Образовательная программа учебного предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» для подготовительного отделения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска»
Образовательная программа
учебного предмета
«Музыкальный инструмент фортепиано»
для подготовительного отделения
ДМШ №1 имени М.И.Глинки.
2015год
Организация-разработчик:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска».
Разработчики:
Новикова Н.В., преподаватель высшей категории по классу фортепиано, зав. методическим объединением «Фортепиано».
Ксенжик А.Л., преподаватель высшей категории по классу фортепиано, зав. методическим объединением «Фортепиано».
Лыткина А.Е., преподаватель высшей категории по классу фортепиано.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для учащихся подготовительного класса и является первой ступенью в мир музыки, то есть в мир основных законов музыкального языка; способствующих расширению общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса. Изучение теоретических основ музыки, проводимое в полном контакте с развитием музыкального слуха, будет способствовать правильной оценке художественных достоинств изучаемой музыки и воспитанию исполнительской культуры.
Основные задачи, которые преподаватель должен ставить в начале обучения – это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей учащихся. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребёнка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приёмы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащимуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.
В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой.
Цель программы: способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию и развитию музыкального вкуса, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, изучение клавиатуры, нотной грамоты, получить навыки игры по нотам ,понимать особенности выразительного исполнения мелодий и динамические нюансы, познакомится с музыкой русских и зарубежных композиторов.
Практическое достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
1.Развить у учащихся:
- музыкальный слух;
- чувство метроритма;
- творческие способности;
- музыкальную память.
2.приобрести следующие навыки:
- подбор по слуху мелодий;
-анализ отдельных элементов музыкальной речи;
-анализ мелодий по нотному тексту
Возраст детей, участвующих в реализации программы 6 лет.
Срок реализации-1.
Форма занятий - комбинированный урок: опрос, изложение нового материала, гимнастика рук, игра несложных пьес, обобщение.
Продолжительность урока – академический час – 40 мин.
Главным результатом начального этапа обучения должны стать:
Навык постоянного слухового контроля;
Контроль свободы движения корпуса и рук;
Навык грамотного прочтения текста;
Знание наиболее употребительных музыкальных терминов;
Умение исполнить пьесу в концерте;
владение первоначальными навыками игры по нотам на музыкальном инструменте;
Пропевание выученной мелодию ;-подбор на инструменте простейшую мелодию и простейший аккомпанемент ; анализировать по нотному тексту или на слух простейшие мелодии
освоить нотную запись и нотную грамоту.
Способы проверки:
- устный опрос;
- игра простых произведений по нотам.
Форма подведения итогов: контрольный урок
Основные методы обучения:
- объяснение;
- практическое обучение;
- пение несложных мелодий;
- слуховой анализ;
- анализ нотного текста;
- подбор на инструменте;
- наглядность.
Методические рекомендации
Специфика обучения детей 5-6 лет:
Продолжительность урока не должна превышать более 35 минут, так как в таком юном возрасте ребёнок быстро утомляется.
Урок должен проходить в игровой форме. Никаких слов: «ты должен», «сделай упражнение»; вместо этого, должно звучать: «давай поиграем, сейчас я тебе покажу игру – считалку, затем ты меня будешь передразнивать» и так далее.
Обязательно должна быть смена деятельности. Удержать внимание ребёнка в этом возрасте можно 5-6 минут, далее необходима разгрузка, какое-либо физическое действие. Например: «Давай ты попрыгаешь как зайчик» или другое действие.
Урок нужно строить, основываясь на детском интересе и познавательной деятельности. Детям интересно узнавать новое, находить что-либо повторяющееся, самим открывать то, что обычно объясняет учитель. Поэтому ребёнка, путём наводящих вопросов, нужно подводить к их собственному “открытию”. Тогда и запоминается всё намного лучше, чем просто скучное, хоть и очень правильное объяснение учителя.
Дети 3 – 4х лет мыслят образами. Образное мышление профилирует. Поэтому необходимо яркое, эмоционально-окрашенное объяснение учителя. Яркие образные пьесы для развития музыкального восприятия.
