Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по предмету Хур для отделения бурятских народных инструментов школ искусств
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
имени Народного артиста СССР Л.Л. Линховоина
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области музыкального искусства
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО. 01. музыкальное искусство
Программа по учебному предмету
ПО. 01. УП. 01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
(Хур)
Срок обучения 5(6) и 8(9) лет.
Могойтуй
2016г.
Структура программы учебного предмета по классу –Хур
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Адресат программы; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально – технических условий реализации предмета;
2. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям; - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература - Учебно-методическая литература - Методическая литература
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Хур», далее – «Специальность хур», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность хур» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на смычковом инструменте хур, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося.
Обучение учащихся в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – их дальнейшую профессиональную деятельность. Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты » направлен на приобретение обучающимися музыкально - исполнительских знаний, умений, навыков.
Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств п. Могойтуй, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований. Народные инструменты 5/8 лет обучения (домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара, хур), планирующих поступление в профессиональные образовательные учреждения может быть увеличен на 1 год 6/9 лет.
Срок реализации учебного предмета «Специальность хур» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: - с шести лет шести месяцев до девяти, составляет 8 лет; - с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для учащихся, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность хур».
Таблица 1
Срок обучения
8 лет
9 –год обучения
5 лет
6-год обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
1316
214,5
924
214,5
Количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
363
82,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)
757
132
561
132
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные способности, возможности, эмоционально-психологические особенности.
ЦЕЛЬ
Цели учебного предмета «Специальность «Специальность хур»: - развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на хуре, произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
ЗАДАЧИ
-выявление творческих способностей учащегося в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на хуре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры на хуре позволяющими выпускнику приобрести свой опыт музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность хур».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используют следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно - образной сферой произведения); - метод показа (показ педагогом игровых движений ведения смычка, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); - объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет); - репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя); - метод проблемного изложения (педагог сам ставит и решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения); - частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность хур» имеют площадь не менее 9 кв. м. Имеются пюпитры, стулья разной высоты, подставки под ноги, стол для преподавателя, шкаф для нот и помещение для хранения инструментов обычного размера и уменьшенных инструментов, необходимых для самых маленьких учеников.
2. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность хур», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения 9 лет Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность учебных занятий (в нед.)
32
33
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
Общее количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
641,5
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
2
2
2
3
3
3
4
4
4
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам
64
66
66
99
99
99
132
132
132
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
757
132
889
Максимальное количество часов занятия в неделю
4
4
4
5
5
5
6,5
6,5
6,5
Общее максимальное количество часов по годам
128
132
132
165
165
165
214,5
214,5
214,5
Общее максимальное количество часов на весь период обучения
1316
214,5
1530,5
Срок обучения 6 лет Таблица 3
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий (в нед.)
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2,5
2,5
2,5
Общее количество часов на аудиторные занятия
363
82,5
445,5
Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельные)
3
3
3
4
4
4
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные занятия)
561
132
693
Максимальное количество часов занятия в неделю
5
5
5
6,5
6,5
6,5
Общее максимальное количество часов по годам
165
165
165
214,5
214,5
214,5
Общее максимальное количество часов на весь период обучения
924
214,5
1138,5
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направленно на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам, экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и т.п.)
- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Содержание образовательного процесса «Специальность Хур».
Срок обучения 9 лет.
Первый класс
Знакомство и изучение инструмента хур. Усвоение названий частей хура и смычка. Принципы звукоизвлечения. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Постановка правой руки, постановка левой руки со смычком. Игра упражнений, песенок на отдельной струне, освоение мажорных и минорных тетрахордов.
