Конспект урока русского языка (развитие речи) во 2 классе Пишем письмо Деду Морозу


Конспект урока русского языка (развитие речи)
с компьютерной поддержкой
по теме:
«Письмо Деду Морозу»
Тема: «Письмо Деду Морозу»
Тип: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
- знакомство со структурой письма и особенностями его построения ;- закрепление правописания имен собственных.
Развивающие:
- развитие кругозора, мышления учащихся;
- обогащение словарного запаса школьников;
- расширение знаний детей о культуре Вологодского края;
- развитие интереса к родине Деда Мороза, желания написать письмо зимнему волшебнику.
Воспитательные:
- воспитание чувства гордости за свой край;
- воспитание любви и бережного отношения к русской природе и русскому языку.
Оборудование:
- видеофильм «Приглашаю в сказку»;
- конверты;
- ключевые слова для написания адреса на конверте и написания письма,
- выставка рисунков детей;

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
(слайд 2- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и гостям. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. А это самое главное!- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. 
2. Введение в тему урока:
Сегодня у нас необычный урок развития речи, мы научимся писать письмо зимнему волшебнику.
(слайд 3)
Снегом все запорошило-
И деревья, и дома.
Это значит наступила
Белоснежная зима!
Все поют и веселятся,
Водят шумный хоровод,
Потому что нынче праздник.
Что за праздник 
Все вместе: Новый год!
Новый год – самый веселый, всеми любимый праздник. Что является атрибутом этого праздника, вы узнаете, прослушав стихотворение – загадку:
Гостья к нам пришла с опушки –
Зелена хоть не лягушка.
И не мишка косолапый
Хоть ее мохнаты лапы.
Не швея она, не ёжик,
Хоть на ёжика похожа.
Кто пушист хоть не цыпленок –
Должен знать любой ребенок.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости?
(елочка)
Посмотрите, какая она красивая.
(слайд 4)
3.Словарная работа.
- А кто самый главный на новогоднем празднике? (Дед Мороз)
-А что приходит в наши дома вместе с Дедом Морозом? (праздник, веселье, подарки, елка, снег, зима, Снегурочка).
-Как вы себе представляете Деда Мороза внешне? Какой костюм он носит? (красную, синюю шубу).
-Что у него на голове? (шапка).
-А на руках? (рукавицы).
-Что носит Дед Мороз зимой на ногах? (валенки).
( слайд 5)
-А какой Дед Мороз по характеру? (мудрый, веселый, сказочный, добродушный, честный, умный, волшебный, щедрый). (слайд 6)
4. Заочное путешествие на родину Деда Мороза.
-А кто знает, где живет зимний волшебник? (в городе Великий Устюг).
(слайд 7)
Ах, красив Великий Устюг!
В нем родился Дед Мороз.
Добрый Дедушка Мороз
Славу городу принес.
-Кто из вас был в этом старинном городе?
-А вы хотите там побывать?
Тогда садитесь поудобнее, и отправляемся на экскурсию в г. Великий Устюг в царство Деда Мороза.
(Дети смотрят видеофильм «Приглашаю в сказку» с обращением Деда Мороза. Время показа – 3 минуты).5. Тема урока.
-Очень скоро придёт самый любимый праздник и взрослых и детей – Новый год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки и конечно же сказочные подарки. Подарки готовит и приносит Дед Мороз. Но откуда же он узнает, о чём мы мечтаем, что хотим получить в подарок? (ответы детей). 
- Конечно, мы пишем письмо Деду Морозу.
-А что такое письмо?
(слайд 8)
В словаре С. И.Ожегова:
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Письма можно писать друзьям, близким, родственникам. Их пишут для того, чтобы сообщить что-нибудь, рассказать о себе. То есть письмо – послание одного человека другому, который находится на расстоянии друг от друга. А от нас до Деда Мороза – 560 км.
(слайд 9)
а) Составление адреса. Работа с конвертом.
-Итак, где живет Дед Мороз? (в г. Великий Устюг).
Это нам нужно знать, чтобы правильно написать адрес.
-А где пишут адрес? (на конверте).
-Рассмотрим конверт на доске и у учащихся.
В правом нижнем углу написано:
Кому: 
- Кому мы напишем письмо?
- Дедушке Морозу
(Учитель открывает слова адреса на конверте)
(слайд 10)
Далее написано:
Куда:
-Область, в которой живет Дедушка Мороз? (Вологодская область)
-Город, где живет Дед Мороз? (г. Великий Устюг).
-Далее пишется улица, дом. Но Деда Мороза в г. Великий Устюг знают все, поэтому напишем – дом Деда Мороза.
Запишите адрес Деда Мороза на своих конвертах.
-Кому мы адресуем письмо? (Деду Морозу).
Дед Мороз – это адресат.
Далее написан индекс места назначения. В г. Великий Устюг он такой -162390. Индекс нужен для того, чтобы письмо правильно и быстрее дошло до адресата.
А теперь посмотрим в левый верхний угол. Там написано:
(слайд 11)
От кого:
 -Запишите свою Фамилию, Имя.
Далее:
Откуда:
- Область? (Ростовская)
- Хутор, где мы живем?
Наш индекс: 347733. 
