Программа по предмету Слушание музыки для подготовительного класса ДШИ


Программа по предмету
«Слушание музыки»
для подготовительного класса ДШИ
(1 год обучения)
Составитель: Михалева Л.М.,
преподаватель теоретических дисциплин
Программа составлена на основе:
1) «Слушание музыки» Владимирова О.А.
рабочая программа для ДМШ и ДШИ.СПб,
Композитор, 2006
2) «Первые уроки музыки» Домогацкая И.Е.
Учебное пособие для подготовительныхклассов ДМШ и ДШИ. Москва. «РОСМЭН».2003.

Пояснительная записка.
Программа “Слушание музыки” имеет художественно-эстетическую направленность. Предмет “Слушание музыки” – музыкально-теоретическая дисциплина, направленная на музыкальное и интеллектуальное развитие ребёнка, формирует нравственную, эмоциональную стороны личности ребёнка, а так же художественный музыкальный вкус. Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую музыкальную школу по специальностям «Музыкальный инструмент», «Хоровое отделение».
Педагогическая целесообразность программы “Слушание музыки” – в формировании и развитии эмоциональной, интеллектуальной и нравственной сторон личности ребёнка на начальном этапе подготовки обучения в ДШИ. Полученные знания и навыки на уроках расширяют общий музыкальный кругозор ребёнка.
Цель программы:формирование у детей первоначальных навыков слухового наблюдения, анализа и умение рассказать о музыке, воспитание культуры слушания музыкальных произведений.
Задачи программы:– помочь ребёнку осознать мир музыкальных звуков как особую реальность через чувственное восприятия музыки;– сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки;– познакомить детей с общими закономерностями музыкальной речи;– опираясь на долгосрочную память, создать “фонд” музыкальных впечатлений и первоначальных знаний будущего слушателя, т.е. пробуждение у детей устойчивого интереса к музыке, желание слушать и “слышать” её, получая эстетическое удовольствие.Программа предназначена для детей 6-7 лет. В связи с индивидуальными особенностями развития ребенка, возраст приема на программу может быть несколько скорректирован.
Срок освоения программы составляет 1 год.
Итоговой аттестации не предусмотрено. Документ об обучении не выдается.
Форма обучения - очная.
Занятия проводятся в группах до 12 человек.
Продолжительность одного урока- 40 минут. Уроки проводятся 1 раз в неделю в течение 34 учебных недель. Итого максимальная учебная нагрузка составляет 34 часа в год.
Методы и формы работы:
При выборе форм работы и методики учитывались психико-физиологические возрастные особенности детей младшего возраста. Чаще урок построен в игровой форме, либо в форме рассказа-беседы. На уроках используются разнообразные игровые методы, убеждения, сравнения, классификация, метод поощрения и одобрения; творческие задания (нарисовать “музыку”, изобразить музыку движением тела, мимикой, жестами); наглядно-иллюстрированные методы (таблицы, схемы, рисунки, видеофрагменты, фото); практический показ, прослушивание записей; словесные методы (чтение литературных произведений, объяснения); привлечение жизненного опыта ребёнка. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы, творческие задания.
В образовательном процессе имеет место применение личностно-ориентированного подхода, педагогика сотрудничества, педагогика успеха.
Основными формами текущего контроля являются: наблюдение, опрос, оценивание ученика на уроке. Формой промежуточного контроля является урок, на котором учащиеся демонстрируют уровень полученных знаний и личные достижения. Формой итоговой аттестации является контрольный опрос, который проводится в конце года в форме игры-викторины.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся подготовительного отделения по окончании одногодичного курса по предмету “Слушание музыки” должен иметь сформировавшиеся предпосылки, необходимые для дальнейшего развития творческих способностей, личностного роста и дальнейшего самостоятельного самоопределения, иметь развитую эмоциональную отзывчивость, стойкий интерес к музыкальному искусству, обладать умением различать жанр произведения, анализировать музыкальное произведение, иметь эстетическое отношение к окружающей действительности.
Календарно-тематический план.
№ урока Тема урока
Содержание
Урок 1 – 2 Как услышать чудо и увидеть звук Цель – познакомить учащихся с инструментом под названием «Голос человека».