Упражнение без инструмента, направленные на освоение движений смычка, используемых в дальнейшем на хуре.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Упражнения на освоение смычка. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. В течении 1 полугодия обучения ученик должен пройти: 10-15 первоначальных пьес, этюдов, ансамбль (с другим учеником или преподавателем) разной степени завершенности – от разбора- знакомства до концертного исполнения. Гаммы соль мажор, ре мажор, до мажор в 1- позиции. Короткие арпеджио и тоническое трезвучие в этих тональностях. В том числе: игра в ансамбле с педагогом, исполнительские терминологии.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – зачет
3 разнохарактерные пьесы
Март – академический концерт (3 разнохарактерные пьесы)
Май – контрольный урок (гаммы, 2-3 разнохарактерных пьесы, в том числе этюд)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце второго полугодия:
1 вариант:
Этюд№9 А. Комаровский (сб. изд., этюдов)
Моцарт «Аллегретто»
Как под горкой. Р.Н.П. обработка А. Комаровского
2 вариант:
Бетховен «Сурок»
Манжигеев «Табан хурган»
Перепелочка Бел.н.п. в обработке С.Полонского
3 вариант:
Г.Гендель «Гавот с вариациями»
В. Моцарт «Майская песня»
Веселые гуси Укр.н.п. в обработке М. Красева
Примерный репертуарный список:
А.Григорян «Начальная школа игры на скрипке»
К.Родионов «Начальные уроки игры на скрипке»
О.Пархоменко, В.Зельдис «Школа игры на скрипке»
Н.Бакланова «Маленькие упражнения для начинающих»
Сборник избранных этюдов, вып. 1, 1974 г7. (составители: Гарлицкий, Родионов, Фортунатов)
Этюды для скрипки на различные виды техники (сост. К.Тахтаджиев)
Народные песни, пьесы:
Манай кавалерии
Наадан дээрэ
Харанхы маные
Как под горкой
Ходит зайка по саду
Гэхэм гээбы
На зеленом лугу
Ой ру-ду
Лисичка
Не летай, соловей
Аюшеев «hайхан даа»
Гончиксумлаа «Хургачин»
Бакланова «Колыбельная»
Бакланова «Марш Октябрят»
Во поле береза стояла
Калинников «Журавль»
Кабалевский «Про лето»
Моцарт «Аллегретто»
Обр. Комаровского «Ты поди, моя коровушка домой»
Обр. Комаровского «Русская народная песня»
Во саду ли в огороде
Люлли «Песенка»
Шуберт «Медленный вальс»
Манжигеев «Табан хурган»
Моцарт «Майская песенка»
Магиденко «Петушок»
Полонский «Перепелочка»
Ребиков «Медленный вальс»
Робинсон «Песня о Джо Хилле»
Бекман «Елочка»
Второй класс
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и исполнительского аппарата, координацией рук со смычком и левой руки на аппликатуре инструмента. Освоение технологии исполнения основных штрихов легато, деташе (до 6-8 нот на смычок) и их чередований, начало работы на мартле. Ведение смычка одновременно по двум струнам. Ознакомление с простейшими видами двойных нот (в основном с применением открытых струн). Знакомство с позициями 1-3. Ознакомление с настройкой инструмента. Освоение более сложных ритмических рисунков.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений смычка. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти: 10-15 разножанровых пьес, этюдов разной степени завершенности соло и в любом виде ансамбля.
В течение года необходимо пройти для технического развития: двухоктавные мажорные минорные, диезные гаммы до 2-3 знаков с применением различных штрихововых вариантов (деташе, легато по 2-4-8 на смычок ). Комбинированными штрихами (2 легато – 2 отдельно), дуолями, тонические трезвучия и квартсекстаккорды в 2 октавы.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
2 четверть Академический концерт (две разнохарактерный пьесы) Декабрь – контрольный урок
(гамма, упражнения, пьеса, этюд)
Март – Академический концерт (2-3 разнохарактерные пьесы)
Май – контрольный урок (две разнохарактерные пьесы), (возможно включение ансамблей), этюд, гамма, арпеджио, трезвучия.
Примерный репертуарный список академического концерта в конце второго полугодия:
1 вариант:
Н.Бакланова Этюд № 11 (Сб.избр. вып.1)
Обр. Красева «Веселые гуси»
И.Брамс «Петрушка»
2 вариант:
В. Моцарт «Майская песня»
А.Гречанинов «Весельчак»
Ж.Батуев «Жаргал»
3 вариант:
Гендель Г. Чакона Соль мажор
Моцарт «Менуэт» До мажор
Перселл Г. Ария а-moll
Примерный репертуарный список: «Школы, гаммы, упражнения, этюды»
А.Григорян «Начальная школа игры на скрипке» М., 1973 год
А.Григорян «Гаммы и арпеджио»
Гнесина- Витачек «18 легких этюдов» Л., 1945
Комаровский А. «Этюды для скрипки» М.,1953
Шевчик О. «Упражнения» М., 1969
Яньшинов А. «Гаммы и арпеджио»
Бакланова «Начальные упражнения. Этюды и пьесы в 24 тональностях» М., 1959
Щадрик Т. «Упражнения» М., 1969
Примерный репертуарный список:
«В сыром бору тропина» р.н.п.
«Спи, малыш» английская нар.песня
Шуберт «Вальс»
Глинка «Соловушка»
Глюк «Веселый танец»
Люли «Менуэт»
Гендель «Ария»
Мясковский «Полевая песня»
«Солнце низенько» укр.н.п.
Бетховен «Три парных танца»
Гайдн «Анданте»
А.Гедике «Заинька»
А. Гедике «Колыбельная»
Гедике «Марш»
Гедике «Старинный танец»
Дварионас «Прелюдия»
Кабалевский «Наш край»
Кабалевский «Хоровод»
Кабалевский «Песня»
Козловский «Вальс»
Майкапар «Марш»
Майкапар «Юмореска»
Майкапар «Ариэтта»
Мартини «Анданте»
Мартини «Гавот»
Мартини «Бурре»
Нариманидзе «Светлячок» груз.н.п.