Огромное значение имеют наглядные пособия. Картинки к пьескам, музыкальные игры, натуральные барабанчики, маракасы для работы над ритмом. Можно использовать так же чудесные пособия И.Е.Домогацкой “Учимся вместе с мамой”, учебник Е.В.Толкуновой “Начальные уроки игры на фортепиано”.
Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в таком юном возрасте дети обычно очень переменчивы в настроении (эмоционально неустойчивы), поэтому необходимо внимательно следить за настроением ребёнка, уметь быстро переключать внимание малыша, чувствовать, когда ученик устаёт. Отношение с малышом надо строить на взаимном доверии, постараться, чтобы процесс обучения приносил ребёнку радость.
Часто родители задают вопрос о необходимости их присутствия на уроке. Это зависит от индивидуальности ребёнка, главное, что бы малыш чувствовал себя на уроке комфортно. Если для этого нужно присутствие мамы, то пожалуйста. Но если из-за мамы ребёнок отвлекается, невнимателен, то мама пусть посидит в коридорчике, а не в классе. Конечно, в любом случае общение педагога с родителями необходимо. Объяснить домашнее задание, новый материал, чтобы мама или папа помогли ребёнку закрепить его. Главное, чтобы родители не переусердствовали, выполняя домашнее задание с малышом. Не заставляли его, как взрослого, учить домашнее задание длительное время и за один раз. Лучше учить задание на дом в несколько заходов, в перерывах между игрой, а повторять теорию можно, например, по дороге в детский садик и так далее.
Прохождение нового материала на уроке должно идти от простого к сложному, через повторение пройденного.
Не стоит, говорить, наверно это и так понятно всем педагогам, что ребёнку в таком маленьком возрасте не следует сразу объяснять ноты на нотном стане. Первое полугодие, а иногда и больше, длится до нотный период. Играем по ступенькам, по лесенке, по аппликатурному правилу, затем знакомимся с графическим изображением нот, вводим в работу 1 – 2 линейки, понятие: “нотки на линейках сидят” и “в окошечко глядят” – (между линейками).
Кроме того необходимо много ритмических упражнений. Сначала это прохлопывание слов, затем стихов. Позже работа на двух линеечках, для правой и левой руки, то есть стучим ритмы двумя руками вместе, затем по очереди, позже вперемежку (совмещённые).
Необходимо много упражнений на координацию, на развитие пальчиков. Для этого удобно использовать пальчиковые игры.
В этом возрасте большое внимание необходимо уделять слушанию музыки. Это игра педагога на уроке, затем обязательное совместное обсуждение, рисунки к прослушанной музыке. А в идеале просмотр мультфильмов, в которых звучит классическая музыка, слава Богу, сегодня их можно найти и скачать в интернете. Просмотр мультфильмов можно давать, как домашнее задание.
С первого урока необходимо научить малыша бережно относиться к звуку, а не просто бессмысленно бить по клавишам. Для этого можно сочинять маленькие попевочки, а вначале просто пофантазировать: “Сыграй так, как будто зажигаются звёздочки на небе или идёт лёгкий дождик” и так далее.
Никогда нельзя забывать, что любой ребёнок любит похвалу. Стимулировать малыша можно по-разному, это и доброе слово, многие преподаватели используют в качестве стимула – детские цветные наклейки. Можно ставить и оценки, но только пятёрки с плюсом и минусом, потому что, в этом возрасте даже получение четвёрки, может превратиться в трагедию.
В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Главная задача на первых уроках – заинтересовать ребенка, показать и рассказать, что такое музыка. Более узкий круг профессиональных навыков надо вводить постепенно, в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Во время урока педагог должен тонко реагировать на настроение ребенка, на его самочувствие и работоспособность (которая прививается постепенно). Возможно изменение темы урока, варьирование поурочного плана. Очень важна похвала и поддержка педагога. Ребенок всегда должен чувствовать, что в классе- единомышленники, они доверяют друг другу, им интересно вместе заниматься.
Чтобы ученик не уставал надо чередовать задания :сидим за столом, пишем ноты, находим их на клавиатуре, стоим у фортепиано и поем песенку, садимся рядом и хлопаем ритм, еще пишем ноты, делаем небольшую гимнастику и т.д.можно разрешить приносить на урок любимые игрушки, так обстановка в классе будет для ребенка привычной и уютной.
