Авторская комбинаторная педагогическая разработка «Юный информатик» Программа факультативного курса по информатике для обучающихся 7-8 класса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тэминская СОШ»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
физико-математического цикла
МКОУ «Тэминская СОШ»
Протокол № __1___
от «_26__» августа 2014 г.
Руководитель МО Ф.И.О.____/З.И. Рубанова/__
СОГЛАСОВАНО
Приказ № __1_____
от «__28__» августа 2014 г.
Зам. директора по УР
Ф.И.О.____ /Н.С. Клейменова/
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № __4__
от «_29_»_августа_2014г.
Директор
МКОУ «Тэминская СОШ»
Ф.И.О._____/ Л.И. Павловская/
Авторская комбинаторная педагогическая
разработка «Юный информатик»
Программа факультативного курса по информатике
для обучающихся 7-8 класса
Автор разработки:
Чермашенцева Марина Владимировна
учитель информатики
МКОУ «Тэминская СОШ»
Тэмь 2014г
Паспорт
на авторскую комбинаторную образовательную программу
I раздел
а).___ Чермашенцева Марина Владимировна, МКОУ «Тэминская СОШ»
ФИО автора, учреждение, полный адрес
665745 Иркутская область, Братский район, с. Тэмь, ул . Ленина, 24
б).__информатика, _ _информатика____
предмет, предметная область
__________________________________________________________________________
в).__для_7-8 класса______________________________________
для каких классов, групп предназначена программа
__________________________________________________________________________
г)._____2014г.___________________________________________________________________
с какого времени программа используется
__________________________________________________________________________
д).___Факультативный_курс - важная составная часть системы обучения
информатики, тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием, дополняет и углубляет его, повышает эффективность обучения , совершенствует формы и технологии передачи знаний, способствует развитию креативных способностей обучающихся.
II раздел ( заполняется администрацией образовательного учреждения )
а).______________________________________________________________________________
оценка программы
б)._________________________________________________________________________________ где программа используется: учебная деятельность, кружковая , факультативная, внеклассная работа
в).________________________________________________________________________________
тип программы: развивающая, углубляющая, коррекционная, региональная и т. п.
III раздел ( заполняется методической службой районного отдела образования)
_________________________________________________________________________________
краткое заключение
________________________________________________________________________________
IV раздел ( заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных программах
_______________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Вид программы
Факультатив «Юный информатик» предназначен для учащихся V-VII классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа факультатива рассчитана на 140 часов (по 35 часов в каждом учебном году, 1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «Мы - информатики» (5 - 8-е классы средней школы). Авторы: С.В. Гребенникова, В.Г. Хлебостроев 2005г.
Цели и задачи курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- викторины.
Этапы реализации
- Работа с ПК и введение в информатику.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Графический редактор.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- Рисунки и фотографии.
- Звуки и видеоизображение.
- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
- Компьютерные телекоммуникации.
- Программа Microsoft Publisher.
Учебный план
1 ч. в неделю, 70 ч. в год
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
7 класс
1
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
17
5
12
2
Компьютерные телекоммуникации
3
1
2
3
Программа Microsoft Publisher
15
2
13
Итого:
35
8
27
8 класс
1
Возможности Интернета. Инструменты и средства.
8
2
6
2
Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта).
7
1
6
3
Создание страниц сайта.
10
3
7
4
Сборка сайта.
3
2
2
5
Выполнение индивидуальных и коллективных проектов.
5
0
5
6
Зачетные мероприятия. Подведение итогов.
2
0
1
Итого:
35
8
27
Всего:
70
16
54
Содержание факультативного курса
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции). Использование абсолютной адресации. Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты). Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word. Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности табличного процессора;
- структуру окна приложения;
- назначение команд горизонтального меню;
- назначение инструментов;
- основные операции над фрагментами и таблицами;
- функции и операции, производимые над данными;
- разницу между относительными и абсолютными ссылками в формулах; назначение и возможности “Мастера диаграмм”;
- назначение и содержание отдельных элементов диаграммы;
- порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм;
- как поместить рабочую таблицу Excel в документ Word.
Учащиеся должны
уметь:
- вводить текст, числа и формулы в таблицу;
- редактировать данные;
- выделять фрагменты в таблицы и выполнять основные операции над фрагментами;
- изменять ширину столбца и высоту строки;
- применять необходимые операции и функции при расчётах и обработке данных;
- использовать абсолютные и относительные ссылки в формулах;
- выполнять оформление таблицы (обрамление и заполнение);
- строить диаграммы с использованием Мастера диаграмм;
- редактировать построенную диаграмму (область построения диаграммы, область диаграммы, легенду, заголовок, метки данных, ряды данных);
- подготовить документ к печати и печатать сформированный документ;
- размещать в документе Word рабочую таблицу Excel.
Компьютерные телекоммуникации
Понятие локальных и глобальных сетей. Виды локальных и глобальных сетей. Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность. Поиск информации. Формулирование запроса. Назначение сетей.
Учащиеся должны
знать:
- понятие локальных и глобальных сетей;
- виды локальных и глобальных сетей;
- информационные ресурсы общества;
Учащиеся должны
уметь:
- пользоваться локальными и глобальными сетями;
- производить поиск нужной информации;
- правильно формулировать запрос.