Грузинский танец
Ниязи «Колыбельная»
Перселл «Ария»
Рамо «Ригодон»
Старокадомский «Воздушная песня»
Шибалин «Менуэт»
Д.Шостакович «Маленький марш»
Глиэр, мазурка из балета «Тарас Бульба»
Бах «Марш»
В. Моцарт Гавот из балета « Безделушки»
Поплавский «Полонез»
Третий класс
Вся работа педагога: объяснение, показ отдельных деталей по ведению смычка, иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой – приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов, развитие в обучающемся творческой инициативы. Более активное привлечение учеников во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, 1-2 -3 позиции, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов, пьес с более сложными ритмическими рисунками (1-2-3 позициях). Двойные ноты и несложные аккорды в 1 позиции. Элементарные навыки вибрации, самостоятельного разбора и чтения с листа.
В течение года учащийся должен пройти мажорные и бемольные гаммы до 3-4 знаков в 1-2-3 позициях в две октавы в штрихах:
Деташе
Легато
Легато (2-4-8 на смычок)
Комбинирование штрихов (2 отдельно- 2легато- 2 отдельно; 1отдельно – 3 легато и т.д.)
Дуолями
Трезвучия, квартсекстаккорды в 1-2-3 позициях, 4-5 этюдовна различные виды техники, 5-6 пьес различного характера (из них 1-2 крупной формы), 3-4 пьесы в эскизном варианте.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
2 четверть – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)
Декабрь – контрольный урок (гаммы, упражнения, этюд, пьеса)
3 четверть – академический концерт (2-3 разнохарактерные пьесы из них 1 крупной формы)
Май – контрольный урок (две пьесы, этюд, гаммы)
Примерный репертуарный список:
1 вариант:
Вольфарт Ф. Этюд №9
Кабалевский «Наш край»
Манжигеев «Энхэ тайбан»
2 вариант:
Ридинг Концерт h-moll, 1 ч.
С. Банзарагч «Бужгийн аяз»
Ю. Шуровский «Танец»
Примерный репертуарный список:
Бакланова «Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях»
Гржимали «Упражнения в гаммах»
Григорян «Гаммы и арпеджио»
Григорян «Начальная школа игры на скрипке»
Гарлицкий «Шаг за шагом»
Яньшинов «30 легких этюдов»
Сборник этюдов для скрипки на различные виды техники в 3 классе (составитель Татхаджиев)
Сборник избранных этюдов 3-5 классах (составитель Фортунатов)
Народные песни, пьесы:
Корейская народная песня (обр. Син До Сона)
Словацкая народная песня (обр. Э.Сухона и Локтева)
Бакланова «Хоровод»
Бакланова «Романс»
Бакланова «Мазурка»
Глинка «Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»
Песня из оперы «Майская ночь Этюды Н.Бакланова
Р.Глиэр «Монгольская песенка»
Н.Римский – Корсаков песня из оперы «Майская ночь»
И.Гайдн «Анданте»
К.Вебер «Вальс»
Ж.Рома «Менуэт»
К.Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Н. Бакланова. Мелодия и этюд
З. Багиров «Романс»
А. Хачатурян «Андантино»
Д. Кабалевский «Полька»
А. Комаровский «Тропинка в лесу»
А. Гречанинов «Весельчак»
М. Глинка «Полька»
Д. Кабалевский «Вроде вальса»
---------------- Галоп
----------------- Пионерское звено
----------------- Старинный танец
----------------- Вприпрыжку
----------------- Рассказ героя
--------------- Мелодия
А . Комаровский «Вперегонки»
В. Моцарт «Волынка»
Муффат «Колыбельная»
Т. Мушель «Песенка без слов»
В. Ребиков « Грустная песенка»
П.Чайковский «Шарманщик поет»
------------------ Игра в лошадки
------------------ Старинная французская песенка
Д. Аюшиев Танец № 1
С. Манжигеев «Уужам Яруунаа»
Б. Цырендашиев «Найдал»
------------- Буувайн дуун
В. Моцарт. Гавот – рондо из балета «Безделушка»
В.Ф. Бах «Весной»
Четвертый класс
Дальнейшая работа над совершенствованием освоенных ранее приемов игры. Работа над интонацией, динамикой, звучанием. Повторении штрихов: деташе, легато, мартле. Ознакомление со штрихом - стакатто. Работа над плавностью и переходами с позиции на позицию. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм и сольфеджио. Навыки вибрации, развитие техники левой руки, беглость, активность пальцев, трель, соединение позиций. Ознакомление с 3 октавной гаммой.
