Рабочая программа по дисциплине Биология (для слушателей подготовительного отделения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУИ ВО « московскИЙ государственнЫЙ
гуманитарно- экономическИЙ университет»
Калмыцкий филиал













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

(для слушателей подготовительного отделения)




















2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для слушателей подготовительного отделения.


Организация-разработчик: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

Разработчик: Болдырева А.Ю., преподаватель Калмыцкого филиала ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»





Одобрена кафедрой общеобразовательных дисциплин

Протокол № от 20___г.

Зав.кафедрой А.Э.Санджиева


Утверждена на заседании НМС

Протокол № от 20___г.

Председатель В.В.Новгородова























Содержание
Паспорт
Содержание дисциплины
Структура дисциплины
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости
Тематический план учебной дисциплины
Образовательные технологии
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины
Педагогическое сопровождение слушателей с ОВЗ
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Литература









































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС для слушателей подготовительного отделения.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина относится к обязательной базовой части и входит в состав общеобразовательного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;

уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 262 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося 204 часа.









2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр – 1,2 вид отчетности – экзамен
№ раздела
Наименование раздела, тема
Содержание раздела
Форма текущего контроля

1
2
3
4


Раздел 1. Растения

1
Тема 1. Разнообразие растительного мира.

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений.
тест

2
Тема 2. Строение цветкового растения
Вегетативные органы растения.
Внешнее и внутреннее строение корня, функции и его видоизменения. Механизм поглощения корнями воды и минеральных солей. Строение побега, типы ветвления. Видоизменения побега. Почка, строение и расположение почек на стебле. Строение и функции стебля. Рост стебля в длину и толщину. Транспорт в стебле воды, минеральных и органических веществ. Морфологическое разнообразие стеблей. Строение, функции листа и его видоизменения.



тест

3
Тема 3. Генеративные органы растения
Строение цветка. Стерильные и фертильные элементы и их особенности. Образование женского и мужского гаметофита. Принцип двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Строение семени двудольных и однодольных растений. Образование семян. Состав семян. Условие прорастания семян. Питание и рост проростков. Образование плодов и их классификация.
тест

4
Тема 4. Систематика растений
Низшие растения. Многообразие водорослей. Зеленые водоросли. Представители, строение и размножение. Строение, питание, размножение грибов. Характеристика лишайников, особенности питания и способы размножения. Высшие растения. Циклы развития высших растений. Общая характеристика высших растений. Понятия "спорофит", "гаметофит". Чередование поколений у высших растений. Моховидные. Строение, размножение кукушкина льна. Сфагновый мох, образование торфа. Папоротниковидные. Строение, размножение щитовника мужского. Общая характеристика голосеменных. Строение и размножение. Распространение хвойных. 3начение голосеменных в природе и жизни человека. Многообразие покрытосеменных растений.
тест


Раздел 2. Животные

5
Тема 1. Многообразие животного мира.
Основные отличия животных от растений. Черты их сходства. Многообразие животного мира.
тест

6
Тема 2. Низшие беспозвоночные животные
Сходство и различие животных и растений. Общая характеристика беспозвоночных животных. Простейшие. Основные представители и их значение. Кишечнополостные. Характеристика типов. Плоские черви. Общие черты организации представителей различных классов плоских червей, особенности строения в связи с образом жизни. Приспособление к паразитическому образу жизни. Меры борьбы с паразитическими червями. Циклы развития. Многообразие кольчатых червей. Сравнительная характеристика круглых и кольчатых червей. Моллюски. Общая характеристика типа. Класс брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Основные черты сходства и различия представителей различных классов моллюсков. Размножение и развитие. Многообразие моллюсков. Общая характеристика членистоногих. Черты организации ракообразных, паукообразных и насекомых
тест

7
Тема 3. Хордовые.
Характеристика типа. Первичноводные. Сравнительная, характеристика низших беспозвоночных и хордовых. Сравнительная характеристика хрящевых и костных рыб. Амфибии. Особенности строения, жизнедеятельности, размножение и развитие земноводных
тест

8
Тема 4. Млекопитающие.
Первичноназемные животные. Сравнительная характеристика классов. Рептилии. Общая характеристика пресмыкающихся. Птицы. Общая характеристика класса. Особенности строения, жизнедеятельности птиц в связи с полетом. Млекопитающие. Общая характеристика и представители подкласса первозвери, сумчатых и плацентарных животных
тест


