«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе ёчин»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Курумканская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе ёчин»
Выполнила: преподаватель
по классу ёчинРаднаева Сурэна Чингисовнас. Курумкан
2016 г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе ёчин»
Введение.
Музицирование играет важную роль в развитии творческой иннициативы, творческой активности ребенка и его способностей. И является одной из самых доступных форм ознакомления с миром музыки. Ансамблевая игра в классе, предполагает дружеское настроение и атмосферу. Несмотря на любой уровень подготовки, способности каждого ребенка, он начинает чувствовать себя полноценным участником действия ансамблевого музицирования. Исполнение в ансамбле доставляет ученикам высшее удовольствие и приносит неоспоримую пользу. Одновременно с соединением 2-х, 3-х, 4-х и более исполнителей музыкального произведения, музицирование приносит не только радость, удовольствие, но и раскрепощает ученика, снижает зажатость и снижает страх перед публичным выступлением. И поэтому в классе, ансамблем нужно заниматься часто и всегда.
Дети, которые часто выступают сольно, при игре с ансамблем с самого начала, когда идет разбор произведения, начинают солировать. Так, как они знают, что прекрасно умеют игратьи потому их очень сложно соединить. Но, в процессе репетиции в ансамбле, они начинают меняться, начинают помогать друг другу, подсказывают, они начинают решать многие вопросы, такие как, в каком темпе играть, какими штрихами, исходя из характера и образа исполняемого произведения.
Игра в ансамбле – прекрасное средство воспитания хорошего чувства ритма, музыкального слуха, умения слышать и слушать своего партнера сквозь призму собственного исполнения. Ансамблевая игра воспитывает активность и желание заниматься на инструменте. Основа техники музыкального ансамбля предопределено уже самим названием. От французского «ensemble» означает «вместе, множество». Техническое, грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
синхронности при взятии звука;
равновесия в звучании;
чистоты интонации (мелодической, гармонической);
единства штрихов и аппликатуры;
вырабатывать умение вести и передавать мелодическую линию от партии к партии;
воспитывать ощущение единой ритмической пульсации.
Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением:
научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса;
ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков;
исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения,
творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальном классе,
получить навыки чтения с листа.
Краткие методические указания преподавателю.
В начале занятий с ансамблем необходимо тщательно разработать план работы в классе ансамбля, а также нужно уметь ставить конкретную задачу на определенном этапе занятий и постепенно добиваться ее решения.
При выборе репертуара следует обратить внимание на технические сложности произведения и способы их преодоления.
В настоящее время в работе с ансамблем актуально использование современных технологий, в частности, применение фонограммы в минусовом варианте в качестве сопровождения (аккомпанемента) к ансамблю с младшего класса. Такое нововведение повышает интерес учащихся к исполнению произведений, а, следовательно, к занятиям по ансамблю, позволяет разнообразить концертные выступления коллектива. Следует учесть, что использование фонограммы не должно исключать традиционную практику пианиста-концертмейстера и других музыкальных инструментов.
Преподавание в классе ансамбля требует от руководителя постоянной творческой инициативы, умения найти методы обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся. Немаловажным фактором является умение преподавателя найти контакт с каждым участником ансамбля, знать его психологические особенности, привычки, интересы. Руководитель обязан уметь просто, доступно объяснить свои требования.
В организации класса ансамбля важно воспитание дисциплины, сознательности, которые способствуют достижению успеха в работе. Учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса.
Участвовать в ансамбле могут обучающиеся разных классов, но распределяемые между ними партии по степени трудности не должны превышать возможностей каждого ученика. В целях стимулирования ансамблевой игры следует по возможности менять партии между исполнителями. Партию учить лучше на память. Обучение игры в ансамбле необходимо начинать с первого класса и учиться играть вместе с преподавателем.
В первом классе ансамблем нужно играть маленькие песенки, попевки, популярные мелодии в унисон.
Например, работа над пьесой «Весенняя» В.А. Моцарт:
Характер музыки (весёлая, светлая)
Образ музыки (о цветах, о солнце, о каникулах и т.д.)
Штрих (легато)
Певуче,
Размер 6/8 (считаем в трёхдольном размере 3/8)
Работать над нотой с точкой и залигованной нотой, которую надо обязательно высчитать. И научится слышать ритмическую пульсацию партии.
Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Как в живописи, так и в музыке ничего не выйдет, если все будет иметь равную силу. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план. Воспитав такое ощущение динамики, ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии относительно других, каковы особенности изложения всех партий. Здесь следует еще раз отметить организующую роль партии аккомпанемента как основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастаниях. Forte ведущей партии, как правило, несколько более интенсивнее, чем forte сопровождения. При прозрачной фактуре forte звучит иначе, чем при плотной. Аналогичные высказывания можно отнести и по разнообразию нюансировки к исполнению piano. Нужно приучать ансамблистов немедленно реагировать на динамические изменения главной партии и исполнять свою партию также чуть громче или тише.
Во втором классе обучение игры в ансамбле необходимо играть с соединением 2-х партий и 2-х исполнителей вместе с преподавателем. Например, Л. Жульева, "Собачий вальс", вариации на тему Ф. Шопена для фортепиано в 4 руки Эту темуна фортепиано играют все, кусочками или целиком, пианисты и народники, её знают и бабушки и дедушки, она нравится всем. Переложив для ансамбля иочина в 2-х партиях, с этой темой можно решить свои технические задачи на инструменте и получать удовольствие от этой работы. Здесь мы обязательно знакомимся с вариационной формой.