В течение года учащийся должен пройти двухоктавные мажорные и минорные гаммы до 4-5 знаков с применением штрихов, трезвучия, виды техники, 5-6 пьес, 3-4 пьесы в эскизном варианте, 1-2 крупные формы.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
2 четверть – академический концерт (2-3 пьесы)
Декабрь – контрольный урок (гамма, пьеса, этюд, чтение с листа)
4 четверть Переводной экзамен (3 произведения, включая крупную форму)
Май – контрольный урок (гаммы, этюд, ансамбль)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце года:
1 вариант:
Дугарсурэн «Хуурын эгшэг»
Ц. Сухбаатар «Хогжимийн эгшэг»
Вивальди Концерт №1 Соль мажор
2 вариант
Д.Шостакович «Испанский танец»
Н. Бакланова «Сонатино»
С. Батмонх «Ходоо тал»
Примерный репертуарный список:
Ч.Павлов «Экспромт»
Гончиксумлаа «Монгол ардын гурван дуу»
С.Бутэд «Сартай хурний хатираа»
Ж.Батуев «Поэма»
П.Чайковский «Старинная французская песенка»
П.Чайковский «Шарманщик поет»
Д.Кабалевский «Печальная история»
Н.Раков «Рассказ»
Р.Шуман «Пьеса из альбома для скрипки»
Д.Шостакович «Грустная песенка»
К.Караев «Задумчивая песенка»
Н.Сидельников «Ночь приносит сны»
А.Комаровский «Тропинка в лесу»
М.Глинка «Хор волшебных дев из оперы «Руслан и Людмила»
А.Гедике «Мелодический вальс»
Й.Гайдн «Менуэт»
Д.Ж. Бонончини «Рондо»
Н.Мясковский «Мазурка»
В.Власов «Пионерский марш»
Л.Дакен «Ригодон»
С.Бах «Гавот»
Г.Мари «Ария в старинном стиле»
Т.Аулин «Шведский народный танец»
П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
Р. Шуман «Отзвуки театра»
Н.Раков «Прогулка»
В. Глюк «Буррэ»
С. Монюшко «Багатель»
Э.Ж.Дженкинсон «Танец»
Н.Бакланова «Сонатино»
Н.Бакланова «Концертино»
Пятый класс
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально - исполнительских навыков игры на хуре. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое внимание преподавателя должно быть направленно на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно - академические, концертные, конкурсные и другие.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти: 5-6 разножанровых пьес, 5-6 этюдов разной степени завершенности, 2 произведения крупной формы, 4-5 в эскизной подготовке. Технические требования: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования техники игры, работа над вибрацией длинных нот в произведении, фаршлаги на коротких нотах. Исполнительская терминология.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – академический концерт (2 произведения)
Апрель – академический концерт (2-3 произведения)
Май – контрольный урок (гаммы, этюд, пьеса)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце года:
1 вариант:
И.Брамс «Колыбельная»
П.Чайковский «Сладкая греза»
Д.Мэрдорж «Хоньчин хуу»
2 вариант:
К.Мострас Этюд №5 (Избранные этюды 3-5 кл.)
Зейтс «Ученический концерт№1»
Ф. Госсек «Тамбурин»
Примерный репертуарный список:
А.Алексеев «Гаммы и арпеджио»М-Л. 1951
Н.Бакланова «Шесть этюдов средней трудности» 1951
И.Гржимали «Упражнения в гаммах»
А.Григорян «Гаммы и арпеджио»
Ю.Конюс «Упражнения и маленькие этюды двойными нотами в 1 позиций»
Сборник избранных этюдов в 2-5 классов
Этюды для скрипки 4-5 класс
О.Шевчик Школа скрипичной техники
Техника смычка
Пьесы:
С.Аскеров «Пастушок»
Ф. Амиров «скерцо»
Ч.Бакланова «Аллегро»
И.Брамс «Колыбельная»
Г.Мари «Ария в старинном стиле»
Э.Дженкинсон «Танец»
М.Глинка «Чувство»
П.Чайковский «Сладкая греза»
П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
П.Чайковский «Мазурка»
Перголези «Ария»
Ж.Рамо «Гавот»
А.Комаровский «Шутливая песенка»
М. Глинка Танец из оперы «Иван Сусанин»
М.Балакирев «Полька»
А.Хачатурян «Андантино»
Стоянов «Колыбельная»
Ц.Сухбаатор «Дорвэн уул»
Арван табны сар
А. Александров «Русская песня»
Ч.Бакланова «Хоровод»
Р.Глиэр «Монгольская песня»
«Висла» польс.нар. песня
В.Лобос «Пусть мама баюкает»
К.Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Ж. Батуев «Лунная ночь»
Нацакдорж «Хусэл»
Д.Аюшиев Танец №1
Ж.Батуев «Утро в колхозе»
А. Дворжак «Мелодия»
Шестой класс
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие вибрации, аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В течение 6 года обучения ученик должен пройти: 8-10 разножанровых произведений и этюдов разной степени завершенности соло и в любом виде ансамбля, упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений, мажорные гаммы до 5 знаков в ключе, минорные до 3 знаков в ключе, арпеджио, квартсекстаккорды, секстаккоды в этих тональностях. Исполнительская терминология.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – академический концерт (два произведения)