Программа Microsoft Publisher
Создание и оформление публикации. Настройка параметров биллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов. Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета. Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта. Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Создание гиперссылок. Инструменты программы. Сохранение.
Учащиеся должны
знать:
- назначение Web-сайтов;
- интерфейс программы;
- инструменты программы.
Учащиеся должны
уметь:
- делать буклет и публикацию;
- пользоваться гиперссылками;
- создавать Web-сайт и представлять его.
Возможности Интернета. Инструменты и средства.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса. Возможности Интернета. Инструменты и средства. Структура сети Интернет. Виды доступа к Интернету. Принципы функционирования сети .Сервисы Интернета. Программы просмотра.
Учащиеся должны
знать:
- эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства
- глобальной сети Интернет;
Учащиеся должны
уметь:
- выполнять поиск необходимой информации в Интернете;
Способы проектирования модели сайта
Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта). Способы проектирования модели сайта. Определение функций и вида создаваемого сайта. Способы проектирования модели сайта. Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация.
Способы проектирования модели сайта. Карта сайта. Файловая структура сайта.
Учащиеся должны
знать:
- основные этапы и задачи проектирования модели web-сайта как системы;
Учащиеся должны
уметь:
- выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
- реализуя элементы, связи, функции;
Создание страниц сайта.
Автоматизированный способ создания веб-страниц. Режим теговой разметки. Структура HTML-документа. Форматирование текста. Режим теговой разметки. Подключаем графические объекты. Режим теговой разметки. Создание таблиц.
Учащиеся должны
знать:
- основные способы создания web-страниц;
- основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов HTML;
Учащиеся должны
уметь:
- создавать web-страницы, собирать web-сайт;
Сборка сайта.
Сборка сайта. Создание гиперссылок.
Учащиеся должны
знать:
- способы эффективной работы в команде.
Учащиеся должны
уметь:
- работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли.
- Браузер Internet Explorer
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы, занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Результаты деятельности обучающихся
7 класс
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
17
1
Знакомство с интерфейсом программы. Основные понятия.
2
практическая работа, рассказ
2
Ввод информации в ячейки
1
Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты).
3
Встроенные математические функции
5
Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции).
4
Сортировка и поиск данных
1
Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).
5
Построение диаграмм
4
Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word.
6
Построение графиков
4
Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты).
Компьютерные телекоммуникации
3
7
Локальные вычислительные сети
1
Понятие локальных и глобальных сетей.
8
Глобальные сети
2
Виды локальных и глобальных сетей. Информационные ресурсы общества.
Программа Microsoft Publisher
15
9
Интерфейс программы
1
Настройка параметров биллетеня. презентация
10
Вставка текста, объектов
1
Создание и оформление публикации. Настройка параметров биллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов.
11
Публикации, буклет
3
Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета.
12
Гиперссылки
1
Создание гиперссылок.
13
Web-сайт
1
Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Инструменты программы. Сохранение,
презентация
14
Создание Web-сайта
6
Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта.
15
Итоговое занятие
2
Тестирование, презентация
Итого часов:
35
8 класс
Возможности Интернета. Инструменты и средства
8
16
Вводный инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса.
1
Эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства
17
Возможности Интернета.
1
Глобальной сети Интернет
18
Инструменты и средства.
1
Выполнять поиск необходимой информации в Интернете
19
Структура сети Интернет.
1
Выполнять поиск необходимой информации в Интернете
20
Виды доступа к Интернету.
1
Выполнять поиск необходимой информации в Интернете
21
Принципы функционирования сети.
1
Выполнять поиск необходимой информации в Интернете
22
Сервисы Интернета.
1
Выполнять поиск необходимой информации в Интернете
23
Программы просмотра.
1
Выполнять поиск необходимой информации в Интернете
Сособы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта)
7
24
Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта).
1
Основные этапы и задачи проектирования модели web-сайта как системы
25
Способы проектирования модели сайта.
1
Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции
26
Определение функций и вида создаваемого сайта.
1
Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции
27
Способы проектирования модели сайта.
1
Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции
28
Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация.
1
Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции
29
Способы проектирования модели сайта. Карта сайта.
1
Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции
30
Файловая структура сайта.
1
Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции
Создание страниц сайта
10
31
Автоматизированный способ создания веб-страниц. Режим теговой разметки.
2
Основные способы создания web-страниц
32
Структура HTML-документа.
2
Основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов HTML
33
Форматирование текста. Режим теговой разметки.
2
Создавать web-страницы, собирать web-сайт
34
Подключаем графические объекты. Режим теговой разметки.
2
Создавать web-страницы, собирать web-сайт
35
Создание таблиц.
2
Создавать web-страницы, собирать web-сайт
Сборка сайта
3
36
Сборка сайта.
2
Способы эффективной работы в команде.
37
Создание гиперссылок.
1
Работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли.
Браузер Internet Explorer
Выполнение индивидуальных и коллективных проектов
5
38
Создание сайта
3
39
Создание гиперссылок
2
Зачетные мероприятия. Подведение итогов
2
40
Защита сайта
2
35
Литература:
Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615