Урок внеклассного чтения по теме Сказки Вильгельма Гауфа Карлик Нос и Маленький Мук
Урок внеклассного чтения в 4- ом классе
Тема: Сказки Вильгельма Гауфа «Маленький Мук» и «Карлик Нос»
Цель: Познакомить учащихся с известным немецким сказочником Вильгельмом Гауфом и его сказками «Карлик Нос» и «Маленький Мук».
Задачи:
Расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес к чтению, способствовать более внимательному и вдумчивому чтению
Развивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способности
Воспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы: доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Воспитывать интерес к истории и традициям других стран.
Развивать навыки совместной деятельности в группе, навыки публичного выступления.
Ход внеклассного мероприятия
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком – сказочником Вильгельмом Гауфом. Многим из вас уже знакомы увлекательные истории о невероятных, и порой и опасных приключениях, колдовстве и чудесном освобождении от злых чар. Разве можно забыть колдовской суп, превративший Якоба в уродливого карлика, смешливого калифа, чуть не оставшегося на всю жизнь аистом, Маленького Мука…? На протяжении многих лет герои волшебных сказок Гауфа учат нас добру, смелости, помогают отличать хорошее от дурного, истинное от мнимого.
Кто же он такой - этот сказочник Вильгельм Гауф?
Презентация.
Сегодня сказочник Вильгельм Гауф поведёт нас за собой в страну, где никогда не заходит солнце, где всегда зеленеют леса, где рано или поздно все страшные приключения, выпавшие на долю героев, оборачиваются волнующими и трогательными воспоминаниями. Он поведёт нас в свою страну Сказок.
Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа.
В нашей игре принимают участие 3 команды. Но у команд ещё нет названий. Вы их узнаете, отгадав героев сказок, и заработать первые баллы.
1 конкурс “Будем знакомы”
Герои рассказывают о себе, сообщая 5 фактов, команды должны отгадать героя. Чем раньше будет отгадан герой, тем большее количество баллов заработает команда (от 5 до 1).
5 б. О моей жизни можно сказать: “ Не было бы счастья, да несчастье помогло”.
4 б. В детстве я совершил большую ошибку.
3 б. Однажды мне очень хотелось посмотреть на себя в зеркало.
2 б. Я научился печь хлеб из солнечных пылинок.
1 б. Я два года жил во дворце и готовил блюда для самого герцога.
Название 1 команды – Якоб
5 б. Я кое-что понимаю в колдовстве.
4 б. Мой отец – великий волшебник Веттербок, повелитель бурь.
3 б. Мой отец научил меня узнавать травы.
2 б. Я чуть не погибла на королевской кухне.
1 б. Меня спас очень добрый юноша по имени Якоб.
Название 2 команды – Мими.
5 б. В детстве меня ничему не обучали.
4 б. Я рано остался сиротой.
3 б. Мне пришлось много путешествовать по свету
2 б. Однажды меня обвинили в воровстве.
1 б. У меня есть волшебные туфли и тросточка.
Название 3 команды – Маленький Мук
Инсценировка по сказке «Маленький Мук»
Вы догадались, по какой сказке мы начинаем путешествие?
Конкурс 2. Викторина по сказке “Маленький Мук” (Презентация)
1. В каком городе жил Маленький Мук?
В Багдаде
В НикееВ Шварцвальде
2. Настоящее имя Маленького Мука
Муфта
МухтиярМукра3. Как относились дворовые мальчики к Маленькому Муку?
Любили слушать его сказки
Его все дразнили
Уважали и немного побаивались
4. Что получил Маленький Мук после смерти отца?
Куртку и старые шлёпанцы
Штаны и куртку
Штаны и тюрбан
5. Как Маленький Мук попал к старухе Ахавзи (Ахвази)?
Он помог ей донести покупки
Она пригласила его в гости
Она устраивала обеды для своих питомцев
6. Какую работу не выполнял Мук в доме Ахавзи?
Расчёсывал кошкам шёрстку и втирал драгоценные мази
На ночь рассказывал кошкам сказки
Укладывал кошек спать на шёлковые подушечки под тёплые одеяльца
7. Кто показал Муку секретную комнату?
