Авторская комбинаторная педагогическая разработка «Юный информатик» Программа факультативного курса по информатике для обучающихся 7-8 класса

Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тэминская СОШ»




РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
физико-математического цикла
МКОУ «Тэминская СОШ»
Протокол № __1___
от «_26__» августа 2014 г.
Руководитель МО Ф.И.О.____/З.И. Рубанова/__
СОГЛАСОВАНО
Приказ № __1_____
от «__28__» августа 2014 г.
Зам. директора по УР
Ф.И.О.____ /Н.С. Клейменова/
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № __4__
от «_29_»_августа_2014г.
Директор
МКОУ «Тэминская СОШ»
Ф.И.О._____/ Л.И. Павловская/






Авторская комбинаторная педагогическая
разработка «Юный информатик»
Программа факультативного курса по информатике
для обучающихся 7-8 класса







Автор разработки:
Чермашенцева Марина Владимировна
учитель информатики
МКОУ «Тэминская СОШ»













Тэмь 2014г

Паспорт
на авторскую комбинаторную образовательную программу

I раздел
а).___ Чермашенцева Марина Владимировна, МКОУ «Тэминская СОШ»
ФИО автора, учреждение, полный адрес
665745 Иркутская область, Братский район, с. Тэмь, ул . Ленина, 24
б).__информатика, _ _информатика____
предмет, предметная область
__________________________________________________________________________

в).__для_7-8 класса______________________________________
для каких классов, групп предназначена программа
__________________________________________________________________________

г)._____2014г.___________________________________________________________________
с какого времени программа используется
__________________________________________________________________________
д).___Факультативный_курс - важная составная часть системы обучения
информатики, тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием, дополняет и углубляет его, повышает эффективность обучения , совершенствует формы и технологии передачи знаний, способствует развитию креативных способностей обучающихся.
II раздел ( заполняется администрацией образовательного учреждения )

а).______________________________________________________________________________
оценка программы


б)._________________________________________________________________________________ где программа используется: учебная деятельность, кружковая , факультативная, внеклассная работа

в).________________________________________________________________________________
тип программы: развивающая, углубляющая, коррекционная, региональная и т. п.


III раздел ( заполняется методической службой районного отдела образования)

_________________________________________________________________________________
краткое заключение


________________________________________________________________________________

IV раздел ( заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных программах
_______________________________________________________________________________



Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Вид программы
Факультатив «Юный информатик» предназначен для учащихся V-VII классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа факультатива рассчитана на 140 часов (по 35 часов в каждом учебном году, 1 час в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «Мы - информатики» (5 - 8-е классы средней школы). Авторы: С.В. Гребенникова, В.Г. Хлебостроев 2005г.

Цели и задачи курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
- формирование практических навыков работы на компьютере;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Формы контроля:
- тестирование;
- викторины.

Этапы реализации
- Работа с ПК и введение в информатику.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Графический редактор.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологий.
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- Рисунки и фотографии.
- Звуки и видеоизображение.
- Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel.
- Компьютерные телекоммуникации.
- Программа Microsoft Publisher.
Учебный план
1 ч. в неделю, 70 ч. в год

Название темы
Количество часов



общее
теория
практика

7 класс

1
Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
17
5
12

2
Компьютерные телекоммуникации
3
1
2

3
Программа Microsoft Publisher
15
2
13


Итого:
35
8
27

8 класс

1
Возможности Интернета. Инструменты и средства.
8
2
6

2
Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта).
7
1
6

3
Создание страниц сайта.
10
3
7

4
Сборка сайта.
3
2
2

5
Выполнение индивидуальных и коллективных проектов.
5
0
5

6
Зачетные мероприятия. Подведение итогов.
2
0
1


Итого:
35
8
27


Всего:
70
16
54


Содержание факультативного курса

Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции). Использование абсолютной адресации. Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты). Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word. Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности табличного процессора;
- структуру окна приложения;
- назначение команд горизонтального меню;
- назначение инструментов;
- основные операции над фрагментами и таблицами;
- функции и операции, производимые над данными;
- разницу между относительными и абсолютными ссылками в формулах; назначение и возможности “Мастера диаграмм”;
- назначение и содержание отдельных элементов диаграммы;
- порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм;
- как поместить рабочую таблицу Excel в документ Word.
Учащиеся должны
уметь:
- вводить текст, числа и формулы в таблицу;
- редактировать данные;
- выделять фрагменты в таблицы и выполнять основные операции над фрагментами;
- изменять ширину столбца и высоту строки;
- применять необходимые операции и функции при расчётах и обработке данных;
- использовать абсолютные и относительные ссылки в формулах;
- выполнять оформление таблицы (обрамление и заполнение);
- строить диаграммы с использованием Мастера диаграмм;
- редактировать построенную диаграмму (область построения диаграммы, область диаграммы, легенду, заголовок, метки данных, ряды данных);
- подготовить документ к печати и печатать сформированный документ;
- размещать в документе Word рабочую таблицу Excel.

Компьютерные телекоммуникации
Понятие локальных и глобальных сетей. Виды локальных и глобальных сетей. Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность. Поиск информации. Формулирование запроса. Назначение сетей.
Учащиеся должны
знать:
- понятие локальных и глобальных сетей;
- виды локальных и глобальных сетей;
- информационные ресурсы общества;
Учащиеся должны
уметь:
- пользоваться локальными и глобальными сетями;
- производить поиск нужной информации;
- правильно формулировать запрос.