Запишите свой адрес на конверте.(Самостоятельная работа учащихся)
Мы отправляем свои письма Деду Морозу и являемся - отправителями .А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
б) Структура письма.
Приступаем к составлению письма.
- Ребята, писать письмо на обрывке бумаги или листочках, вырванных из тетради – это признак дурного тона. У каждого из вас лежит лист – заготовка для письма. На нем вы и будете писать письмо.
А теперь отгадайте загадку:
(слайд 12)
Куда мне угодно,
Туда полечу
Там и заговорю.
(письмо)
(слайд 13)
- В какой город полетит наше письмо? (В г. Великий Устюг).
- Как может письмо заговорить? (Если Дед Мороз его почитает).
А писем Деду Морозу приходит очень много.
(слайд 14)
-На 15 декабря уже пришло более 3 миллионов писем.
(слайд 15)
-Существует у Деда Мороза почта, (фото) где работают его помощники. Здание почты находится в самом городе Великий Устюг. Помощники разбирают письма, а привозит в дом Деда Мороза их олень Алешка в волшебном сундуке.
(слайд 16)
Каждое письмо Дед Мороз читает, а лучшие, отмечает подарками и печатает в своих книгах – альманахах.
Это книги, которые Дед Мороз выпускает у себя на Вотчине. Вот эти книги. 
А письма в них добрые, душевные. Из них Дед Мороз узнает о том, как живут дети, чем интересуются, т. е. письма – визитные карточки.
Рассмотрим части письма.
(слайд17)
1 часть - приветствие
2 часть – сообщение о себе
3 часть – добрые пожелания
4 часть – концовка
Рассмотрим подробнее каждую часть письма.
1 часть:
Узнаем, что пишется в самом начале письма?
- Что мы делаем, когда встречаемся рано утром? (Здороваемся).
Правильно, приветствуем друг друга, так и в письме
1 часть - Приветствие.
- Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза?
(слайд 18)
Здравствуй
Добрый день
Уважаемый
Любимый
Дед Мороз
Дедушка Мороз
Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы.1 часть в письме-заготовке уже написана, прочитайте.
-Здравствуй, Дедушка Мороз!
Поприветствовали Дедушку Мороза, далее нужно сообщить о себе.
2 часть – Сообщение о себе.
(слайд 19)
Представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе. Чем любите заниматься, где учитесь и чему вы уже научились в школе. Итак во 2 части можно написать о:
о себе
о городе
о семье
о друзьях
об увлечениях
Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное.
- Кто желает составить рассказ о себе?
(Устные рассказы детей 2-3 человека)
А теперь запишите.
(Самостоятельная запись детьми 2 части письма)
3 часть – Добрые пожелания.
В этой части можно спросить (слайд 20) о чем-нибудь самого сказочного волшебника. Например:
Получить полный текстКак ты живешь?
Как твое здоровье?
Какие у тебя новости?
Так же можно поздравить Деда Мороза с наступающим Новым годом и Рождеством.
-Что можно пожелать Деду Морозу?
(Дети украшают елку игрушками, говорят пожелание Деду Морозу.)
- Может кто и поделится с Дедом Морозом самым сокровенным, своей заветной мечтой. А ведь Дед Мороз - волшебник, и, если верить в чудо, то мечта непременно сбудется.
3 часть – Добрые пожелания. Она у каждого получится своя. Пишем ее.
И наконец, 4 часть – Концовка (слайд 21), где мы прощаемся с Дедом Морозом. Закончим письмо словами прощания.
- Как можно попрощаться?
До свидания
До скорой встречи
С уважением
Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке. А далее кто написал письмо:
Фамилия, Имя.
Дата и место написания.
-Закончите письмо.
Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется. А еще, чтобы она сбылась, нужно хорошо учиться, помогать дома старшим, защищать и не обижать младших. А Дед Мороз, судя по вашим делам и поступкам, по вашим успехам в учебе, постарается, чтобы ваша мечта осуществилась.
(слайд 22)
6. Игра «Кто такой Дед Мороз?»
Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Встаем в хоровод. Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками.
Дед Мороз известен всем? Верно?
Он приходит ровно в семь? Верно?
Дед Мороз старик хороший? Верно?
Носит шляпу и калоши? Верно?
Скоро Дед Мороз придет? Верно?
Он подарки принесет? Верно?
Дед Мороз боится стужи? Верно?
Со Снегурочкой он дружит? Верно?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.
7. Подведение итогов.
Молодцы!
- А вы знаете, что под Новый год происходят чудеса, и уже давно сложилась традиция находить подарки под елочкой. И взрослые, и дети ищут их, надеясь на чудо. Верьте в чудеса и они обязательно сбудутся.
-А мы с вами подводим итоги урока. Сейчас каждый из вас выразит свое впечатление об уроке жестами.
8. Рефлексия.
Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
(слайд 23)
1.  Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
2.  Я понял, что Новый год – праздник добра.
3.  Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
4.  Захотелось творить, рисовать, сочинять.
5.  Урок мне запомнится надолго.
6.  Урок оставил меня равнодушным.
Пишите письма!
И пусть письмо, написанное вами в адрес сказочного героя или друга, станет доброй традицией вашего дома, вашей семьи.
Спасибо всем за работу. Пусть сказка, волшебство, чудеса наполняют вашу жизнь добротой, улыбкой, теплотой.