Учитывая все вышесказанное, педагог, тем не менее, должен держать инициативу в своих руках. Нельзя идти на поводу у ученика, если он «разыгрался» или, наоборот, капризничает. В классе должна быть спокойная обстановка и творческая атмосфера это вызывает уважение и у ребенка, и у родителей.
Публичные выступления
Дети очень любят выступать. В детском саду они привыкли читать стихи, петь, танцевать. У ребенка , обучающегося в детской школе искусств, надо выработать потребность общения со слушателями. Ребенок должен привыкнуть, что все накопленное им в занятиях должно быть показано в публичном выступлении. Форма выступления может быть любая: играть знакомым, родным, на прослушиваниях и концертах, на открытых уроках для родителей. Только во время публичного выступления ученика можно объективно оценить его успехи, проследить все этапы его роста.
Организация игрового аппарата.
Работа по организации игрового аппарата должна проводиться незаметно и ненавязчиво. Есть много рекомендаций по подготовке рук к игре на фортепиано. Их можно разделить на две группы: упражнения, развивающие весь плечевой аппарат и упражнения, тренирующие пальцы. Еще один важный момент в работе по организации игрового аппарата- развитие кординации. Начинать урок рекомендуется с гимнастики рук. Следующая группа упражнений – у инструмента. Если педагог во время игры упражнений держит руку ребенка и направляет ее, то это воспринимается очень естественно, ребенок невольно копирует все движения, чувствует самые легкие прикосновения. Приобретает правильные ощущения. «Создавая» руки ребенка, педагог должен сделать их гибкими, свободными, естественными. Ученик должен понять, что его руки «умеют говорить»: нежно, громко, сердито, ласково и т.д.
С первых же шагов необходимо направлять внимание ученика на качество звука, развивать внутренний слух, слышать продолжительность звука.
Можно давать сотни советов как работать с малышами. Но главное не забывать, что каждый ребёнок это индивидуальность. Иногда приходиться полностью менять весь план урока, так как ребёнок вносит свои коррективы. Бывает малыш, ещё не научившись играть “нон легато” с удовольствием играет “стаккато”. Ну и разрешите ему эту непоследовательность. Если ребёнку нравиться по чёрным клавишам, то на здоровье. Но только, по возможности, объясните ученику – на понятном ему языке, что такое диез и бемоль.
Главная задача в работе, с малышами, не навредить, а также как можно ярче раскрыть музыкальные и творческие способности ребёнка, сделать его гармонически развитым.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие.Организационное.
Знакомство с учащимися. Ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано.
Начальный этап обучения.
Знакомство с фортепиано. Виды инструментов: рояль, пианино. Сравнение формы, история создания.
Выработка правильной посадки за инструментом.
Работа над постановкой рук. Организация целесообразных игровых движений, упражнений: «Радуга», «Домик», «Держу мячик», «Купол», поочерёдно каждой рукой.
Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры ( маховые упражнения по системе а.Д.Артаболевской).
Донотный период.
Развитие творческих навыков. Уроки, посвящены развитию музыкального слуха ребёнка. Формированию навыков восприятия музыки.
Подбор учащимися мелодий по слуху от разных клавиш. Придумай другой вариант мелодий.
Слушание музыки в исполнении преподавателя с небольшой пояснительной беседой. Учить слушать музыку, способствовать осмысленному её восприятию
Теоретический материал.
Нотный стан, скрипичный и басовый ключи, клавиатура.
Понятия: мелодия. Мотив, аккомпанемент, фраза, период.
Длительность нот. Паузы. Динамические оттенки. Лад (мажор и минор).
Знаки альтерации. Музыкальная терминология.
Практический материал.
Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия (мажор и минор). Умение чисто интонировать.
Исполнительские штрихи.
Владение штрихами non legato, legato, staccato.
Гаммы. Упражнения. Основы аппликатуры. Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление 4 и 5-ого пальцев.
Чтение нот с листа. Пьесы играются в порядки их усложнения.
Этюды и пьесы. Игра двумя руками. Переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками.
