Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету ПО.01.УП.01 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. ЭЛЕКТРОГИТАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»



Рассмотрено на МС школы: «Утверждаю»
Протокол № 1 от «27»августа 2015 г. Директор МАОУДОД
г.Нижневартовска
«Детская школа искусств №3»
_____________С.В.Очирова
Приказ № 155
от «01» сентября 2015 г.




Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету
ПО.01.УП.01 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.
ЭЛЕКТРОГИТАРА

Срок реализации программы - 4 года.







Составитель: преподаватель
первой квалификационной
категории Борисов Е.М.











г. Нижневартовск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гитара – прекрасный и многогранный инструмент. Она портативна, не требует аккомпанемента, поскольку приспособлена как для исполнения сольных партий, так и для игры гармониями, а также обладает очень приятным звучанием, чутким к прикосновению пальцев музыканта. В воспитании и обучении молодого музыканта решающая роль отводится преподаванию игры на гитаре. Особое внимание обращается подготовке к каждой встрече с учеником, к каждому уроку. Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и постепенно, от урока к уроку, прививать ему любовь к ежедневной игре на инструменте.
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется по двум главным и взаимосвязанным направления. Одно из самых предполагает формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте, как необходимое средство для достижения художественного результата музыкального исполнения. Другое направление – формирование, развитие и совершенствование на основе изучения, освоения и практического применения художественно – исполнительских средств в соответствии с характерном, образно – эмоциональным строем и художественным содержанием исполняемой музыки.
Работа над музыкально – исполнительской техникой ведется систематично в течение всех лет обучения на основе инструктивного материала, включающего гаммы, упражнения, этюды, на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над исполнительской техникой имеют упражнения, особенно на начальной стадии освоения новых технических элементов и приемов игры.
Только овладев в достаточной степени тем или иным техническим элементом или приемом игры, можно приступать к исполнительской работе над музыкальным произведением, в которых данный элемент или прием используется.
Художественное и музыкальное развитие детей в процессе их обучения игры на музыкальном инструменте осуществляется на основе работы по формированию, развитию и совершенствованию навыков художественного исполнения музыкального произведения, изучению и накоплению художественного репертуара.
Изучение и накопление учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе обширной, разнообразной художественной гитарной литературы, включающей инструментальные обработки народной музыки, произведение русских, советских и зарубежных композиторов. Составляющие репертуар музыкальные произведения должны быть разнообразными по стилю, жанру, форме, характеру и содержанию и обладать художественными несомненными достоинствами. Кроме того, изучаемый художественный материал должен отвечать принципу доступности и соответствовать общему развитию обучающихся, уровню их музыкального и технического развития.
В целях развития навыков самостоятельного ознакомления с неизвестным музыкальным произведением необходимо систематически практиковать чтение обучающимися нот с листа.
В выступлениях обучающихся прослеживаются общественно-полезный характер музыкально-сценической деятельности. В процессе занятий с детьми всесторонне выявляются их музыкальные возможности, способности и творческие навыки.
В отношении наиболее талантливых и музыкально одаренных детей следует ставить вопрос о возможности и целесообразности их профессиональной дальнейшей ориентации в области музыкального искусства.
Важнейшей задачей в работе с детьми наряду с музыкальным обучением является их воспитание. Необходимо воспитать в детях патриотизм и интернационализм, коллективизм, любовь к труду, дисциплинированность, чувство долга и ответственность, готовность и скромность.
Актуальность программы заключена в социокультурной ценности которая свойственна исполнителям владеющим инструментом, особом интересе подростков и молодых людей к репертуару, который в полной мере отражает культуру современного общества, что является основой социального заказа на разработку программы «Классическая гитара».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы за 4 года обучения ребёнок научился владеть инструментом: самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара программы, а также сформировались у него навыки чтения с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент.
В класс гитары принимаются дети в возрасте 6,5-10 лет. На раннем этапе обучения (1, 2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле. Детям младшего возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах.
Четырёхлетний срок обучения рассчитан на обучающихся, не имеющих музыкальной подготовки, или уже владеющих навыками игры на других музыкальных инструментах.
Занятия проводятся индивидуально два раза в неделю по 40 минут.
Программа построена на педагогических принципах:
индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, что предполагает освоение каждым учащимся индивидуального репертуарного плана;
социальная адекватность и гуманистическая ориентация образовательного процесса – добровольное включение ребёнка в образовательную и творческую деятельность, создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника, осознание ими социальной защищённости и готовности к социальной защите;
системность, непрерывность и доступность в обучении и воспитании.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель учебного предмета «Музыкальный инструмент » является:
- формирование художественно-творческой личности музыканта через инструментальное исполнительство и приобретение ею в процессе освоения учебного предмета умений и навыков для решения музыкально-исполнительских задач.
Задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент »:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- привить обучающимся знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого исполнительства;
- сформировать навык публичного выступления;
- умения самостоятельно разучивать и преодолевать технические трудности, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.


