Проект Колокольчик в стихотворениях русских поэтов Горбатиковой Татьяны ученицы 4 А класса МБОУ Школы № 155 г.о. Самара
Проект:
«Колокольчик в стихах русских поэтов»
Выполнила ученица 4 «А» класса
МБОУ СОШ № 155 г. о. СамараГорбатикова Татьяна.
Научный руководитель
Шашкина И.В.
Цель : раскрыть значимость колоколов и колокольчиков в стихах русских поэтов.
Задачи :
1 . Изучить историю возникновения колокольчика.
2 . Познакомиться со стихами русских поэтов , которые воспевали колокола и колокольчики в своих стихах.
Русские писатели и поэты 19 века в своих произведениях отражали, что то таинственное, сказочное о русских храмах и колоколах, утверждая неслучайное их расположение именно на русской святой земле. Говорят икона- молитва в камне, колокол-молитва в звуке. И на звук непременно отзывается писатель или поэт. Стоят на русской земле храмы поют о русской земле поэты, славят русскую землю писатели под звон колоколов. Плывет малиновый звон по Руси. Люди , вслушиваясь в колокольный звон слышат не голос, звучащего металла, а души русских мастеров, говорящих из глубины веков.
Колокольчики и колокола появились тогда, когда человек научился добывать металл, познал технологию литья. Первоначально это были просто пластины, которые долго звучали при ударе по ним. Ученые считают родиной колокольчиков Китай, а доказательство в том, что именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики! Однако, восточная традиция не предусматривает раскачивание всего колокола, как у нас, колокол подвешен неподвижно и звукоизвлечение выполняется посредством деревянного ударника. Русский народ всегда любил колокола, называя части колокола как у человека – уши, тулово, язык, плечи, юбка. Колокола размещают на колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом или на звонницах – особых надстройках с проемами на самом храме. Колокол вещал.
К колоколам всегда относились очень благоговейно и использовали в богослужебных целях, а совсем редко, при особо важны событиях – собраниях, звон на встречу царственных особ, проводы и встреча войск с войны, звон, созывающий на помощь, а «воротный» колокол повсюду возвещал о том, что запираются городские ворота. Набатный колокол созывал население на борьбу с пожаром, предупреждал о нашествии врагов. В наших, Северных землях, считалось, что колокола оберегают от порчи, сглаза и колдовских чар. Колоколам приписывали способность изгонять нечистую силу, отпугивать колдовские чары и изгонять дьявола, а так же - предвещать беду (самопроизвольным звоном).Расколовшийся или запотевший колокол, сорвавшийся язык считались предвестьем несчастья, а увидеть во сне лопнувший, либо раскачивающийся колокол также означало беду! Когда бьют колокола, возникает ощущение торжественности, неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями. Сейчас колокола и колокольчики создают из разных материалов: стекла, хрусталя, глины, дерева, камня и, конечно же, из металла. А, самый большой отлитый колокол «Царь-колокол» – 203 тонны в Москве, разбит при пожаре, установлен в Московском Кремле.
Самый большой используемый по сей день колокол — «Царский» – 72 тонны находится в Сергиевом-Посаде.
Музыкальные колокольчики – колокола в миниатюре, обладающие более нежным и тонким, будто бы хрустальным, звуком. Наверное, нет на земле человека, не знакомого с ним. Применение колокольчиков разнообразно – их использовали с давних пор и в музыке, и в быту. Их подвешивали у входа в дом и на шею домашней скотины, заливной перезвон колокольчиков на быстрых «тройках» неизменно сопровождал народные гуляния, звенели колокольчики и в домах аристократов – их звоном вызывали прислугу. Разновидность колокольчика – бубенцы – использовались в народных и карнавальных костюмах.