Программа Microsoft Publisher
Создание и оформление публикации. Настройка параметров биллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов. Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета. Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта. Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Создание гиперссылок. Инструменты программы. Сохранение.
Учащиеся должны
знать:
- назначение Web-сайтов;
- интерфейс программы;
- инструменты программы.
Учащиеся должны
уметь:
- делать буклет и публикацию;
- пользоваться гиперссылками;
- создавать Web-сайт и представлять его.

Возможности Интернета. Инструменты и средства.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса. Возможности Интернета. Инструменты и средства. Структура сети Интернет. Виды доступа к Интернету. Принципы функционирования сети .Сервисы Интернета. Программы просмотра.

Учащиеся должны
знать:
- эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства
- глобальной сети Интернет;
Учащиеся должны
уметь:
- выполнять поиск необходимой информации в Интернете;

Способы проектирования модели сайта
Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта). Способы проектирования модели сайта. Определение функций и вида создаваемого сайта. Способы проектирования модели сайта. Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация.
Способы проектирования модели сайта. Карта сайта. Файловая структура сайта.

Учащиеся должны
знать:
- основные этапы и задачи проектирования модели web-сайта как системы;
Учащиеся должны
уметь:
- выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
- реализуя элементы, связи, функции;

Создание страниц сайта.
Автоматизированный способ создания веб-страниц. Режим теговой разметки. Структура HTML-документа. Форматирование текста. Режим теговой разметки. Подключаем графические объекты. Режим теговой разметки. Создание таблиц.

Учащиеся должны
знать:
- основные способы создания web-страниц;
- основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов HTML;
Учащиеся должны
уметь:
- создавать web-страницы, собирать web-сайт;

Сборка сайта.
Сборка сайта. Создание гиперссылок.

Учащиеся должны
знать:
- способы эффективной работы в команде.
Учащиеся должны
уметь:
- работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли.
- Браузер Internet Explorer


Учебно-тематический план

№ п/п
Название темы, занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Результаты деятельности обучающихся

7 класс

Системы обработки числовых данных. Электронные таблицы Excel
17



1
Знакомство с интерфейсом программы. Основные понятия.
2

практическая работа, рассказ

2
Ввод информации в ячейки
1

Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты).

3
Встроенные математические функции
5

Заполнение рабочей таблицы информацией, форматы представления данных, вычисления в таблице (формулы и простейшие блочные функции).

4
Сортировка и поиск данных
1

Работа со списками (сортировка данных, использование фильтров, подведение итогов, создание сводной таблицы).

5
Построение диаграмм
4

Поиск информации в таблице (меню Правка). Построение диаграмм. Вставка таблиц и диаграмм Excel в документ Word.

6
Построение графиков
4

Построение диаграмм. Статистическая обработка данных (заполнение таблицы исходными данными, статистические расчеты).

Компьютерные телекоммуникации
3



7
Локальные вычислительные сети
1

Понятие локальных и глобальных сетей.

8
Глобальные сети
2

Виды локальных и глобальных сетей. Информационные ресурсы общества.

Программа Microsoft Publisher
15



9
Интерфейс программы
1

Настройка параметров биллетеня. презентация

10
Вставка текста, объектов
1

Создание и оформление публикации. Настройка параметров биллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов.

11
Публикации, буклет
3

Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета.

12
Гиперссылки
1

Создание гиперссылок.

13
Web-сайт
1

Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Инструменты программы. Сохранение,
презентация

14
Создание Web-сайта
6

Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта.

15
Итоговое занятие
2

Тестирование, презентация


Итого часов:
35



8 класс

Возможности Интернета. Инструменты и средства
8



16
Вводный инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса.
1

Эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства


17
Возможности Интернета.
1

Глобальной сети Интернет

18
Инструменты и средства.
1

Выполнять поиск необходимой информации в Интернете

19
Структура сети Интернет.
1

Выполнять поиск необходимой информации в Интернете

20
Виды доступа к Интернету.
1

Выполнять поиск необходимой информации в Интернете

21
Принципы функционирования сети.
1

Выполнять поиск необходимой информации в Интернете

22
Сервисы Интернета.
1

Выполнять поиск необходимой информации в Интернете

23
Программы просмотра.
1

Выполнять поиск необходимой информации в Интернете

Сособы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта)
7



24
Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта).
1

Основные этапы и задачи проектирования модели web-сайта как системы


25
Способы проектирования модели сайта.
1

Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции

26
Определение функций и вида создаваемого сайта.
1

Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции

27
Способы проектирования модели сайта.
1

Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции

28
Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация.
1

Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции


29
Способы проектирования модели сайта. Карта сайта.
1

Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции

30
Файловая структура сайта.
1

Выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и
реализуя элементы, связи, функции

Создание страниц сайта
10



31
Автоматизированный способ создания веб-страниц. Режим теговой разметки.
2

Основные способы создания web-страниц


32
Структура HTML-документа.
2

Основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов HTML

33
Форматирование текста. Режим теговой разметки.
2

Создавать web-страницы, собирать web-сайт

34
Подключаем графические объекты. Режим теговой разметки.
2

Создавать web-страницы, собирать web-сайт


35
Создание таблиц.
2

Создавать web-страницы, собирать web-сайт

Сборка сайта
3



36
Сборка сайта.
2

Способы эффективной работы в команде.

37
Создание гиперссылок.
1

Работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли.
Браузер Internet Explorer

Выполнение индивидуальных и коллективных проектов
5



38
Создание сайта
3



39
Создание гиперссылок
2



Зачетные мероприятия. Подведение итогов
2



40
Защита сайта
2





35




Литература:
Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615