Урок по биологии по теме Увеличительные приборы (5 класс)
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование представлений об увеличительных приборах (световом микроскопе, ручной лупе), роли оптических приборов в изучении организмов, умение пользоваться увеличительным прибором, научить работать с ручной лупой и микроскопом.
Деятельностная цель:
формирование умений реализации новых способов действий:
- формулировать цель учебной деятельности;
- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);
- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно-дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов: создать условия для знакомства учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
1. Познакомиться с историей создания увеличительных приборов и их значением для развития естественных наук.
2. Научиться работать с лупой , микроскопом
3. Учиться понимать биологические термины: тубус, окуляр, объектив.
Метапредметные
1. Познавательные:
- научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).
- учиться строить высказывания;
- учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
2. Коммуникативные:
- учиться слушать и понимать речь другого человека.
- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре,группе, учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3. Регулятивные:
- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные
1. Осознавать единство и целостность мира.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Личностное самоопределение и смыслообразование.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, зеркало, предметный столик, штатив .
Учащийся должен знать: устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа, порядок работы с лупой и с микроскопом.
Учащиеся должны уметь: называть основные части лупы и микроскопа ,определять увеличение школьного микроскопа, работать с микроскопом , анализировать и обобщать теоретический материал
Обеспечение урока: Презентация «Увеличительные приборы», тесты для работы в парах, 2 лупы и микроскоп на 1 парту, плоды (яблоко, томат), учебники, рабочие тетради (или карточка с рисунком микроскопа, где уч-ся должны подписать основные части микроскопа) , компьютер, интерактивная доска, карточки красного и зеленого цветов, цветки красного цвета, пазл «Строение лупы», карточки с кроссвордом
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.
Приемы деятельности учителя: организация поисковой и групповой деятельности, представление презентации.
Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией
Ход урока
Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво.Прозвенел уже звонок.Сядьте тихо и неслышно,И скорей начнем урок.
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять».
Мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познания. У меня есть цветки красного цвета, его получит каждый, кто правильно будет отвечать на поставленные вопросы. Кто больше получит цветков, получит отметку.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, кто из вас может сказать:
- С какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно? (биология).
- Что изучает данная наука? (живые организмы).
- На сколько групп можно разделить все организмы и какие?
(царства животных, растений, грибов и бактерий).
- Мы сейчас изучаем растения. Как называется наука, изучающая их?
- За организмами каких царств мы с вами можем наблюдать? (перечисляют).
- Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей).
Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)
Введение темы урока.
Слайд №1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ: «Устройство увеличительных приборов»
-Что вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).
-Что еще не знаете? (как устроен, как им пользоваться)
Что нужно сделать, что бы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник)
-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?
-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).
4. Изучение нового материала.
Слайд №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Итак, приступаем. Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.
Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было.
- Что предпринял человек? (ответы детей)
- Каким образом мы можем изучить устройство лупы и микроскопа? (изучить материал учебника)
- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки, лупа, микроскоп)
Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. У вас в конвертах лежат части рисунка (пазл), на котором есть изображение этого прибора с обозначением всех его составных частей.
Сейчас работаем в парах: Ваша задача сложить пазл и выяснить как устроения лупа.
По окончании вам нужно будет рассказать, что же вы выяснили.
Беседа в ходе которой дети приходят к выводу, что основная часть лупы – увеличительное стекло.
Слайд №3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?
Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!
Физкультминутка. Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран.
Слайд №4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Буквы в лупу рассмотрели,
И на место вместе сели.. (Дети садятся.)
Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на уроке? (об увеличительных приборах).
О чем уже узнали? (о строении и назначении лупы)
Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).
Учитель: Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).
- Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?
- Ответы на эти вопросы вы сможете найти в текстах, которые лежат у вас на столах.
Для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно рассказать всему классу об истории создания микроскопа.
(дети читают, тот, кто готов поднимает руку)
- Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)
Рассказ 1.
Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном Захарией Янссеном. Но это было сказано самим Захарией Янссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.
Слайд №5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рассказ 2.
Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу, он навел трубу на окно, что бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр, он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы, Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.
Слайд №6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рассказ 3.
Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он придумал, как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.
Слайд №7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Первым научился изготавливать увеличительные стекла и достиг в нем изумительного искусства.
«Микроскоп» Левенгука – это сильная лупа, которая увеличивала до 250 раз.
Увеличительные стекла были величиной с крупную горошинку.
- Что означает "микроскоп"? (учебник, §1 стр.15)
- Как же устроен микроскоп?
Слайд №9
Лабораторная работа №1
«Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»
Предлагаю эту информацию получить, пользуясь текстом §1 на стр.15 -16 и Рис.4 учебника на стр.15 . Во время работы с рисунком отыскивайте обозначенные части на микроскопах, которые стоят на столах.
Беседа по итогам самостоятельной работы учащихся. Учитель на своем микроскопе показывает части микроскопа, а учащиеся дают названия и объясняют их назначение.
Итак, вы сейчаспродолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?
- Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз? (предположения детей).
- Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?
Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с микроскопом). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После вашей работы в парах вы будете обучать меня правилам работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 16.
Беседа.
- Как устанавливают микроскоп на столе?
- Что делают с зеркалом?
- Куда помещают предмет для исследования?
- Для чего нужны винты?
- Как получают четкое изображение?
- Что необходимо сделать после работы с микроскопом?
Первичное повторение с проговариванием речи
Выполнение заданий:
Слайд №10
Вставьте пропущенные слова:
Изучили устройство микроскопа и освоили правила работы с ним. На штативе крепится __________, который соединяет две группы линз – ________ и __________. Рассматриваемый объект (микропрепарат) размещается на __________. Улавливает и направляет свет в отверстие предметного столика __________. Чтобы сделать изображение чётким, положение тубуса регулируется _________. Мой микроскоп увеличивает в _____ раз.
Самостоятельная работа с самопроверкой:
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
Слайд №11
Учащиеся группой (по 4 человека) разгадывают кроссворды на листочках.
По горизонтали:
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
Служит для крепления тубуса и предметного столика.
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
Зрительная трубка.
То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
Увеличительный прибор.
Помогает направить свет.
Служит для размещения на нем объекта исследования.
Поднимает и опускает зрительную трубку.
Слайд №12
Проверка
- Оцените свою работу цветом: красный - плохо, зеленый - хорошо.
Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.
Слайд №13
Задание: выберите верное утверждение .
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
(Курсивом выделены верные ответы).
Проверка.
- Оцените свою работу цветом: красный - плохо, зеленый - хорошо.
Слайд №15
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №15
Проверка.
- Оцените свою работу цветом: красный - плохо, зеленый - хорошо.
Рефлексия.
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
- Каким прибором мы пользуемся в нашей обычной жизни? (очки, лупа).
- Что будет, если человека оставить без этих увеличительных приборов?
- Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
- Вы достигли этой цели?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр презентации, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями, выполнение исследования в ходе лабораторной работы).
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
Слайд №16
Домашнее задание: 17 , принести луковицу.
Слайд №17
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Root Entry