Тематическое планирование.

Тематическое планирование включает в себя: цель и задачи каждого года обучения, учебно-тематический план (перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, последовательность их изучения, формы и виды деятельности).

Учебно – тематический план занятий 1 года обучения

Цель: сформировать первичные навыки игры на гитаре.
Задачи 1 года обучения:
Обучить понятиям элементарной теории музыки; правильно поставить игровой аппарат;
Развивать первоначальные исполнительские навыки игры на инструменте;
Воспитывать личностные качества детей: прилежание в учёбе, добросовестное отношение к выполнению домашнего задания.
Ожидаемые результаты:

Знают и применяют понятия элементарной теории музыки;
Владеют навыками игры на инструменте;
Умеют играть 12-15 легких пьес;
Систематически и добросовестно выполняют домашнее задание.

Учебно – тематический план занятий 2 года обучения

Цель: развитие и совершенствование навыков игры на гитаре, исполнительских способностей, а через них развитие и становление личности ребенка.
Задачи 2 года обучения:
Обучить новым приемам игры; освоить более сложный репертуар.
Развивать навыки игры в ансамбле.
Воспитать творческую активность через самостоятельное исполнение музыкальных произведений.
Ожидаемые результаты:
Играет более сложный репертуар (10-12 различных произведений, включая ансамбли и этюды), гаммы до мажор и ля минор в аппликатуре А.Сеговии.
Владеет более совершенным исполнительским мастерством, заложенным на раннем этапе.
Ответственно относятся к заданному домашнему заданию

Учебно – тематический план занятий 3 года обучения

Цель: совершенствование навыков игры на гитаре, исполнительских способностей, а через них развитие и становление личности ребенка
Задачи 3 года обучения:
Обучить самостоятельно разбирать несложные музыкальные произведения.
Развивать умение подбирать на слух несложные пьесы, самостоятельно настраивать инструмент.
Воспитывать музыкальный вкус, культуру исполнения.
Ожидаемый результат:
Проявляют творческую инициативу.
Играют 8-12 различных музыкальных произведений, в том числе полифонические произведения, произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Гаммы Соль мажор и ми минор в аппликатуре А.Сеговии.
Свободно владеют техникой игры на инструменте (самостоятельно работают над музыкальным произведением, читают с листа, подбирают на слух, участвуют в мероприятиях и концертах).

Учебно – тематический план занятий 4 года обучения.


Цель: самостоятельно работать над музыкальным произведением.
Задачи 4 года обучения:
Обучить навыкам игры в более сложных позициях.
Воспитать исполнительские качества (воля, эмоциональность) и пробудить активность к концертной деятельности;
Развить инициативу и воображение в собственном исполнении музыкальных произведений.
Ожидаемый результат:
Умеют самостоятельно работать с нотной литературой (2-3 произведения самостоятельно).
Играют 10-15 произведений, ансамблей и этюдов на различные виды техники, читают с листа, подбирают на слух.
Проявлять активность в творческой работе ДШИ, принимать активное участие в концертах и мероприятиях ДШИ.

Критерии оценивания используемых умений и навыков:
На современном этапе развития дополнительного образования, когда приоритетной формой обучения является развитие личности обучающегося, определяются следующие параметры оценочной деятельности преподавателя:
качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие программам;
степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, художественной и др.);
степень развития основных качеств исполнительской деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, применять необходимые исполнительские навыки и т.д.).
Для оценивания применяется пятибалльная система.
Разработаны следующие критерии оценивания:
№п.п.
Критерии оценивания
Показатели

1.
Владение инструментом
Знание нотного текста, ритма, метра.
Точное исполнение штрихов.
Исполнение динамических оттенков.
Целостность формы, грамотная фразировка.
Организация игрового аппарата.
Отношение к исполняемому произведению.