Римский – Корсаков Н.А. «Три чуда»
Урок 3 Сказка Сказка в музыке. «Сказочные» приемы в музыке
- Майкапар С. «Сказочка»
- Хачатурян А.И. «Вечерняя сказка»
- Слонимский С.М. «Мультфильм с приключениями»
Урок 4- 5 Путешествие в сказку, или Что такое тембр Вспоминаем сказки «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».
- Кабалевский Д. «Заяц дразнит медвежонка»
- Сен-Санс «Куры и петухи»
- Чайковский П. «Баба Яга»
Урок 6 Начинаем петь Стихотворение Шибаева А. «Была тишина»
Звук громкий и тихий (f иP)
- Э. Григ «В пещере горного короля»
Урок 7 О буквах согласных и несогласных, громких и тихих Гласные звуки. Согласные «громкие» и «тихие» (f и P).
- Глинка М.И. «Попутная песня»
Урок 8 Форте, пиано и музыкальные вилочки Сила звука.
Вспоминаем «В пещере горного короля» Э. Григ
- Григ Э. «Утро»
Урок 9 - 10 О звуках высоких и низких Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя»
Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»
- Глинка М.И. «Марш Черномора»
- Мусоргский М. П. «Балет невылупившихся птенцов»
- Сен-Санс К. «Слон»
Урок 11 - 12 Зачем звуку время. Звуки долгие и краткие. Деление слов на слоги.
Музыкальное время. Ритм.
- Прокофьев С.С. «Болтунья»
- Глинка М.И. «Попутная песня»
Урок 13 – 14 О паузе, или как остановить музыку Паузы четверть и восьмая.
- Бетховен Л. «Третья симфония» (начало)
(обратить внимание на паузы)
Урок 15 Контрольный урок Повторение терминов и тем, пройденных в I полугодии.
Урок 16 – 17 Бывают ли песенки без слов? Вокальная, инструментальная музыка. Кантилена.
- Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»,
- «Русская песня»
- «Неаполитанская песенка»
Урок 18 - 19 О шаге и пульсе Ритм, метр. Аккомпанемент.
- Григ Э. «Песня Сольвейг»
Урок 20 - 21 Бывает ли ритм без музыки? Ударные инструменты.
- Равель М. «Болеро»
- Кавказский танец «Лезгинка»
Урок 22 - 23 Что такое ансамбль. Или что будет, «Когда в товарищах согласья нет»? Крылов И.А. «Квартет» (басня)
Струнные смычковые инструменты.
- Бриттен Б. «Путеводитель по оркестру»
Урок 24 - 25 Сказка с оркестром
Сергей Прокофьев
«Петя и волк» Цель – познакомить учащихся с симфоническим оркестром. Повторить тембры.
Сказка «Петя и волк»
Домашнее задание творческое (по выбору учащихся):
- нарисовать героя сказки с инструментом, который его характеризует в сказке Прокофьева
- сочинить свою сказку и поручить его тему какому – либо инструменту (на словах)
Урок 26 - 27 Чайковский П.И. «Щелкунчик» 1. Вспоминаем известные сказки, сказочных персонажей
2. Щелкунчик – герой сказки Гофмана и балета Чайковского
- Чайковский «Танец феи Драже»
- Чайковский танец «Щелкунчика»
- Чайковский Арабский танец «Кофе»
5. Анализируем средства музыкальной выразительности (тепм, тембр, динамика, паузы, настроение)
6. Домашнее задание творческое (по выбору учащихся):
- сочинить небольшой рассказ или стихотворение на тему прослушанных произведений;
- изобразить понравившиеся образы (рисунок, поделка, аппликация);
- подобрать готовую иллюстрацию;
- подобрать готовое стихотворение, загадки
Урок 28 Баба Яга 1. Вспоминаем сказки, где встречается баба Яга
2. Характеристика Бабы Яги.
- Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
- Чайковский П.И. «Баба Яга»
- Лядов А. «Баба Яга»
Урок 29 Дед Мороз 1. Сказки, где встречается Дед Мороз. Сказка «Морозко»
- Шуман Р. “Дед Мороз”;
- Римский-Корсаков Н.А. Песня Деда Мороза из оперы “Снегурочка”
Урок 30 Снегурочка Сказки, где встречается Снегурочка.