Ожидаемые результаты.
После 1-ого года обучения.
На начальном этапе обучения учащийся должен
знать:
Основы музыкальной грамоты;
Музыкальную теминологию;
Штрихи
Музыкальные жанры
уметь:
Управлять своиммышечно-двигательным аппаратом;
Играть произведения двумя руками;
Применять приёмы звукоизвлечения: non legato, legato, staccato.
Словесно охарактеризовать исполняемоё произведение;
В течении года учащийся должен исполнить свыше 20 пьес и этюдов различного характера, ансамбли, пьесы с элементами полифонии.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Техническое оснащение занятий:
- музыкальный инструмент;
- музыкальный центр;
- аудиозаписи, СD диски
Примерные условия реализации данной программы:
- наличие нотной и методической литературы, учебных пособий для обучающихся;
- наличие фоно- и аудиотеки;
- осуществление тесной связи с преподавателями других дисциплин
- соблюдение межпредметных связей;
- активный поиск новых форм и методов преподавания, самообразование педагога.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Способы проверки:
- устный опрос;
- игра простых произведений по нотам.
Форма подведения итогов: контрольный урок
Формы контроля. Требования для подготовительного отделения.
5-тилетнии дети: Прослушивание(май): Владение штрихами: non legato, legato, staccato.Три пьесы разного характера.
6-тилетнии дети: Вступительный экзамен ( май). Три пьесы (этюд и две разнохарактерные пьесы)
Оценки и учет знаний
Специфика работы с детьми 4-6 лет состоит в том, что занятия музыкой входят в их жизнь постепенно, не отрывая их от привычной детской жизни. Надо сохранять все, что приносит радость ребенку, что кажется ему важным и необходимым. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок. Задача педагога- вселить в ребенка веру в свои силы, вызывать интерес к обучению, стремление постичь новое.
Педагог должен только поощрять маленького ученика, радоваться вместе с ним каждому выполнению задания. К концу первого года обучения можно ставить оценки только «положительные», обращать внимание ученика, если какое-то задание не получилось или он может выполнить его лучше. Все замечания должны делаться в доброжелательной форме.
Педагогу рекомендуется вести учет знаний, которые получает ученик. Необходимо в конце каждой четверти или раз в полугодие отмечать в индивидуальном плане достигнутые результаты работы, уровень полученных знаний. В конце года надо сделать анализ работы и подвести итог.
Примерные экзаменационные программы при поступлении
из подготовительного класса в первый класс ДМШ
I.Г.Гумберт. Этюд
К.Лонгшамп-Друшкевичева. Полька
Укр. нар. песня «Ой ты, дивчина, заручённая»
II.Русская народная песня «Коровушка»
Ю.Абелев. Осенняя песенка
В.Маркевичувна. Марш
III.Э.Човек. Перед зеркалом
И.Королькова. Балалайка
Т.Салютринская. Палочка-выручалочка
IV.Б.Барток. Дуэт
А.Филипп. Колыбельная
Д.Кабалевский. Шутка
V.К.Орф. Пьеса
В.Игнатьев. Колыбельная для кота
Н.Любарский. Курочка
5. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ В КОНЦЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
Ю.Абелев. Дождик. Осенняя песенка. Весенняя песенка.
А.Балаж. Игра в солдатики.
В.Барвинский. Аист.
Б.Барток. Дуэт. Противоположное движение.
И.Беркович. «Ой, лопнув обруч».
Б.Берлин. Пони «Звёздочка». Марширующие поросята.
Ю.Вейнберг. Про Машу.
В.Волков. Шуточка.
Г.Гумберт. Этюд.
В.Игнатьев. Колыбельная для кота. Сороки-белобоки. Гном.
Д.Кабалевский. Ёжик. Шутка. Забавный случай.
И.Королькова. Гуси. Балалайка. Бабушкина сказка.
«Коровушка».Русская нар. песня.
К.Лонгшамп-Друшкевичева. Полька. Краковяк. Из бабушкиных воспоминаний.
Н.Любарский. О чижике. Курочка.
В.Маркевичувна. Колыбельная песенка. Прогулка в лесу. Марш. Кобза.