2.
Уровень исполнительского мастерства

Соответствие исполняемого произведения стилю и жанру.
Техническая оснащенность пианистического аппарата.
Понимание музыкального синтаксиса и связанное с этим приобретение навыков звукоизвлечения.

3.
Исполнительская воля

Донесение до слушателя художественного смысла произведения, посредством приобретенных навыков исполнения.

4.
Динамика роста исполнительского мастерства
В сравнении с предыдущими выступлениями.

Содержание программы.

Образовательная деятельность по программе состоит из взаимосвязанных тем, где сформированность знаний и навыков по каждой, является необходимым условием дальнейшего освоения программного материала.
Посадка. Сформировать правильную посадку играющего на музыкальном инструменте, что является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.
При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед.
Постановка правой руки – один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Правая рука должна извлекать звук и в то же время придерживать инструмент. Звук извлекается посредством щипка или удара по струнам кончиками пальцев. Большой палец производит щипок от себя, а остальные три пальца – к себе. Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на ребро нижней части инструмента, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. При извлечении звука кисть должна быть неподвижна, но не должна напрягаться. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, и кончики их извлекают звук у нижней части звуковой розетки.
Постановка левой руки - во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ, пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного пальца, который прогибается, когда прижимает одновременно две или три струны. Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для четырех пальцев, прижимающих струны; поэтому он не должен быть виден из-под грифа. Струны надо прижимать около металлических пластинок, но не сдвигать их в сторону. Ногти должны быть коротко острижены.
Звукоизвлечение - работать над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культура звука. Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струны струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом.
Приемы звукоизвлечения- ознакомить с двумя основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнено любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну. Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.
Система контроля и оценивания результатов.
Первичная диагностика ребёнка проводится с целью определения музыкальных данных при прослушивании и знакомстве с ним в начале обучения (прослушивается слух, ритм и музыкальная память).
Обязательным компонентом педагогического процесса является контроль за результатами обучения учащегося. Контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения.
Индивидуальное обучение опирается на следующие виды контроля:
Поурочный- на каждом занятии педагог проводит контроль полученных знаний, через рефлексию, опрос, способами прослушивания, наблюдения, анализа контролируется уровень сформированности и развития у детей ЗУН и музыкальных способностей.
Поэтапный- проводится в конце каждого полугодия, форма контроля: итоговое занятие, концертная форма с присутствием педагогов или родителей.
Итоговый – проводится в конце учебного года, контрольная оценка выставляется в дневнике учащегося в конце каждого урока, итоговая оценка - в конце полугодия.
В индивидуальном плане обучающемуся даётся краткая характеристика его учебной работы и выставляется общая оценка по результатам выполнения индивидуального плана по итогам учебного года.
В рамках мониторинга Центра детского творчества, специалистами социально-психологической службы проводится:
диагностика учебной мотивации - проводится один раз в год с целью определения у учащихся мотивов обучения и их изменений;
диагностика социализированности – проводится один раз в год с целью определения изменений уровня нравственной воспитанности учащихся.
При необходимости педагог-психолог проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися с привлечением родителей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учебная деятельность.
1.Диагностическая карта обучающегося, музыкального отделения (индивидуального обучения), составляется в индивидуальных планах обучающихся на конец учебного года по следующим показателям:

Показатель развития


Характеристика музыкальных данных: слух, ритм, память, внимание, музыкальное мышление, эмоциональная отзывчивость.


Общий уровень развития: физиологический, интеллектуальный, психологические особенности. Состояние здоровья.


Выполнение намеченного плана работы: уровень обученности и обучаемости.


Анализ работы в классе и дома: работоспособность, внимание, регулярность, умение заниматься дома самостоятельно, быстрота освоения музыкальных произведений.


Отношение к занятиям, интерес к музыке, к искусству.


Выводы. Успехи к концу года. Недостатки в развитии и способы их преодоления. Задачи на ближайший период обучения.


Для обучающихся профессионально-ориентированного уровня: отмечаются такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, творческую инициативу, техническое развитие обучающегося.