4 четверть – два-три разнохарактерных произведения
Май – контрольный урок (гаммы, пьеса, ансамбль)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце года
1 вариант:
Д. Бадарч «Шанзны гоцлол»
О. Ридинг Концерт 2 часть
Л.Санжиева «Небесная канцелярия»
2 вариант:
Б. Ямпилов «Сюита в 3 частях»
А. Николайчук «Маленькая фантазия»
А.Андреев «Старинная песня»
Примерный репертуарный список:
Д.Шостакович «Заводная кукла»
Д.Кабалевский «Клоуны»
А.Комаровский «Марш нашего звена»
А.Комаровский «У торжественного костра»
Н.Раков «Рассказ»
Д.Боночини «Рондо»
З. Багиров «Романс»
Л.Мэрдорж «Торгуд бужиг»
С.Рахманинов «Полька»
В.Ф.Бах «Весой»
М.Поплавский «Мазурка»
В.Косенко «Скерцино»
В.Моцарт «Гавот»
Р.Глиэр Мазурка из балета «» Тарас Бульба
М. Огинский «Полонез»
Крупная форма
О.Ридинг Концетр 1-2-3 часть
Ф. Зейтц Ученический концерт
А.Яньшинов Концертино в русском стиле
А.Вивальди Концерт а-moll, 1 часть
Н.Бакланова Вариации
Г.Телеман Аллегро (финал из концерта)
Л.Бетховен Сонатина
Седьмой класс
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально – исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных творческих задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности. Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты. Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7- года обучения ученик должен пройти: 8-10 разножанровых произведений и этюдов разной степени завершенности соло и в любом виде ансамбля, упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений, вибраций, фаршлагов, мажорные гаммы до 5 знаков в ключе, минорные гаммы до 3 знаков в ключе, арпеджио, трезвучия, секстаккорды в этих тональностях. Исполнительская терминология.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
2 четверть – академический концерт (1-2 произведения)
Декабрь – зачет (гаммы, пьеса, этюд, чтение с листа)
4 четверть – академический концерт (2-3 произведения)
Май – контрольный урок (упражнения, гаммы, этюд)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце года:
1 вариант:
Э.Ж.Дженкинсон «Танец»
Н. Бакланова «Сонатино»
Н.Бакланова «Концертино»
2 вариант:
О. Ридинг Концерт 3 часть
А.Аверкин «Милая мама»
Казачок – укр. н.п.
Примерный репертуарный список:
Крупная форма
1.О.Ридинг Концетр 1-2-3 часть
Ф. Зейтц Ученический концерт
А.Яньшинов Концертино в русском стиле
А.Вивальди Концерт а-moll, 1 часть
Н.Бакланова Вариации
Г.Телеман Аллегро (финал из концерта)
Л.Бетховен Сонатина
Восьмой класс
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально - исполнительских навыков игры на инструменте. Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения, изучение различных по стилям и жанрам произведений, совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов.
Подготовка профессионально – ориентированных программ для выступлений на концертах, конкурсах, фестивалях. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. Подготовка к выпускному экзамену.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – дифференцированное прослушивание (2 произведения из программы выпускного экзамена)
Февраль – прослушивание (три произведения из программы выпускного экзамена)
Апрель – прослушивание (четыре произведения из программы выпускного экзамена)
Май – выпускной экзамен
Примерный репертуарный список выпускного экзамена
1 вариант:
Г . Телеман «Аллегро» (финал из концерта)
Вивальди Концерт а- moll, 2 часть
В.Усович «Первоклассница»
А.Николайчук «Пьеса»
2 вариант:
В.Усович «Сурхарбаан»
В.Усович вариации на бурятскую народную тему «Сэлгеэхэн Сэлэнгэ»
Л. Бетховен «Сонатина»
Д.Коркина «Рондо»
3 вариант:
В. Усович «Старинная мелодия»
В.Усович «В лесу»
А.Комаровский «Концерт»
Г.Жамьян «Эх орны оглоо»
Примерный репертуарный список:
1.Телеман «Аллегро» (финал из концерта)
2.Вивальди Концерт а- moll, 2 часть
3.В.Усович «Первоклассница»
4.А.Николайчук «Пьеса»
5. В.Усович «Сурхарбаан»
6.В.Усович вариации на бурятскую народную тему «Сэлгеэхэн Сэлэнгэ»
7. Л. Бетховен «Сонатина»
Д.Коркина «Рондо»
В. Усович «Старинная мелодия»
В.Усович «В лесу»
А.Комаровский «Концерт»
Г.Жамьян «Эх орны оглоо»
В. Усович «Шаг за шагом»
В.Усович «Рядом с мамой»
В. Усович «Дедушк танцует»
В.Усович «Новое платье»
В.Усович «Мелодия»
В.Усович «Грустная песенка»
В.Усович «Урок рисования»
А.Андреев «Старинная песня»
Б.Аюшеева «Пьеса»
Д. Коркина «Лирическая песня»
А. Николайчук «Маленькая фантазия»
А.Николайчук «Пьеса»
Д.Коркина «Рондо»
Л.Санжиева «Небесная канцелярия»
Б. Ямпилов Сюита в 3 частях
«Цэн цэнгийн баавар, Хэен хуар» м.н.п.
«Ай нанаа, Ганьхуар цаас» м.н.п.
«Мандан нар, шэдэн хуар» м.н.п.
