Методическая копилка для преподавателей ДМШ и ДШИ


ПУСТЬ СКРИПКА ГРУСТНАЯ И НЕЖНАЯ ВСЕГДА ЗВУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ

Пабло Сарасате (Пабло де Мартин Мелитон Сарасате-и-Наваскуэс) родился 10 марта 1844 года в Памплоне. Его отец был военным капельмейстером. С семи лет Сарасате выступал публично. В девять лет он играл перед испанской королевой Изабеллой, которая после концерта подарила ему скрипку работы А. Страдивари и оплатила учебу в Парижской консерватории. В Париже Сарасате учился у знаменитого скрипача и педагога Д. Алара (1815 - 1888), автора множества скрипичных произведений и школы игры на скрипке. За один год освоив консерваторский курс скрипичной игры, Сарасате еще год занимался композицией. После обучения в консерватории началась концертная деятельность Сарасате. Он выступал в Европе, Америке, Азии, четыре раза был с концертами в России (в 1869, 1878, 1879 и 1898 годах). Везде его концерты пользовались громадным успехом. Такие произведения Сарасате, как "Арагонская хота", "Испанские танцы", "Наварра", "Баскское каприччио", Фантазия на темы оперы Ж. Бизе "Кармен", "Малагуэнья", "Цыганские напевы", Фантазия на темы оперы Ш. Гуно "Фауст", "Интродукция и тарантелла" вошли в классический скрипичный репертуар. Его творчество повлияло на таких известных композиторов испанской школы, как И. Альбенис, М. де Фалья, Э. Гранадос. Сарасате был вдохновителем создания многих скрипичных произведений. Ему посвящены"Интродукция и рондо каприччиозо", Концерт № 3 и Концертштюк для скрипки с оркестром К. Сен-Санса, Концерт № 2 М. Бруха, "Испанская симфония" для скрипки с оркестром Э. Лало. Умер Сарасате 20 сентября 1908 года в Биарицце.

Николо Паганини (1782 – 1838) - один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. Родился он в Генуе. Его отец играл на мандолине и, заметив, что сын обладает музыкальными способностями, решил сделать из него музыканта. В возрасте шести лет его отдали в ученики к Дж. Косте. Уже в восемь летПаганини сочинил первую сонату, а в девять учувствовал в концерте в Генуе. В тринадцать лет отец вывозил его в концертное путешествие по городам Северной Италии, где тот приобретал много поклонников. Достигнув шестнадцатилетнего возраста и освободившись от опеки отца, Николоуезжает в Пизу, где его ожидает огромный успех. Не только его искусство, но и весь романтический образ артиста, каждая деталь его увлекательной биографии, каждая мелочь быта захватывали внимание современников. Гете и Берлиоз сравнивали Паганини с блестящим метеором, за необычными формами и быстротой движения которого с изумлением следила вся Европа. Следила не только с величайшим наслаждением, но и немалой толикой суеверного страха, настолько личность Паганинивыпадала из круга привычных представлений. Поражали в нем и наружность и манеры, и примеры игры. Но все меркло перед электризующим воздействием звуков его скрипки на аудиторию. Игра Паганини, и ироническая и шутливая, как «Дон Жуан» Байрона, причудливая и фантастическая, как новеллы Гофмана, меланхолическая и мечтательная, как стихотворения Ламантина, дикая и палящая, как проклятия Данте, сладостная и нежная, как мелодия Шуберта, потрясала и околдовывала слушателей. Неслыханному в музыкальных летописях успеху артиста противостоит трагическая судьба человека. хрупкий, больной, гибнущий от тяжелого недуга, Паганини рано познал муки физических страданий и горечь одиночества. Лишь в звуках его скрипки раскрывался слушателям мир поэтических образов, богатая гамма чувств и настроений – от героического пафоса, страстного драматизма и едкого сарказма до нежнейших лирических излияний человеческой души. В 1838 году Паганини обнаружил у себя первые признаки болезни, которая спустя некоторое время свела его в могилу.

Жан-Мари Леклер (1697-1764) родился 10 мая 1697 года в Лионе в семье мастера-ремесленника. Его отец, по профессии галупщик, женился в1695 году на девице Бенуа-Феррье и имел от нее восьмерых детей — пять мальчиков и трех девочек. Жан-Мари был старшим ребенком.Леклера можно с полным основанием считать основоположником французской классической скрипичной школы. В своем творчестве он органически синтезировал разнообразнейшие течения той поры, отдав дань французским национальным традициям, обогатив их новыми средствами выразительности. Его игра отличалась нежностью и выразительностьютона. Особенно поражало слушателей виртуозное мастерство игры двойными нотами и аккордами.Согласно старинным источникам, мальчик уже в одиннадцать лет дебютировал в качестве танцора в Руане. Однако биограф музыканта Лоранси, не отрицая его деятельности в этой области, высказывает сомнение, действительно ли Леклер выезжал в Руан.В ноябре 1716 года Леклер женился на Марии-Розе Кастанье, дочери продавца ликеров. В том же году его зачислили в списки приглашенных в лионскую оперу. В 1737 году Леклер отправился в Голландию. ВАмстердаме он занял должность придворного музыканта инфантаФилиппа в Амстердаме. Здесь же Леклер познакомился с великим скрипачом Пьетро Локателли. Этот оригинальный и сильный композитор оказал на Леклера большое влияние. С 1748 года Леклер служил в Париже у герцога Грамона. Он пишет музыку для его домашнего театра. Больше Францию музыкант не покидает.Леклер — признанный мастер сонатного жанра, создатель французского скрипичного концерта. По поводу его произведений сочинялись стихи, писались восторженные рецензии. Леклер был и превосходным педагогом. Среди его учеников — известнейшие скрипачи Франции — Л'Аббе-сын, Довернь и Бертон.