Формы, методы, технологии учебного процесса.

Обучение по данной программе опирается на методику гитарных школ и учебных пособий:
Э.Пухоль « Школа игры на шестиструнной гитаре»
П.Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре»
А.Иванов-Крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре»
А.Гитман. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
А.Сеговия. « Моя гитарная тетрадь.» и т.п.
Организация всего процесса обучения опирается на педагогические технологии:
Увеличение объема и ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала в соответствии с природными данными ребёнка и индивидуальным маршрутом продвижения в обучении;
Тесная связь теории с практикой;
Использование широкого диапазона сведений музыкально-теоретического характера;
Опора учебного материала на опыт мировой музыкальной культуры и социальный опыт ребёнка;
Обучение на основе ответственности, самостоятельности, трудолюбия учащегося в самоподготовке;
Периодическое, многократное повторение изучаемого материала.

Активизации учебной деятельности обучающегося способствуют следующие методы:
подражание;
эмоционально-волевой;
интеллектуальный;
наглядно-слуховой;
словесный;
анализа и сравнения;
контроля и самоконтроля.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Каждый урок рассматривается как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса.

В структуру урока входят следующие этапы:
Организационный (проверка готовности к уроку, домашнего задания, мотивация на учебную деятельность, постановка цели, задач урока, требования к выполнению поставленных задач).
Основной (изучение музыкальной грамоты, работа над произведением, повторение и закрепление пройденного материала)
Итоговый (вывод по уроку, рефлексия, информация о домашнем задании).

Воспитательная деятельность.
Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
трудовое воспитание (участие в субботниках, трудовых десантах, соблюдение чистоты на рабочем месте),
нравственно-эстетическое воспитание (анализ произведений, характеристика типов личности, литературных персонажей),
патриотическое и интернациональное воспитание (разучивание патриотических произведений, произведений народов мира),
эстетическое воспитание (обучение основано на лучших образцах народной, классической и современной музыки),
охрана здоровья.
Воспитательная работа органично вплетается во все направления образовательного процесса.
Основным источником материального и духовного богатства общества, фундаментом личностного развития является труд, Труд развивает умственные способности человека, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Формированию трудолюбия и профессионального мастерства способствует, прежде всего, обучение на высоком профессиональном уровне, большая домашняя самоподготовка. Перед педагогом стоит задача возможно полнее раскрыть музыкальные и творческие способности обучающихся. Этому способствует освоение различных форм музицирования.
Большое значение в трудовом воспитании имеет общественно полезный труд. Обучающиеся должны ухаживать за растениями и поддерживать чистоту в учебных кабинетах, в учреждениях.
Одной из важных воспитательных задач стоящих перед педагогом является формирование устойчивых моральных качеств ребенка (совести, чести, долга, ответственности, достоинства), активной жизненной позиции и воспитания культуры поведения, как одного из главных проявлений уважения к другим людям.
С учащимися проводятся беседы о чести, долге, ответственности, культуре поведения, сценической культуре, гармонии отношении в творческом коллективе.
Патриотическое и интернациональное воспитание способствует формированию знаний о родном крае, развитии чувства любви к Родине и гордости за нее, взаимоуважению и дружбе всех наций и народностей, уважительному отношению к родному языку.
Обучающиеся знакомятся с символами государства: гимн, герб, флаг. Они изучают русскую музыку и музыку разных народов нашей страны.
Проводятся беседы о творчестве русских композиторов и исполнителях. Эстетическое воспитание предполагает формирование чувств в области прекрасного. Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство и музыкальное искусство, в частности. Воспитание и обучение основано на лучших образцах народной, классической и современной музыки.
Обучающиеся слушают музыкальное произведение в исполнении народных и профессиональных коллективов, участвуют в просветительской работе Детской юношеской филармонии, оформляют музыкальными номерами праздники, выставки и мероприятия, посещают музеи, галереи, выставки, кинотеатры, концертные залы. Охрана и укрепление здоровья являются важным условием успешного обучения. С обучающимися проводятся физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни, гигиене и внешнем виде.
В системе проводятся вводные, текущие Инструктажи.