Девятый класс
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением;
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированному музыкальному мышлению;
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – дифференцированное прослушивание (2 произведения из программы выпускного экзамена)
Февраль – прослушивание (три произведения из программы выпускного экзамена)
Апрель – прослушивание (четыре произведения из программы выпускного экзамена)
Май – выпускной экзамен
Примерный репертуарный список:
1 вариант:
А.Яньшинов Концертино в русском стиле
О.Ридинг Концетр 1-2-3 часть
2вариант:
А.Вивальди Концерт а-moll, 1 -2 части
Ц. Сухбаатар «Эх нютиигын оглоо»
В.Усович «Трудная задачка»
Примерный репертуарный список:
Гайдн Й. «Менуэт быка»
Шуман Р. «Кукольная колыбельная»
Бетховен Л. «Менуэт»
Крейслер Ф. «Андантино в стиле Мартини»
Бриттен Б. «Колыбельная и пантомима»
Шуберт Ф. «Скерцо»
Обер Ж. «Жига»
Люлли Ж. «Жига»
Госсек Ф. «Тамбурин»
Глинка М. «Чувство»
Глинка М. «Простодушин»
Балакирев М. «Полька»
Рубинштейн «Танец»
Рогалеа И. «Рондо в старинном стиле»
Глиэр Р. «Этюд»
Шишаков Ю. «Этюд»
Василенко С. «Танец» из балета «Мирандолина»
Глиэр Р. «Прелюдия»
Глазунов А. «Легкая соната» соль мажор
Шостакович Д. «Прелюдия»
Саксонский «Две белорусские народные песни»
Василенко С. «Ты раздолье мое»
Кудрявцев А. «Смоленская камаринская»
Осипова Д. «Шуточная»
Римский – Корсаков Н. «Две русские народные песни»
Ипполитова- Иванова М. «Я на камушке сижу»
Манжигеев С. «Бурятский танец»
Гочиксумлаа С. «Рапсодия»
Сухбаатар Ц. «Гоцлол»
Сухбаатар Ц. «Адуучины бодол»
Мордорж Л. «Гоцлол»
Жанчеев Д. «Хувилбар аяз»
Батуев Ж. «Бурятский танец»
Ямпилов Б. «Нагаев»
Содержание образовательного процесса «Сециальность Хур»
Срок обучения 6 лет
Годовые требования по классам
Требования по специальности обучающихся на хуре сроком 5 лет те же, что и при 8 летнем обучении, но несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов. Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить максимально на реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Первый класс
Развитие музыкально - слуховых представлений и музыкально- образного мышления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа). Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений смычка. Знакомство с инструментом, строением. Основы и особенности при посадке, постановке Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Упражнения на освоение смычка. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. В течении 1 полугодия обучения ученик должен пройти: 10-15 первоначальных пьес, этюдов, ансамбль (с другим учеником или преподавателем) разной степени завершенности – от разбора- знакомства до концертного исполнения. Гаммы соль мажор, ре мажор, до мажор в 1- позиции. Короткие арпеджио и тоническое трезвучие в этих тональностях. В том числе: игра в ансамбле с педагогом, исполнительские терминологии.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – зачет
3 разнохарактерные пьесы
Март – академический концерт (3 разнохарактерные пьесы)
Май – контрольный урок (гаммы, 2-3 разнохарактерных пьесы, в том числе этюд)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце второго полугодия:
1 вариант:
1.Этюд№9 А. Комаровский (сб. изд., этюдов)
2Моцарт «Аллегретто»
3.Как под горкой. Р.Н.П. обработка А. Комаровского
2 вариант:
1.Бетховен «Сурок»
2.Манжигеев «Табан хурган»
3 .Перепелочка Бел.н.п. в обработке С.Полонского
3 вариант:
1.Г.Гендель «Гавот с вариациями»
2.В. Моцарт «Майская песня»
3.Веселые гуси - Укр.н.п. в обработке М. Красева
Второй класс
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, ведением смычка. Освоение технологии исполнения основных штрихов: деташе, легато. Освоение техники перехода со струны на струну. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти: 10-15 разножанровых пьес, этюдов разной степени завершенности, соло и в любом виде ансамбля. Гаммы Соль, Фа, Ре мажор в 2 позициях 2 октавы. Трезвучия с обращениями.
Исполнительская терминология.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
2 четверть – академ. концерт (две разнохарактерные пьесы)
Декабрь- контрольный урок (гамма, пьеса,этюд)
Март – академический концерт (2-3 разнохарактерные пьесы)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце второго полугодия:
1 вариант:
Н.Бакланова Этюд № 11 (Сб.избр. вып.1)
Обр. Красева «Веселые гуси»
И.Брамс «Петрушка»
2 вариант:
1.В. Моцарт «Майская песня»
2.А.Гречанинов «Весельчак»
3.Ж.Батуев «Жаргал»
3 вариант:
1.Гендель Г. Чакона Соль мажор
2. Моцарт «Менуэт» До мажор
Перселл Г. Ария а-moll
Третий класс
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей по ведению смычка, иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой – приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Развитие в обучающемся творческой инициативы. Более активное привлечение учеников во все этапы обучения (Обозначение аппликатуры, 1-2 -3 позиции, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов, пьес с более сложными ритмическими рисунками (1-2-3 позициях). Двойные ноты и несложные аккорды в 1 позиции. Элементарные навыки вибрации, самостоятельного разбора и чтения с листа.
