.М.,
преподаватель теоретических
дисциплин
Программа составлена на основе:
Бырченко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор,1984.
Франио Г. С. - Ритмика в ДМШ (программа) - Москва «Пресс - Соло»,1997.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по предмету «Ритмика» (подготовительная группа) с уровнем реализации полного курса 1 год для обучения детей на отделении музыкального искусства разработана на основе программы Франио Г. С. - Ритмика в ДМШ.
Ритмика в музыкальных школах входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.
В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Программа направлена на общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие личности ребёнка, позволяет создать условия для интеллектуального, художественно-эстетического и всестороннего развития личности.
Цель программы
Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, навыков, способностей, качеств личности.
ЗадачиВоспитание восприятия характера музыки.
Развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности.
Воспитание чувства ритма.
Воспитание музыкально-ритмической памяти.
Сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.
Формы работы:
групповые;
коллективные;
игровые формы;
импровизация « по цепочке»;
урок-показ;
контрольный урок.
Методы работы:
словесный;
наглядный;
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
игровой мотивации;
импровизации;
соучастия;
пластического интонирования;
драматургии.
Срок реализацииПрограмма рассчитана на один год обучения, возраст обучающихся 6-7 лет.
Реализация программы осуществляется в соответствии с учебным планом 2
часа в неделю, 68 часов в год.
Условия реализации:-наличие групп до 12 человек;
-наличие инструмента фортепиано;
-наличие аудио, видео техники;
-нотной и методической литературы.
Ожидаемые результаты-выразительность исполнения движений под музыку;
-умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
-освоение разнообразных композиций и отдельных видов движений;
-способность к импровизации с использованием разнообразных движений;
-точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Учёт успеваемости
Качество знаний, умений и практических навыков выявляются на контрольных уроках в конце каждого полугодия. Форма и содержание контрольных уроков определяется преподавателем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫРабота по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, на гимнастических общеразвивающих упражнениях, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях, играх.
№п/п Тема Кол-во часов
теорет. практич.
1 Воспитание восприятия характера музыки 4 8
2 Темп 4 12
3 Динамика 4 12
4 Метроритм 4 8
5 Строение музыкального произведения 4 8
Всего 68 часов
На первых этапах работы дети воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях.
Педагог знакомит детей с элементами музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программные требования1. Воспитаниевосприятия характера музыки.Стимулировать проявление активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки и своего отношения к музыкальному произведению через движение.
Программные требования.Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки с своего отношения к музыкальному произведению через движение.
2. Темп.При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, в хоровом классе.
Программные требования.
1. Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.
2. Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.
3. Уметь ускорять и замедлять темп (игры: «Поезд», муз. Е. Тиличеевой, «Метро», муз. Т. Ломовой, сб. «Музыка в детском саду», выпуск пятый).
4. Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»).
5. Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).
3. Динамика.Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.
Программные требования.
1. Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения (упражнение «Легкие и тяжелые руки», сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко).
2. Обращать внимание на связь между динамикой и изменением силы мышечного напряжения. На f - движения энергичней, мышечное напряжение больше, затрата энергии значительней, чем на p.
4. Метроритм.Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально - ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует учить детей выполнять их в характере музыки. Работа по развитию метроритмического чувства проходит по следующим направлениям:
1. Речевая ритмика.
Задача - соотнесение речи и музыки. Это ритмизация слов, имен, стихов. Особенно эффективна в работе с учащимися первого года обучения. Рекомендуем заниматься речевой ритмикой под музыку, чтобы ритмизация слов имела метрическую организацию.
2. Упражнения на пульсацию.
Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.
3. Ритмическое двухголосие - один из этапов работы над полифонией и развитием гармонического слуха. Работу над ритмическим двухголосием рекомендуем начинать с исполнения метрических долей руками и ногами (ходьба по кругу и на месте). Затем усложняем задание: ноги обозначают шагами метрические доли, а руки хлопками исполняют изучаемые ритмические рисунки. Дальнейшее усложнение - исполнение руками и ногами различных ритмических рисунков.
4. Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.
В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.
5. Строение музыкального произведения.Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и короткие фразы чередуются.
Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поочередное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз. Или другое упражнение: пальцы сжать в кулаки, в конце первой фразы один палец выпрямляется («выскакивает»), так же и в конце следующей фразы и т.д. Сколько «выскочило» пальцев, столько и фраз в пьесе. Длину фраз можно отображать дугообразным движением рук: подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева - направо; на следующую фразу дуга описывается справа - налево. Поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длина пройденной дорожки будет зависеть от длины фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них.
У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки - после выступления или после окончания предыдущей фразы.
Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется в хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений. Например: хоровод «Метелица»; см. «Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальных школ» Г. Франио.
Программные требования.1. Ознакомление с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой (II, III четверти).
2. На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием «вступление» (построение, предшествующее началу движения). После вступления - самостоятельно, без словесного указания педагога начинать движение, ощущая первую сильную долю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарабошкина А., Боголюбова Н. «Музыкальная грамота»,ч. 1- Л.: Музыка,1977.
Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. - М. Просвещение, 1967.
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка, - М.: Просвещение, 1984.
Кононова Н. Музыкально - дидактические игры для школьников. -М.: Просвещение,1982.
Бекина С. И. Музыка и движение.- М.: Просвещение,1983.
Каплунова И., Новосельцева И., Алексеева И. «Топ - топ - каблучок», вып.1,2- «Композитор» - Санкт - Петербург, 2000.
Кадобнова И., Критская Е. Музыка - в движении // Музыка в школе,- 1984.-№2.
Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей), 2 изд., испр. и доп. - СПБ: ПОИРО, 2000.
Бикина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. - М.: Советский композитор, 1984.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор,1984
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - М.: Советский композитор, 1989.
Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. - М.: Советский композитор, 1991.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. . - М.: Советский композитор, 1991.
Франио Г. С. - Ритмика в ДМШ (программа) - Москва «Пресс - Соло»,1997.