Раздел 3. Человек и его здоровье

9
Тема 1. Организм человека. Опорно-двигательная система.
Общий обзор организма человека.
Ткани. Органы. Системы органов. Основные типы тканей организма человека. Строение клеток и функции тканей. Разновидности тканей. Расположение тканей в организме человека. Основные системы органов их особенности и взаиморасположение в организме человека. Функционирование органов. Механизмы регуляции функций организма. Анализаторы. Зрительный анализатор и слуховой. Строение и функции кожи. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Опорно -двигательная система. Активная часть опорно -двигательной системы. Виды костей. Рост костей. Соединение костей. Скелет человека и его отделы. Пассивная часть опорно -двигательной системы. Мышцы. Значение двигательной активности для сохранения здоровья. Первая помощь при вывихах и переломах.
тест

10
Тема 2. Нервная система. Иммунитет.
Нервная система. Значение нервной системы. Строение и принципы работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Железы внутренней секреции. Центральная нервная система. Головной мозг. Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга. Спинной мозг. Особенности строения спинного мозга. Функции отделов спинного мозга. Периферическая нервная система. Высшая нервная деятельность. Классификация желез организма человека. Гормоны и их свойства. Основные железы внутренней секреции. Гипофункция и гиперфункция железы.
тест

11
Тема 3. Кровеносная система. Мочевыделительная система.
Кровь. Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), ее относительное постоянство. Состав крови: плазма, форменные элементы – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции. Группы крови. Свертывание крови. Иммунитет и его виды. Кровообращение. Сердце, его строение и работа. Круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, пульс. Первая помощь при кровотечениях. Выделительная система. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Мочевыделение. Гигиена мочевыделительной системы. Кожа. Строение и функции кожи.
тест

12
Тема 4. Питание. Дыхание.
Дыхание. Система органов дыхания, их строение и функции. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция. Гигиена дыхания. Пищеварение. Значение. Пищеварительные ферменты, их свойства и значение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке. Пищеварительные процессы в тонком и толстом кишечнике. Регуляция пищеварительных процессов. Печень, поджелудочная железа. Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы
тест

13
Тема 5. Размножение.
Гигиена кожи. Развитие человеческого организма. Строение и функции мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Беременность. Роды.
тест


Раздел 4. Общая билогия

14
Основы цитологии
Тема 1. Общие свойства живых организмов. Химические компоненты живых организмов.

Содержание химических элементов в клетке. Макро - и микроэлементы. Вода и неорганические соединения, их роль в клетке. Органические соединения в клетке. Липиды. Углеводы. Органические соединения в клетке. Белки. Органические соединения в клетке. Ферменты как биологические катализаторы. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Строение и роль в клетке. РНК. АТФ.
тест

15

Тема 2. Клетка – структурная и функциональная единица жизни.

Методы изучения. Клеточная теория. Строение клетки. Цитоплазматическая мембрана. Клеточная оболочка. Способы транспорта через мембрану. Цитоплазма: гиалоплазма, цитоскелет. Органоиды клетки. Строение и функции клеточного ядра. Хроматин. Хромосомы. Кариотип. Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток. Особенности строения растительной и животной клеток.
тест

16
Тема 3. Обмен веществ и превращение энергии.

Фотосинтез – синтез первичного органического вещества Биосинтез белка. Генетический код и его свойства. Клеточное дыхание, гликолиз брожение.
тест

17
Тема 4. Деление клетки. Клеточный цикл.

Подготовка клетки к делению. Прямое и непрямое деление клетки. Митоз, биологическая сущность и значение. Мейоз, биологическая сущность и значение. Сходства и различия между митозом и мейозом
тест

18
Основы генетики
Тема 1. Основные понятия в генетике.
Наследственность организмов. Законы Г. Менделя. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании: закон единообразия гибридов первого поколения и закон расщепления. Цитологические основы расщепления. Решение задач по моногибридному скрещиванию.
тест

19
Тема 2. Изменчивость.
Наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистический характер модификационной изменчивости. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения наследственности изменчивости у человека.
тест

20
Тема 3. Взаимодействие аллельных генов.
Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач по аллельному взаимодействию генов. Решение задач по неаллельному взаимодействию генов. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования признаков. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Решение задач по дигибридному скрещиванию. Хромосомная теория наследственности. Наследственные болезни человека.
тест

21
Тема 4. Сцепление генов, полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер
Представление о генетической карте хромосом. Генетика пола: половые хромосомы и аутосомы, хромосомное определение пола, наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач по хромосомной теории наследственности. Селекция, ее основные методы.
тест

22
Эволюционное учение
Тема 1. Эволюционное учение.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. Доказательства эволюции. Современные представления об эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Генетическая характеристика популяций. Предпосылки (элементарные факторы эволюции). Эволюционная роль модификационной изменчивости. Решение задач на закон Харди -Вайнберга.
тест

