Родительское собрание в 1-х классах по теме: Трудности адаптации первоклассников к школе
Трудности адаптации первоклассников к школе.
Родительское собрание в 1-х классах (15ноября 2013 года)
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби
Вступительное слово. (Слайд 1)
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о трудностях психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.
Результаты диагностики в 1 «а» классе:
Высокий уровень: 5 человек – 19%
Средний уровень: 17человек – 65%
Ниже среднего уровень: 4 человека – 16%
Результаты диагностики в 1 «б» классе:
Высокий уровень: 1 человек - 5%
Средний уровень: 17 человек – 77%
Ниже среднего уровень: 4 человека – 18%
Результаты диагностики в 1 «в» классе:
Высокий уровень: 3 человек – 11%
Средний уровень: 18 человек – 70%
Ниже среднего уровень: 3 человека – 19%
Результаты диагностики в 1 «г» классе:
Высокий уровень: 2 человека – 12%
Средний уровень: 13 человек – 76%
Ниже среднего уровень: 2 человека – 12%
Результаты диагностики в 1 «д» классе:
Высокий уровень: 4 человека – 20%
Средний уровень: 16 человек – 80%
«Психологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 7)
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Первое условие школьного успеха самоценность ребенка для его родителей.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
III. Взаимоотношение с ребёнком в семье.
1. Шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 8)
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка
положительные эмоции
отрицательные эмоции
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)
хвалили
упрекали
поощряли
подавляли
одобряли
унижали
целовали
обвиняли
обнимали
осуждали
ласкали
отвергали
симпатизировали
одергивали
сопереживали
позорили
улыбались
читали нотации
восхищались
лишали чего-то
необходимого
делали приятные
шлепали, пороли
сюрпризы
делали подарки
ставили в угол
По этой шкале приблизительно можно понять состояние ребенка на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с ним.
2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 9)
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 10)
-Я тысячу раз говорил тебе, что
-Сколько раз надо повторять
-О чём ты только думаешь
-Неужели тебе трудно запомнить, что
-Ты становишься
-Ты такой же как,
-Отстань, некогда мне
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет
Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 11)
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
4. Слайд 12 – Литература.
Корнеева Е.Н. ох уж эти первоклашки!..
Книга посвящена проблемам воспитания детей, рассказывает о конфликтных ситуациях и способах их урегулирования. Кроме того, в книге есть различные тексты, пользуясь которыми, вы можете проверить интеллектуальные способности и умения младшего школьника.
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой
Понимание психологических особенностей ребенка этого возраста, личностных свойств, требований, предъявляемых к его знаниям и умениям в условиях реформы школы, поможет родителям сознательно ориентироваться в выборе путей и средств воспитания младшего школьника. Книга содержит яркий и многообразный иллюстративный материал.
О. В. Чистякова: Памятки для родителей младших школьников.
В книге приведены ответы на самые острые и волнующие взрослых людей, связанные не только с поступлением детей в школу, а также с их обучением и воспитанием.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, Как?
Как построить отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Вы найдете в книге ответы на эти и другие вопросы, узнаете, как решать их на практике в вашей жизни.
Лободина С. Как развить способности ребенка.
Прочитав книгу, вы сможете увидеть уникальное сплетение дарований своего ребенка, научитесь с величайшей бережностью и осторожностью относиться к проявлениям его индивидуальности.
Леви В. Нестандартный ребенок.
Потерять ребенка очень легко: потерять в собственном доме... А как уберечь, как вывести на жизненную дорогу?.. Как помочь стать счастливым?.. Книга из серии «Конкретная психология» всемирно известного психотерапевта и писателя Владимира ЛЕВИ. Мировой бестселлер о взрослых и детях, о понимании и любви. Новейшее, переработанное и дополненное издание.
И в конце своего выступления я хочу Вас познакомить с моей программой психологического сопровождения первоклассников.
Все учителя, работающие в первых классах, ознакомлены с результатами психологической диагностики по адаптации первоклассников.
У них есть списки детей «группы риска» и сегодня, когда вы пойдете в свои классы, учителя познакомят индивидуально тех родителей, дети которых попали в этот список.
Этих родителей я заранее приглашаю ко мне на консультацию. Я начинаю работать с 8.30, поэтому, если есть такая возможность, то, отведя ребенка в школу, можете заглянуть ко мне в кабинет на консультацию. Буду Вас ждать, подходите!
Мною проведены беседы с обучающимися «группы риска». За ними я наблюдала на уроках и на переменах.
С этими детьми будет проведена повторная психологическая диагностика по адаптации в марте.
Кроме этого, с ними будут проведены индивидуальные и групповые занятия. Группы уже сформированы мною.
С некоторыми обучающимися уже проведены индивидуальные занятия по запросам от родителей.
Во всех 1-ых классах мною проведены занятия по сказкотерапии, цель которых была сплочение детского коллектива.
Так сложилось, что в 1 г классе я заменяла уроки, поэтому у меня было больше времени на то, чтобы не только понаблюдать за обучающимися в ходе урока и на переменах, но и провести дополнительные занятия по сказкотерапии на снятие агрессии и агрессивного поведения обучающихся и сказкотерапия на развитие коммуникативных навыков и построение конструктивных отношений между мальчиками и девочками.
Так же в этом классе мною был проведен классный час по теме: «Что такое дружба, или учимся дружить».
Сейчас такие же занятия запланированы и для других 1-ых классов.
Кроме этого, в 1б и в 1д классах будут проведены занятия на развитие памяти, а в 1а и в 1в классах занятия на развитие внимания.
Слайд 13 – Я желаю вам удачи в воспитании детей!
Спасибо Вам за внимание, если у Вас возникли вопросы, пожелания или предложения, пожалуйста, высказывайтесь!
Педагог-психолог Радыгина О.И.
15