Вариационный цикл,форма по сути импровизационная, дающая композитору большую свободу. Вместе с тем, обладающая внутренними закономерностями. Как бы не было прихотлив разнообразием материал (фактурной, регистровой, гармонической краской), всё равно вариацию слушатель слышит, обязательно узнаёт тему или её контур. Своеобразие вариационных циклов в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. Подобное в миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, завершённости и в то же время целостность вариационного цикла достигается тематическим единством.
Прежде чем играть, идёт знакомство с вариацией, словесное объяснение «что такое вариация». Например: «Прежде всего, мы с учениками смотрим в окно, и я спрашиваю: - За окном что-нибудь меняется? Они отвечают: - Да, меняется! Когда зима, всё кругом бело, а летом, всё зелёное. Я отвечаю: - Правильно, значит,за окном меняется цвет, а образ остаётся». Так же на наглядном примере, показываю на картинке одну и ту же девочку с разными косынками и объясняю, что так же и в вариации, что в вариации есть главная тема, но она меняется, разукрашивается и т.д.
Довольно распространенный недостаток в исполнении ансамблевой музыки – искажение ритмического рисунка, нечеткое его исполнение. Чаще всего ошибки появляются в пунктирном ритме, сочетание ритмически неоднородных фигур в партиях, чередование и совмещение двух и трехдольных ритмов, применение пяти-семидольных размеров. Безупречная точность ритмического рисунка, властная сила ритма - непременное условие в исполнении. Ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных долей без вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности несовпадающих долей. Исполнитель должен ясно ощущать самостоятельность ритмического рисунка своей партии, преодолевая магнетическую силу одновременно звучащей ритмической фигуры другой партии.
С старших классов ансамбль необходимо играть с соединением нескольких других музыкальных инструментов и партий, в большом составе квартет, квинтет и т.д..Подобные расширения способны «раскрасить» произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений, чтобы участники ансамбля слышали все нюансы нотного текста. Итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. Для выступлений нужно накапливать репертуар разножанровый, т. к. выступать приходится в разных аудиториях, перед людьми с разным менталитетом, то нужно иметь различный репертуар: от классического до эстрадного. С старшего класса в ансамбле мы прежде всего говорим о структуре и форме произведения. Например, простая трёх частная форма или сложная. Находим средства выразительности, темп, тональность, также различия в частях произведения. Здесь начинаем обращать внимание на темп (замедление или ускорение). Усложнением множественных задач, расширяется также техническая задача совместной игры. Это преодоление трудностей, например, полиретмии (от греч. polus - многий и ритм) - сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков или игра в ансамбле, когда один исполнитель играет другой ритмический рисунок, нежели остальные. А также, используется особые тембральные возможности ёчина и приемы звукоизвлечения.
Заключение.
Игра в ансамбле обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения. Такая форма занятий развивает важные профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности звучания. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантами проходят произведения различных художественных стилей, исторических эпох. Иными словами - ансамблевая игра - постоянная смена новых восприятий, впечатлений, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.
В настоящее время необходима концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. В ансамблевой игре мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех – источник внутренних сил и мотивации.
Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДШИ заниматься развитием ансамблевых навыков.
4. Список методической литературы
1.Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах. – Петрозаводск, 1992.
2.Апраксина, О. Современные требования к школьному учителю музыки / О.Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – 1982.
3.Алексеев, А. Методика обучения игры на ф-но / А.Алексеев. – М., 1971.
4.Готсдинер, А. Музыкальная психология / А.Готсдинер. – М., 1993.
5.Жинович, И. Оркестр цимбалистов / И.Жинович. – Минск, 1968.
6.Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца / Д.Кабалевский. – М., 1984.
7.Крюкова, В. Музыкальная педагогика / В.Крюкова. – Р., 2002.
8.Мицуль, М. Цимбальное искусство как феномен белорусской национальной культуры XX столетия: дис. канд. наук / М.Мицуль. – Минск, 2003.
9.Петров, И. К вопросу о развитии творческих способностей / И.Петров // Вопросы музыкальной педагогики. – 1986. – В. 7.
10.Подойницына, Р. Ансамблевое музицирование в классе цимбал / 11.Р.Подойницына, М.Солопов. – Минск, 1998.
12.Назина, И. Белорусские народные музыкальные инструменты / И.Назина. Вып. 1. – Минск, 1979; Вып. 2. – Минск, 1982.
13.Настенко, 3. Иосиф Жинович: страницы жизни / З.Настенко. – Минск, 1969.
14.Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Нейгауз. – М., 1967.
15.Теплов, Б. Психология музыкальных способностей / Б.Теплов. – М.: Музыка, 1985.
16.Юдовина–Гальперина, Т. За роялем без слез / Т.Юдовина–Гальперина. – СПб., 1996.
17.Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007
18.Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М., 1971
19.Гречухина Р. Н. Ансамбли баянов и аккордеонов. – Спб.: Композитор, 2001.
20.Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
21.Зеленин В. Работа в классе ансамбля. – Минск, 1979.
22.Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. – Москва. – 1986.
23.Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб.: Композитор, 2008.