23
Тема 2. Движущие силы эволюции.
Борьба за существование, ее формы. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Результаты эволюции. Приспособления – основной результат эволюции. Видообразование. Факторы видообразования.
тест

24
Тема 3. Изоляция
Изоляция – эволюционный фактор. Основные направления эволюционного процесса: прогресс и регресс. Арогенез, аллогенез, катагенез. Дивергенция, конвергенция.
тест

25
Тема 4. Антропогенез
Происхождение человека. Место человека в зоологической системе. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза, биологические и социальные факторы. Человеческие расы, их происхождение и единство.
тест

26
Экология
Тема 1. Организм и среда.
Экологические факторы. Абиотические факторы (свет, влажность, температура). Биотические факторы (внутривидовые и межвидовые). Лимитирующие факторы. Среды жизни. Адаптация организмов к жизни в разных средах.
тест

27
Тема 2. Экосистемы
Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Понятие биоценоза и биотопа. Связи организмов в биоценозах. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биогеоценоз. Структура экосистемы. Продуценты, консументы, редуценты. Цепи и сети питания. Трофические уровни.
тест

28
Тема 3. Вид и популяции
Вид, популяции и его критерии. Популяционная структура вида. Характеристика популяций. Экологические пирамиды (чисел, биомасс, энергии пищи). Смена биогеоценозов (сукцессии). Отличительные особенности агроценозов. Решение задач по экологии.
тест

29
Тема 4. Биосфера.
Основы учения В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера и ее границы. Живое вещество, его биогеохимические функции. Круговорот веществ. Круговорот воды, углерода, азота. Поток энергии как основа существования биосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Охраняемые природные территории.
тест



3. Структура дисциплины

Вид работы
1-й семестр
2-й семестр
Трудоемкость,
часов




Всего

Общая трудоемкость


262

Аудиторная работа:
26
32
58

Лекции (Л)




Практические занятия (ПЗ),
в том числе зачет




Самостоятельная работа:
91
113
204

Самостоятельное изучение разделов
78
97
175

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
13
16
29

Консультации к экзамену


4

Вид итогового контроля

Экзамен


4. Распределение видов учебной работы и их трудоемкости
Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре

Наименование разделов (тем)
Количество часов


Всего
Аудиторная
работа
Внеауд.
работа СР



Л
ПЗ
ЛР


Раздел 1. Растения


Тема 1. Разнообразие растительного мира.

2
2


7

Тема 2. Строение цветкового растения
2
1
1

7

Тема 3. Генеративные органы растения
2
2


7

Тема 4. Систематика растений
2
2


7

Раздел 2. Животные

Тема 1. Многообразие животного мира.
2
2


7

Тема 2. Низшие беспозвоночные животные
2
2


7

Тема 3. Хордовые.
2
2


7

Тема 4. Млекопитающие.
2
2


7

Раздел 3. Человек и его здоровье


Тема 1.Организм человека. Опорно-двигательная система.
2
2


7

Тема 2. Нервная система. Иммунитет.
2
2


7

Тема 3. Кровеносная система. Мочевыделительная система.
2
2


7

Тема 4. Питание. Дыхание.
2
2


7

Тема 5. Размножение.
2
2


7

Всего:
26



91




Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре

Наименование разделов (тем)
Количество часов


Всего
Аудиторная
работа
Внеауд.
работа СР



Л
ПЗ
ЛР


Раздел 4. Общая билогия

Тема.1. Основы цитологии
8
6
2

28,25

Тема 2. Основы генетики
8
7
1

28,25

Тема 3.Эволюционное учение
8
8


28,25

Тема 4. Экология
8
7
1

28,25

Экзамен






Всего:
32



113


Приложение 3
5. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа слушателей
Объем часов/
зачетных единиц
Образовательные технологии
Формируемые компетенции/ уровень освоения*
Формы текущего контроля

1
2
3
4
5
6

Раздел 1. Растения
12



Лекции


2



1,2



1
Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений.