Популярность колокольчика не могла не отразиться в поэзии. Колокольчик оживает в поэзии. Поэты разного времени делали колокола и колокольчики действующими лицами своих стихов и каждый слышал их "голос" по-своему: они звенят, поют, плачут, рыдают, хохочут, гремят, гудят, кричат…
Ему приписывают человеческие эмоции, действия, черты характера. Веселые колокольчики и бубенцы неотделимы от исконного русского образа несущейся вдаль «птицы-тройки».
Тройка лошадей и все что с ней связано – это исконно русская ,не имеющая аналогов ни в одной стране мира .Колокольчики под дугой можно было прикреплять только почтовым и курьерским тройкам. Тройка олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России. Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А.С. Пушкина; Ф.Н. Глинки ; П.А . Вяземского ; А.А Блока и С.А . Есенина. Не упустили из виду «птицу –тройку» такие знаменитые прозаики ,как Н.В. Гоголь ,Ф.М .Достоевский и Л.Н.Толстой. Так же о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные песни и романсы ,дожившие до наших дней .
"Вечерний звон, вечерний звон!Как много дум наводит он…"
И не менее известные:
"Тройка мчится, тройка скачет,Вьется пыль из-под копыт.Колокольчик то заплачет,То хохочет, то звенит."
"Однозвучно гремит колокольчик,И дорога пылится слегка…" (слова Макарова, музыка Булахова).
"В лунном сиянье снег серебрится,Вдоль по дороге троечка мчится.Динь-динь-динь, динь-динь-динь, Колокольчик звенит.Этот звон, этот звонО любви говорит."
Звон колокольчиков и бубенцов многократно описан в русской литературе. На почтовой тройке мчался в Москву Чацкий, в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума», о чем и рассказывал Софье в таких словах: ...Звонками только что гремя И день, и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя. А вот А. С. Пушкин в «Графе Нулине» передает другое состояние: Кто долго жил в глуши печальной, Друзья, тот верно знает сам, Как сильно колокольчик дальный Порой волнует сердце нам.
Звенел колокольчик — значит, приближался почтовый экипаж; значит — провозил письма друзей и жены. Колокольчик привешивался под дугой коренника, а у пристяжных прямо к сбруе подвешивались бубенцы. Между прочим, песня ямщика была еще и охранной, оздоровительной. Если бы он не пел (не открывал рта) — он бы попросту оглох от постоянного колокольного звона, что так привлекателен для тех, кто ждал почтовую тройку... Мчится тройка почтовая... И тешится детина - ямщик быстрой ездой... И гудит колокольчик — дар Валдая...В романсе Глинки.
«Вот мчится тройка удалаяВдоль по дорожке столбовой,И колокольчик, дар Валдая,Гудит уныло под дугой.»
Образ почтового колокольчика у многих поэтов веселым и легким не назовешь. Нервный и однообразный звук утомляет, навевает тоскливые мысли и, наконец-то усыпляет.
У Я. П. Полонского. Улеглася метелица… путь озарён… Ночь глядит миллионами тусклых очей… Погружай меня в сон, колокольчика звон! Выноси меня, тройка усталых коней!
Пушкин А.С. «Зимняя Дорога»
По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.
Очень одинокий колокольчик у Пушкина в "Бесах":
"Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Еду, еду в чистом поле;Колокольчик дин-дин-дин…Страшно, страшно поневолеСредь невидимых равнин!.."
Колокольчик как знак сопровождал Пушкина всю его жизнь.
В лихой русской тройке – душа народа ,его щедрость ,веселый иногда и грустный нрав ,любовь к прекрасному .
В стихотворении Вяземского «Ещё тройка» открывается разнообразие услышанной мелодии колокольчика .Тройка мчится, тройка скачет,Вьется пыль из-под копыт,Колокольчик звонко плачет,И хохочет, и визжит.По дороге голосистоРаздается яркий звон,То вдали отбрякнет чистоТо застонет глухо он.