Г.Массон. Таинственное шествие. Через холм и долину.
К.Орф. Пьеса.
Т.Остен. Вальс кукушки.
А.Роули. Акробаты.
Т.Салютринская. Палочка-выручалочка.
Э.Сигмейстер. Прыг-скок. В долине. Ковбойская песня.
И.Стравинский. Медведь.
Ф.Файзи. Песня бабушки.
А.Филипп. Колыбельная.
Э.Човек. Дудочка. Перед зеркалом.
Репертуарные сборники
для учащихся подготовительного класса.
Азбука игры на фортепиано. Сост. С.Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2002 г.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М. «Советский композитор». 1986 г.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучения игре на фортепиано. Л. «Советский композитор». 1989 г.
Барсукова С. Весёлая музыкальная гимнастика. Для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
Геталова О. «В музыку с радостью», СПб Композитор, 2001
Донченко Т., Захарова Л. «Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю я играть!» Первые уроки маленького пианиста. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012 г.
Дьяченко Н. Музыкальные картинки, М.1992
Емельянова Г. Упражнения-трансформеры. Для начинающих пианистов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009 г.
Заславец Г. Музыкальный рассвет. Начальный период обучения. Киев. «Мелосвит». 2007 г.
Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2006 г.
Игнатьев И., Игнатьева Л., «Я музыкантом встать хочу» М. «Советский композитор». 1986 г.
Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007 г.
Королькова И. Я буду пианистом. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
Пилипенко Л. Азбука ритмов. М. Изд. В.Катанский. 2004 г.
Милич Б. Маленькому пианисту. Пособие для дошкольников. М. «Кифара». 2012 г.
Музыкальная азбука для самых маленьких. Сост. Н.Горошко. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007 г.
.Новая школа игры на фортепиано. Сост. Г.Цыганова и И.Королькова. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2013 г.
.Печковская М. 42 урока музыки. Пособие для начинающих пианистов. Новосибирск. «Окарина». 2009 г.
Перунова Н. Музыкальная азбука. Для детей дошкольного возраста. М. «Советский композитор». 1990 г.
.Рябухина Н. Давай поиграем! Учебное пособие обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
.Соколов М. Маленький пианист. М. «Музыка». 1991 г.
Сотникова «Я учусь играть», СПб ,Союз художников, 2001
Сыграй-ка! Сборник пьес для учащихся подготовительного класса ДМШ. Сост. В.Поливода и В.Сластененко. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2011 г.
Толкунова Е. Начальные уроки игры на фортепиано. М. «Музыка». 2008 г.
Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. М. «Владос». 2002 г.
Цыганова Г. Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия для подготовительного класса ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2013 г.
Фортепианная школа Фаины Брянской. «Классика – XXI». 2008 г.
Чкуасели Т. Начинаем играть на фортепиано. «Олма – Пресс». 2003 г.
Яканюк В. Спадчына. 100 уроков начинающего пианиста. Минск. 1994 г.
Список литературы
Акентьева Л. Нотки спрятались в словах. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2010.
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепианро», м.Музыка, 81
2.Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Издание 2. Л., 1979.
3.Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения Пианиста». Методические материалы. М., 1971.4.«Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве». М., 1966.5.Галич В. «О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных уроках в фортепианных классах». Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4. М.: «Музыка», 1976.6.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». М., 1961.7.Коган Г. «Вопросы пианизма». М., 1968.8.Красильников И. « Методика обучения игре на клавишном синтезаторе». М., 2007.9.Куус И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащегося».10.«Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В.Натансон, Б.В.Руденко. М.: «Музыка»,1981.11.Маккиннон Л. « Игра наизусть». Л.,1967.12.Мейлих Е. «У истоков музицирования». « Музыка - детям». Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: «Музыка», 1976.13.Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора». М.,1963.14.С. «Работа пианиста над музыкальным произведением». М.- Л., 1964.15.Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 200316.Цыпин Г. «Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста». 17.«Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.18.Шавкунов И. «Игра на синтезаторе». Методика и программа обучения СПб.: «Композитор», 2001.19.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». М.: «Музыка», 1996.20.Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов». М., 1959.