2

Строение цветкового растения. Вегетативные органы растения.
Внешнее и внутреннее строение корня, функции и его видоизменения. Механизм поглощения корнями воды и минеральных солей. Строение побега, типы ветвления. Видоизменения побега. Почка, строение и расположение почек на стебле. Строение и функции стебля. Рост стебля в длину и толщину. Транспорт в стебле воды, минеральных и органических веществ. Морфологическое разнообразие стеблей. Строение, функции листа и его видоизменения.
1

1,2,3

работа
на семинаре
устный опрос, тестирование


3
Генеративные органы растения
Строение цветка. Стерильные и фертильные элементы и их особенности. Образование женского и мужского гаметофита. Принцип двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Строение семени двудольных и однодольных растений. Образование семян. Состав семян. Условие прорастания семян.
2

1,2
работа
на семинаре
устный опрос, тестирование


4
Систематика растений
Низшие растения. Многообразие водорослей. Зеленые водоросли. Представители, строение и размножение. Строение, питание, размножение грибов. Характеристика лишайников, особенности питания и способы размножения. Высшие растения. Циклы развития высших растений. Общая характеристика высших растений. Понятия "спорофит", "гаметофит". Чередование поколений у высших растений. Моховидные. Строение, размножение кукушкина льна. Сфагновый мох, образование торфа.
2






Практические занятия






1
Общая характеристика растений. Вегетативные органы растения
1





Самостоятельная работа:
знакомство с учебной литературой, внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций.

4



Конспект




Самостоятельное изучение тем:
Питание и рост проростков. Образование плодов и их классификация. Папоротниковидные. Строение, размножение щитовника мужского. Общая характеристика голосеменных. Строение и размножение. Распространение хвойных. 3начение голосеменных в природе и жизни человека. Многообразие покрытосеменных растений.
3




Раздел 2. Животные


Лекции


1,2,3



1
Основные отличия животных от растений. Черты их сходства. Многообразие животного мира.
2





2
Низшие беспозвоночные животные
Сходство и различие животных и растений. Общая характеристика беспозвоночных животных. Простейшие. Основные представители и их значение. Кишечнополостные. Характеристика типов. Плоские черви. Общие черты организации представителей различных классов плоских червей, особенности строения в связи с образом жизни. Приспособление к паразитическому образу жизни. Меры борьбы с паразитическими червями. Циклы развития. Многообразие кольчатых червей.
2





3
Хордовые животные
Характеристика типа. Первичноводные. Сравнительная, характеристика низших беспозвоночных и хордовых. Сравнительная характеристика хрящевых и костных рыб. Амфибии. Особенности строения, жизнедеятельности, размножение и развитие земноводных
2





4

Первичноназемные животные. Сравнительная характеристика классов. Рептилии. Общая характеристика пресмыкающихся. Птицы. Общая характеристика класса. Особенности строения, жизнедеятельности птиц в связи с полетом. Млекопитающие. Общая характеристика и представители подкласса первозвери, сумчатых и плацентарных животных.
2





Самостоятельная работа






знакомство с учебной литературой, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций.
4





Самостоятельное изучение тем:
Сравнительная характеристика круглых и кольчатых червей. Моллюски. Общая характеристика типа. Класс брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Основные черты сходства и различия представителей различных классов моллюсков. Размножение и развитие. Многообразие моллюсков. Общая характеристика членистоногих. Черты организации ракообразных, паукообразных и насекомых
3




Раздел 3. Человек и его здоровье


Лекции




1
Общий обзор организма человека.
Ткани. Органы. Системы органов. Основные типы тканей организма человека. Строение клеток и функции тканей. Разновидности тканей. Расположение тканей в организме человека. Основные системы органов их особенности и взаиморасположение в организме человека. Функционирование органов. Опорно -двигательная система. Активная часть опорно -двигательной системы. Виды костей. Рост костей. Соединение костей. Скелет человека и его отделы. Пассивная часть опорно -двигательной системы. Мышцы. Значение двигательной активности для сохранения здоровья. Первая помощь при вывихах и переломах.
2

1,2



2
Нервная система. Значение нервной системы. Строение и принципы работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Железы внутренней секреции. Центральная нервная система. Головной мозг. Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга. Спинной мозг. Особенности строения спинного мозга. Гормоны и их свойства. Основные железы внутренней секреции. Гипофункция и гиперфункция железы.
2

1,2



3
Кровь. Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), ее относительное постоянство. Состав крови: плазма, форменные элементы – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции. Группы крови. Свертывание крови. Иммунитет и его виды. Кровообращение. Сердце, его строение и работа. Круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, пульс. Первая помощь при кровотечениях. Выделительная система. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Мочевыделение. Гигиена мочевыделительной системы.
2

1,2



4
Дыхание. Система органов дыхания, их строение и функции. 3 [1,4,3] Тест Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция. Гигиена дыхания. Пищеварение. Пищеварительные ферменты, их свойства и значение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке. Пищеварительные процессы в тонком и толстом кишечнике. Печень, поджелудочная железа. Витамины и их роль в обмене веществ.
2