Его любимый кот
Маленькая собачка
Старуха
8. Что нашёл Мук в секретной комнате?
Сундук с драгоценностями
Туфли и тросточку
Волшебную лампу
9. Кем Мук устроился на службу к королю
Лекарем
Поваром
Скороходом
10. Как относились придворные к Маленькому Муку?
Очень полюбили его
Постоянно смеялись над ним
Завидовали
11. Что Маленький Мук делал с золотом, которое находила его палочка?
Отдавал королю
Раздавал придворным
Перепрятывал
12. Что выросло у Мука после того, как он съел волшебные плоды?
Уши и рога
Уши и хвост
Уши и нос
13. Как узнал Маленький Мук, что у него выросли нос и уши?
Посмотрелся в зеркало
Увидел своё отражение в воде
Над ним стали смеяться в городе
14. Кем представился Маленький Мук, когда пришел лечить короля?
Поваром
Лекарем
Волшебником
15. Как стал жить маленький Мук после того, как он убежал от короля?
Очень богато
В достатке, но уединённо
Обзавёлся большой семьёй
Конкурс 3 Волшебные вещи
Подготовить рассказ о волшебной вещи (ТУФЛИ, ТРОСТОЧКА, ВОЛШЕБНЫЕ ЯГОДЫ) по предложенному плану: (записан на переносной доске)
Из какой она сказки
Хозяин вещи
Как она попала к герою
В чём волшебная сила вещи
Какую роль сыграла вещь в судьбе героя
Теперь мы в гостях у сказки «Карлик Нос»
Инсценировка по сказке «Карлик Нос»
Конкурс 4 Литературная викторина по сказке “Карлик Нос” (Читает вопросы учитель)
1. Кем был отец Якоба? (Сапожником)
2. Овощи, которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба. (Капуста)
3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба. (Белка)
4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи? (Скорлупки)
5. То, чем колдунья заколдовала Якоба? (Волшебной травкой)
6. Кукую воду пила старуха? (Росу с цветов)
7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи? (7 лет)
8. Птица, в которую была превращена дочь волшебника Веттербока. (Гусыня)
9. Дерево, под которым росла травка “чихай на здоровье”? (Каштан)
10. Имя дочери волшебника Веттербока. (Мими)
11. Как называлась травка, которой не хватало для приготовления паштета сюзерена? ( Головокружительное чихание или «Чихай на здоровье»)
12.Как назвали мир между князем и герцогом? (Пирожный мир)
Конкурс 5 Письмо колдунье
Представьте, что вы в образе Якоба можете пообщаться с колдуньей и передать ей ваши послания, в которых вы можете сообщить о том, что думаете о ней и о себе, о том, какие уроки вы получили из вашего печального приключения.
Задание командам. Напишите письмо колдунье.
Пока дети работают, звучит песня “Дорогою добра” из кинофильма “Маленький Мук”
Слушаем письма Якоба колдунье.
Рефлексия
- Не находите ли вы, что герои этих сказок чем- то похожи? (Оба- мальчики, которым с детства пришлось многое испытать).
- Какие нравственные уроки извлекли мы, прочитав сказки? (1. Самое главное- внутренняя красота. Например, Аксаков «Аленький цветочек». 2. Путь к удаче лежит через преодоление препятствий).- Как называется прекрасное свойство человеческой души по отношению к другим людям? ( Милосердие, доброта, человеколюбие, сердечность, душевность, нравственная красота)
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»- А.П.Чехов- Приведите примеры милосердия в нашей жизни.
Приложение.Литература
1. Биографические сведения
http://marinagra.livejournal.com/http://library.mpgu.edu/v-pomosch-chitatelyu/iz-fonda-redkoi-knigi/kollekcii-fonda-redkih-izdanii/proizvedeniya-vilgelma-gaufaПослесловие художника А.Ломаева в книге: Вильгельм Гауф “Маленький Мук” - СПб.: “Азбука”, 2013. – 48 с.
2. Художественные произведения:
Вильгельм Гауф Сказки. - Екатеринбург: ООО “Литур-опт”, 2013. – 120 с.
В. Гауф Лучшие сказки.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2013. – 144 сГауф В. Сказки / Худ. М.Митрофанов. – М.: Эксмо, 2013. – 136 с.