В течение года учащийся должен пройти мажорные и бемольные гаммы до 3-4 знаков в 1-2-3 позициях в две октавы в штрихах:
-Деташе
-Легато
-Легато (2-4-8 на смычок)
Комбинирование штрихов (2 отдельно- 2легато- 2 отдельно; 1отдельно – 3 легато и т.д.)
Дуолями
Трезвучия, квартсекстаккорды в 1-2-3 позициях, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 пьес различного характера (из них 1-2 крупной формы), 3-4 пьесы в эскизном варианте.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
2 четверть – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)
Декабрь – контрольный урок (гаммы, упражнения, этюд, пьеса)
3 четверть – академический концерт (2-3 разнохарактерные пьесы из них 1 крупной формы)
Май – контрольный урок (две пьесы, этюд, гаммы)
Примерный репертуарный список:
1вариант:
1.Вольфарт Ф. Этюд №9
2.Кабалевский наш край
3.Манжигеев «Энхэ тайбан»
2 вариант:
Ридинг Концерт h-moll, 1 часть.
Четвертый класс
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально- исполнительских навыков игры на хуре. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое внимание преподавателя должно быть направленно на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно - академические, концертные, конкурсные и другие.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти: 5-6 разножанровых пьес, 5-6 этюдов разной степени завершенности, 2 произведения крупной формы, 4-5 в эскизной подготовке. Технические требования: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования техники игры, работа над вибрацией длинных нот в произведении. Исполнительская терминология.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – академический концерт (2 произведения)
Апрель – академический концерт (2-3 произведения)
Май – контрольный урок (гаммы, этюд,пьеса)
Примерный репертуарный список академического концерта в конце года:
1 вариант:
И.Брамс «Колыбельная»
П.Чайковский «Сладкая греза»
Д.Мэрдорж «Хоньчин хуу»
2 вариант:
К.Мострас Этюд №5 (Избранные этюды 3-5 кл.)
Зейтс «Ученический концерт№1»
Пятый класс
Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса – представить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах. Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения, изучение различных по стилям и жанрам произведений, совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов. Подготовка профессионально – ориентированных программ для выступлений на концертах, конкурсах, фестивалях. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. Подготовка к выпускному экзамену.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – дифференцированное прослушивание (2 произведения из программы выпускного экзамена)
Февраль – прослушивание (три произведения из программы выпускного экзмена)
Апрель – прослушивание (четыре произведения из программы выпускного экзамена)
Май – выпускной экзамен
Примерный репертуарный список выпускного экзамена
1 вариант:
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Комаровский А. «Вариации»
Ямпилов Б. «Танец»
2 вариант:
Крейслер Ф. «Андантино в стиле Мартини»
Балакирев М. «Полька»
Ф. Госсек «Тамбурин»
3 вариант:
1.К.Мострас Этюд №5 (Избранные этюды 3-5 кл.)
2.Зейтс «Ученический концерт№1»
Примерный репертуарный список:
Шестой класс Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. Участие в классных вечерах, концертах школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре. Перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением;
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированному музыкальному мышлению;
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – дифференцированное прослушивание (2 произведения из программы выпускного экзамена)
Февраль – прослушивание (три произведения из программы выпускного экзамена)
Апрель – прослушивание (четыре произведения из программы выпускного экзамена)
Май – выпускной экзамен
Примерный репертуарный список:
1 вариант:
Д. Бадарч «Шанзны гоцлол»
2.О. Ридинг Концерт 2 часть
3.Л.Санжиева «Небесная канцелярия»
4.Глиэр «Этюд»
2 вариант:
1.Б. Ямпилов «Сюита в 3 частях»
2.А. Николайчук «Маленькая фантазия»
3.А.Андреев «Старинная песня»
4.Аюшеев Д. «Хантарма»
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направленно на обеспечение художественно – эстетического развития учащегося и приобретения им художественно – исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
- знать конструктивные особенности инструмента и смычка;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрихи и т.д.)
- знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.)
- уметь самостоятельно определять технические трудности не сложного музыкального произведения и находить способы и методы работы над ними;
- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
- иметь навык игры по нотам;
- уметь самостоятельно настроить инструмент;
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
- самостоятельному музыкальному исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники хуриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, вибрации, чистого интонирования, а также оргн6изацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой вибрации, техники владения смычком;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений, навыков, позволяющий использовать многообразные возможности- хура, для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание музыкальной терминологии;
- наличие навыка чтения с листа;
- умение транспонировать и подбирать по слуху;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальности хур» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материала.