1,2



5
Гигиена кожи. Развитие человеческого организма. Строение и функции мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Беременность. Роды.
2

1,2



Самостоятельная работа






знакомство с учебной литературой, внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций.
4





Самостоятельное изучение тем:
Механизмы регуляции функций организма. Анализаторы. Зрительный анализатор и слуховой. Строение и функции кожи. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Функции отделов спинного мозга. Периферическая нервная система. Высшая нервная деятельность. Классификация желез организма человека. Кожа. Строение и функции кожи. Регуляция пищеварительных процессов. Гиповитаминозы.
3




Раздел 4. Общая билогия (Основы цитологии)


Лекции






1
Общие свойства живых организмов. Химические компоненты живых организмов.
Содержание химических элементов в клетке. Макро - и микроэлементы. Вода и неорганические соединения, их роль в клетке. Органические соединения в клетке. Липиды. Углеводы. Органические соединения в клетке. Белки. Органические соединения в клетке.
2

1,2



2
Клетка – структурная и функциональная единица жизни.
Методы изучения. Клеточная теория. Строение клетки. Цитоплазматическая мембрана. Клеточная оболочка. Способы транспорта через мембрану. Цитоплазма: гиалоплазма, цитоскелет. Органоиды клетки. Строение и функции клеточного ядра. Хроматин. Хромосомы. Кариотип.
2

1,2



3
Обмен веществ и превращение энергии.
Фотосинтез – синтез первичного органического вещества Биосинтез белка. Генетический код и его свойства. Клеточное дыхание, гликолиз брожение.
2

1,2



4
Деление клетки. Клеточный цикл.
Подготовка клетки к делению. Прямое и непрямое деление клетки. Митоз, биологическая сущность и значение. Мейоз, биологическая сущность и значение.
2

1,2



Практические занятия






1
Строение эукариотической клетки.






2
Деление клеток.






Самостоятельная работа:
исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций.
4












Самостоятельное изучение тем:
Ферменты как биологические катализаторы. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Строение и роль в клетке. РНК. АТФ. Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток. Особенности строения растительной и животной клеток. Сходства и различия между митозом и мейозом
3




Раздел 4. Общая билогия (Основы генетики)


Лекции





1
Наследственность организмов.
Основные понятия в генетике. Законы Г. Менделя. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании: закон единообразия гибридов первого поколения и закон расщепления. Цитологические основы расщепления. Решение задач по моногибридному скрещиванию.
1

1,2



2
Изменчивость.
Наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистический характер модификационной изменчивости. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения наследственности изменчивости у человека.
2

1,2



3
Взаимодействие аллельных генов.
Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач по аллельному взаимодействию генов. Решение задач по неаллельному взаимодействию генов. Наследственные болезни человека.
2

1,2



4
Сцепление генов, полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер. Представление о генетической карте хромосом. Генетика пола: половые хромосомы и аутосомы, хромосомное определение пола, наследование признаков, сцепленных с полом.
2

1,2



Практические занятия






1
Решение генетических задач
1

3



Самостоятельная работа






исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций.
4





Самостоятельное изучение тем:
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования признаков. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Решение задач по дигибридному скрещиванию. Хромосомная теория наследственности. Решение задач по хромосомной теории наследственности. Селекция, ее основные методы.
3




Раздел 4. Общая билогия (Эволюционное учение)


Лекции





1
Эволюционное учение. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. Доказательства эволюции. Современные представления об эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Генетическая характеристика популяций. Предпосылки (элементарные факторы эволюции). Эволюционная роль модификационной изменчивости. Решение задач на закон Харди -Вайнберга.
2

1,2



2
Движущие силы эволюции. Борьба за существование, ее формы. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Результаты эволюции. Приспособления – основной результат эволюции. Видообразование. Факторы видообразования.
2

1,2



3
Изоляция – эволюционный фактор. Основные направления эволюционного процесса: прогресс и регресс. Арогенез, аллогенез, катагенез. Дивергенция, конвергенция.
2

1,2



4
Происхождение человека. Место человека в зоологической системе. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза, биологические и социальные факторы. Человеческие расы, их происхождение и единство.
2

1,2



Самостоятельная работа






внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций.
28,25




Раздел 4. Общая билогия (Экология)



Лекции






1

Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы (свет, влажность, температура). Биотические факторы (внутривидовые и межвидовые). Лимитирующие факторы. Среды жизни. Адаптация организмов к жизни в разных средах.
2

1,2



2
Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Понятие биоценоза и биотопа. Связи организмов в биоценозах. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биогеоценоз. Структура экосистемы. Продуценты, к
·