- Римский –Корсаков Н.А. Ария Снегурочки
Урок 31 Гномы 1. Кто такие гномы. Известные сказки
2. Гномы в преданиях разных народов
- Григ «В пещере горного короля»
- Григ «Шествие гномов»
Урок 32 Комические образы в музыке 1. Приемы создания комических образов.
2. Применение известных приемов развития и способов изложения музыкального материала в неожиданнойинтерпритации.
3. Игровая логика, утрирование одного из элементов музыкальной речи, крайняя степень противопоставлений )темпов, регистров, штрихов), резкие смены в звучании.
4. Рассказываем смешные истории из своей жизни.
5. В тетрадях записываем «смешные» приемы в музыке:
- догонялки (быстрый темп)
- кричалки (резкие смены динамических оттенков)
- пугалки (резкие акценты)
6. С. Прокофьев «Детская музыка», Пятнашки, галоп из балета «Золушка», Глинка Рондо Фарлафа, Шуман «Карнавал» № 2, № 3
Домашнее задание
- Найти в пьесах по специальности примеры смешных приемов.
Урок 33 Комические образы 1. Соединение несовместимых элементов (комическое несоответствие жанра и характера темы)
2. Особенности развития, игра ритмов, «неверных» нот
3. В тетрадях записываем «смешные» приемы в музыке:
- несовместимость (первичного жанра и образа, жанра и темпа, жанра и средств выразительности)
- преувеличение (темпов, динамики, регистровые и темповые сопоставления)
- неожиданности (игра «неверных» нот и ритма)
4. Прокофьев «Ромео и Джульетта» Меркуцио, «Золушка» Гавот, «Детская музыка» Шествие кузнечиков, Марш, «Любовь к трем апельсинам» Марш, Скерцо, Кабалевский «Клоуны», Дебюсси «Кукольный кэк-уок.Домашнее задание
- Найти в пьесах по специальности примеры смешных приемов.
Урок 34 Итоговый урок Повторение терминов и тем, пройденных в учебном году.
Условия реализации программы
При реализации дополнительной общеразвивающей программы по предмету «Слушание музыки» школа руководствуется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
Для реализации Программы необходим кабинет для групповых занятий с достаточным количеством парт и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, а также досками, стеллажами, шкафами;
Кабинет для музыкальных занятий оснащается фортепиано, аудиоаппаратурой, наглядными пособиями, дидактическими играми, нотными сборниками, учебниками, ноутбуком, комплектом мультимедийного оборудования (проектор, экран), либо интерактивной доской.Методическое сопровождение Программы включает рабочую программу по предмету, нотные сборники, учебники и иные пособия, аудио, видео и мультимедиа материалы.
Кадровое обеспечение:
преподаватели имеющее среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета.
Методическое обеспечение программы
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – Санкт-Петер. изд. “Композитор”1997 г.
Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.
Бергер Н.А. Младенец музицирует.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Сказка в музыке. Тетрадь1 – М.,1997 г.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Сказка в музыке. Тетрадь 2 – М.,1997 г.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Сказка в музыке. Тетрадь 3 –  М.1997 г.
Тургенева Э., Ивановская Г. Музыкальные загадки. Москва, 1994г.
Царёва Н.А. Слушание музыки; Методическое пособие. – М.: ООО изд. “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002 г.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 г.
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М., Мозаика-синтез, 2001 г.
Акентьева Л.В. Нотки спрятались в словах. – Ростов-на-Дону. ООО изд. “Феникс” 2010 г
Список использованной литературы
Хорсова Н.В. Образовательная программа «Слушание музыки» для подготовительного отделения ДШИ, 2014.
Петрова Т.А. «Музыкальная грамота, слушание музыки, хор» Программа для подготовительного класса ОДШИ. Ульяновск, 2013.
Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания». Учебное пособие.-2-е издание; Лань, 2000.
«Первые уроки музыки» Домогацкая И.Е. Учебное пособие для подготовительных классов ДМШ и ДШИ. Москва. «РОСМЭН».2003.
Интернет - ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/641785/http://gigabaza.ru/doc/5063.html