Таблица 4
Вид контроля
Задачи
Формы
Текущий контроль
- поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения ученика к изучаемому предмету;
- повышение уровня освоения текущего материала;
- результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок;
- контроль осуществляется педагогом по специальности регулярно, в рамках расписания занятий;
Контрольные уроки;
Академические концерты;
Прослушивания к конкурсам, отчетным концертам;
Промежуточная аттестация
Определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения;
Зачеты (показ части программы технический зачет), академические концерты, переводные экзамены;
Итоговая аттестация
Определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета;
Экзамен проводится в выпускных классах: 5(6); 8(9);
Контрольные уроки направлены на выявление знаний , умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Этот своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящий рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. Участие учащегося в конкурсе солистов (поселковом, районном, краевом, региональном) зачитывается, как сдача программы академконцерта.
Переводные экзамены проводятся в конце 1 и 4 классов. Исполнение программы демонстрирует уровень подготовки учащегося на определенном этапе. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5(6); 8(9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 5
Оценка
Критерии оценивания исполнения
5 (отлично)
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением, позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 (хорошо)
Игра с ясно художественно – музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, незначительное количество погрешностей в тексте, эмоциональная скованность.
3 (удовлетворительно)
Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.
2 (неудовлетворительно)
Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.
Зачет (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В период обучения оценки выставляются до окончания каждой четверти.
При выведении оценки за год учитываются следующие параметры:
Оценка годовой работы учащегося.
Оценки за академические концерты, зачеты, экзамены.
Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении итоговой оценки (выпускной экзамен) учитываются следующие параметры:
- качество исполнения;
- технический уровень владения инструментом;
- раскрытие художественного образа музыкального произведения;
- понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В работе с учащимися преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально – личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на хуре , является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук , целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами, этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач. (ознакомление, чтение с листа нот, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводится на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению смычка.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику, выучит самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах, включаются лучшие образцы зарубежной и отечественной классики.
Вся творческая деятельность педагога – музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги по классу - хур, обращаются к методикам и методическим исследованиям специальности - скрипка т.к. инструменты идентичны, группа смычковых, отличаются постановкой игрового аппарата.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий – каждый день;
- объем самостоятельных занятий в неделю от 2 до 4 часов;
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в ДШИ педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику, организовать домашнюю работу, исходя из количества времени отведенное на занятие.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов. Разбор новых произведений или чтении с листа, выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы, работа над звуком, смычком. Доведение произведения до концертного вида, проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом, повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе дает преподаватель в индивидуальном порядке и фиксирует их, в случае необходимости в дневнике.
6. Список учебно-методической литературы:
Адылов А. Школа игры на чанге. Ташкент, 1976
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М, 1972
3.Александров А. Способы извлечения звука, приемы игры, штрихи на домре. А.Григорян «Начальная школа игры на скрипке»
4.К.Родионов «Начальные уроки игры на скрипке»
5.О.Пархоменко, В.Зельдис «Школа игры на скрипке»
6.Н.Бакланова «Маленькие упражнения для начинающих»
Сборник избранных этюдов, вып. 1, 1974 г. (составители: Гарлицкий, Родионов, Фортунатов).
Этюды для скрипки на различные виды техники (сост. К.Тахтаджиев)
М., 1972
9.Ю.Уткин Хрестоматия для скрипки 3-4 классы. М., 1975
Ю. Уткин Хрестоматия для скрипки 4-5 классы . М., 1984
И.Гржимали «Упражнения в гаммах»
А.Григорян «Гаммы и арпеджио»
Ю.Конюс «Упражнения и маленькие этюды двойными нотами в 1 позиций»
Сборник избранных этюдов в 2-5 классов
Этюды для скрипки 4-5 класс
О.Шевчик Школа скрипичной техники
Техника смычка
А.Алексеев «Гаммы и арпеджио» М-Л. 1951
Н. Бакланова «Шесть этюдов средней трудности»1951
18.Александрова А. Способы извлечения звука, приемы игры, штрихи на домре. М., 1972
19. Афанасьев Б. Музыкальная форма как процесс. Изд.2-е.Л.,1971
20. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М.,1965
21. Дашдулам Школа игры на шанзе. Улан-Батор, 1971
22. Дашдаваа Школа игры на ечине . Улан-Батор,1971
23. Крупинский школа игры на ксилофоне. М., 1948
24. Лесман И. Очерки о методике обучения игре на скрипке. М.,1968
25. Погожева Т. Вопросы методики обучения игры на скрипке. М.,1968
26. Попонов В. Школа игры на 4 струнной домре. М., 1968
27. Цэвэлмаа Школа игры на хучире. Улан-Батор, 1970
28. Чунин В. Школа игры на 3 струнной домре. М.,1981
29. Ямпольский А. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей. М., 1968
30. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М.,1983
31. Ямпольский А. К вопросу развития скрипичной техники: штрихи. М., 1981
32. Детские пьесы композиторов Бурятии М.,1986
33. Сборник фортепианных произведений бурятских композиторов. Улан-Удэ, 1966
34. Фортепианные пьесы бурятских композиторов. Улан-Удэ, 1970
35. Саранцэцэг Д. Сборник произведений для шанзы , для учащихся музыкального колледжа. Улан-Батор, 2006
36. Саран Ц. Школа игры на ечине. Улан-Батор, 2006
„ђЗаголовок 1уђЗаголовок 215