Буйная “игра” колокольчика вызывает самые разные представления — и в конце концов следствием этой “игры” оказываются возникающие вокруг дороги демонологические существа, напоминающие пушкинских бесов. Именно как отклик на пушкинские “Бесы” и написано это стихотворение — но здесь сами бесы являются не чем иным, как следствием “плача” и “хохота” колокольчика. Всё это к тому же предстаёт как “поэтическая весть” и “русской степи” (целого пространства России), и индивидуальной русской “думы”:
В наследии Пушкина можем отыскать указания на особое звучание “почтовых”, “дилижансных” и “фельдъегерских” колокольчиков (VIII, 97) — если первые могут нести новую весть или новые впечатления, то последний является знаком беды… Есть даже указания на некие индивидуальные звучания колокольчика, прямо указывавшие (уже звоном своим), кто именно едет: “Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпою бежал за нами“Чу! колокольчик, слава Богу, это исправник
А А.А. Фет в стихотворении «Колокольчик» пытается выяснить причину мимолетного звука похожего на звон колокольчика.
«Но боже, как люблю я ,Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит и скроется …И долго мниться мне ,
Звук колокольчика трепещет в тишине.».
Церковные колокола и колокольчики серьезны и сдержаны в своем служении. Они то дремлют храня тишину, то просыпаются и будят ото сна селение своим широко разливающимся звонким голосом, а на закате дня, словно прохладный ветер тихо веет над долиной далекий колокольный звон.
Ф.И. Тютчев "ВЕЧЕР"
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной,
И в шуме листьев замер он.
Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, -
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
Два стихотворения Ивана Бунина, объединенные обращением к колокольной теме, разделяет более двадцати (и каких!) лет.
Иван Бунин "ВЕНЕЦИЯ"
Колоколов средневековыйПевучий зов, печаль времен,И счастье жизни вечно новой,И о былом счастливый сон.И чья-то кротость, всепрощеньеИ утешенье: все пройдет!И золотые отраженьяДворцов в лазурном глянце вод.И дымка млечного опала,И солнце, смешанное с ним,И встречный взор, и опахало,И ожерелье из кораллаПод катафалком водяным.
Плачет смехом колокольчик на тройке бравого парня- объекта мечтаний всех деревенских девушек.
А у Есенина:
«Эх, вы сани! А, кони, кони!
Видно, черт их на землю принес
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез…»
Или (у него же):
"Колокольчик среброзвонныйТы поешь? Иль сердцу снится?.."
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
После прихода к власти большевиков в 1917 году церковные колокола постигла печальная участь. Колокольный звон считали вредным наследием царского режима, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, сохранилась и дожила до наших дней.
У Башлачева в стихотворении "Время колокольчиков" - это символ времени:
"…Но с каждым днем времена меняются.Купола растеряли золото.Звонари по миру слоняются.Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим вкруг - да околоНо своем поле - как подпольщики?Если нам не отлили колокол,Значит здесь - время колокольчиков…
Загремим, засвистим, защелкаем!Проберет до костей, до кончиков.Эй! братва! Чуете печенкамиГрозный смех русских колокольчиков?…
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.
Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо было согласно русской традиции колокольного звона. В Москве создан "Колокольный центр", где готовят звонарей для нужд храмов. Также с каждым годом увеличивается число предприятий, где льют колокола. Искусство колокольного мастерство постепенно возрождается.
Новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов. 20-е годы XX столетия стали последними в истории создания их младших звонких "собратьев" - колокольчиков: и поддужных (под дугой), и сигнальных - пожарных, станционных - при железнодорожных станциях. Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков. Ныне же коллекционеры съезжаются туда на колоколоведческие конференции.До сих пор в частных собраниях колокольчиков больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В. А. Ким): 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В. И. Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде около 1000 колокольчиков периода 1800 - 1917 годов в собрании Л. Л. Крайнова-Рытова.
Заключение:
Я узнала когда появились ,каких видов и где используются колокола и колокольчики. Узнала ,что колокольчик является символом русской тройки ,которая неоднократно воспевалась в стихах русских поэтов.