«Как ставить натюрморт? Постановка учебного натюрморта для учеников подготовительного отделения.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дороховская детская школа искусств»»
Методический доклад:
«Как ставить натюрморт? Постановка учебного натюрморта для учеников подготовительного отделения.». Преподаватель художественного отделения
Стайкова Наталия Ивановна
Московская область, Рузский район
2015г
НАТЮРМОРТ (франц. nature morte – мертвая натура; англ. still life. нем. stilleben) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности – от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом. (Пластические искусства. Краткий терминологический словарь.)Задумка натюрморта.
Есть общие правила постановки учебного натюрморта. Предметы в нем должны иметь смысловую связь. Композиционный центр всегда хорошо выражен (обычно он находится на втором плане). Учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме. Чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали, натюрморт смотрится лучше по возрастанию слева на право – как мы привыкли читать.
Натюрморт, как правило, имеет небольшие размеры. Он должен побуждать зрителя к внимательному рассмотрению. Сюжетно-композиционный центр часто состоит из нескольких предметов, которые, группируясь определенным образом, привлекают к себе внимание своим взаиморасположением, цветом, ритмом, освещенностью. Композиционный центр является камертонам активности цвета, света, контрастов, проработки деталей. Другие предметы постановки (чаще это фон, драпировка) должны быть менее активны в этом отношении и подчиняться главному в натюрморте.
Предметы постановки.
Чем строже и проще предмет по форме, тем лучше. Эстетическую выразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу, величине, цвету, тону, фактуре, контрастного сопоставления (например, светлого и темного, цветного и монохромного, блестящего и матового и т.п.). Прием контрастного сопоставления используется для более яркого выявления материальности, вещественности предметов. Например, металлический сосуд ставят на ткань или рядом c керамической чашкой и т.п.. В натюрмортах мастеров можно заметить, что количество теплых тонов часто поддерживается равным количеством холодных.
На начальном этапе выбирают простые по форме, разнообразные по цвету, материалу, соразмерные друг другу предметы. Натюрморты из двух-трех предметов быта ставятся относительно легко. Основную трудность представляет построение пространства, которое не должно быть глубоким (обычно из трех планов). Создать впечатление глубины и объема в живописи можно еще на этапе задумывания постановки. Ближе воспринимаются предметы, теплые по цвету, яркие, контрастные, детально проработанные. Холодные, нейтральные и обобщенно прорисованные воспринимаются относительно первого плана как уходящие в глубину.
Учащимся подготовительного отделения приходится решать целый комплекс изобразительных задач. Они еще не умеют уловить тональные переходы, у них не развито и цельное видение, поэтому особенно важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.
Удачно пишутся предметы с гладкой поверхностью, хорошо принимающей рефлексы окружающей среды, но надо избегать слишком бликующую керамику, живопись такой поверхности требует опыта и цельного видения формы. Трудны в изображении вещи из пластмассы и матовые неглазурованные, их сложнее вписать в среду натюрморта из-за слабо видимых рефлексов.
Первый план требует проработки детальной. Используются предметы яркие, контрастные, мелкие. Например, ветку рябины, виноград, сливы, грибы располагают на однотонную драпировку без складок или с простыми складками. На втором плане композиционный центр натюрморта – это обычно самый крупный, главный предмет и уравновешивающие его предметы средней величины. Лучше если они будут однотонные (локально окрашены). Предметы эти пишутся широко, более обобщенно, чем первый план.
Подбор драпировки.
В учебной постановке фон не должен быть активнее предметов. В первых натюрмортах лучше применять нейтральные тона: сероватые, серовато-зеленые, серо-голубые. Особенность нейтрального фона в том, что на него сильно действуют оттенки предметов натюрморта, и если его писать одним локальным цветом, например серым, то фон будет казаться чужим рядом с предметами.
Велика роль драпировок, служащих не только условным фоном, но и помогающих связать предметы постановки. Складки и направления драпировок лучше уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции. На начальном этапе обучения для фона берем разные по цвету и тону драпировки, сочетая их таким образом, чтобы они помогли построить пространство в натюрморте.
Источник света.
Освещение также важный момент в живописи, идеальным является дневное, но у него есть минус – оно не постоянно. Для учебы используется электрическое освещение. Для каждой постановки надо искать наиболее выразительное освещение, чем чётче разграничение светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма. Хорошие эффекты дает верхнее и боковое освещение.
Размер горизонтальной плоскости тоже очень важен. Если ученики сидят далеко от натюрморта, горизонтальная плоскость сократится, предметы будут казаться стоящими на одной линии, это затруднит передачу пространства и объема. Когда ученики наберутся опыта, можно рисовать натюрморт с высоким и низким горизонтом.