Концертная деятельность.
Результатом является участие обучающихся в концертах, праздниках, тематических мероприятиях, лекциях-концертах.
Концертная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, способствует развитию и воспитанию сценической культуры обучающегося. В ходе концертной деятельности обучающийся проявляет свои артистические возможности, у него развиваются индивидуальные качества, такие как воля, эмоциональность, формируется и накапливается опыт сценических выступлений. Концертные выступления формируют мотив к активной общественной деятельности. В течение месяца проводятся 1-2 плановых концерта, а также концерты, приуроченные к общественно-политическим праздникам города, ХМАО, РФ.

Работа с родителями.
Задачи:
Организация совместной деятельности с родителями по повышению мотивации детей в музыкальном образовании.
Привлечение родителей к оказанию благотворительной посильной помощи в укреплении материально-технической базы школы.

Формы работы с родителями.
Заинтересованность родителей в культурном, музыкальном развитии детей играет огромное значение в воспитании. Совместная работа с семьей создает благоприятные условия для развития специальных и творческих способностей, личностных качеств, таких как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность.
С учащимися и их родителями проводятся беседы о семье, организуются совместные концерты семейного творчества, проводятся тематические концерты-подарки для родителей. Не реже двух раз в год проводятся родительские собрания, где обсуждаются проблемные вопросы по обучению и воспитанию детей. Часто родители посещают уроки своих детей и, если есть необходимость, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Условия реализации программы.

Организационные условия.
В начале учебного года ведется набор (или добор) детей в класс гитары. Приём в класс гитары осуществляется на добровольных началах по заявлению родителей и медицинским справкам, разрешающим детям заниматься в учреждении дополнительного образования. Обучение организуется на бесплатной основе.
Первоначально организуется прослушивание детей с целью подбора индивидуальных средств обучения и разработки репертуарного плана.
На каждого ученика оформляется индивидуальный план работы, в котором представлен репертуарный план на каждое полугодие, сроки его выполнения, оценки обучающегося, краткая его характеристика.
Обучающиеся, успешно освоившие программу предыдущего года обучения, по решению педагогического совета музыкального отдела, переводятся на следующий год обучения. В течение всего периода обучения проводятся различные инструктажи и беседы по темам: «Техника безопасности», «Правила дорожной и противопожарной безопасности», «Поведение при проведении массовых мероприятий» и другие.
Организационная работа включает в себя организацию и подготовку внеклассных мероприятий, конкурсных и концертных выступлений. Системно проводятся родительские собрания по решению организационных вопросов. Также с родителями проводятся индивидуальные и групповые консультации по проблемным вопросам обучения детей в ДШИ.
Материально-технические условия.
Учебные занятия проходят в оборудованном классе: учебная мебель, пульт для нот, классическая гитара для разного возраста детей, подставка для ног.
Мотивационные условия.
Для формирования мотива детей к успешному обучению педагог использует формы, методы, приёмы, стимулирующие познавательную деятельность и создающие комфортный социально-психологический климат: беседы, чтение литературы, доброжелательное межличностное общение, посильные для ребёнка домашние задания. Также используется система поощрения: похвала, награждение грамотами и дипломами, благодарственными письмами ребёнка и родителей.
Методические условия.
Образовательный процесс организуется на основе системного планирования и анализа результатов учебной деятельности каждого обучающегося. Подбираются педагогические методики для диагностирования ЗУН и музыкальных способностей обучающегося. Системно ведётся работа по заполнению индивидуальных учебных планов и классного журнала, а также тетрадей по ТБ. Ежегодно ведётся корректировка образовательной программы через корректировку индивидуальных планов, планирование воспитательной работы, работы с родителями.
Литература необходимая для освоения программы.

Для педагога:

Амоношвили А. Гуманная педагогика.-М.: Просвещение, 1989;
Программа для детских музыкальных школ. - М.: Министерство культуры, 2002 г.
Педагогика. - М.: «Школа Пресс», 2000г.
Сластенин В. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1986;
Смирнова Т. Интенсивный курс обучения. .- М.:1997;
Чубка Н. А. Программа обучения на шестиструнной гитаре I-V классы ДМШ. - Тюмень, 2003;
Ю.П. Кузин. Азбука гитариста I и II части.- Новосибирск:, 1999;
Кузин Ю.П. Азбука гитариста III часть Новосибирск 1999;
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания. – М.: Академия, 2000;
Жуковская В.И. Беседы о воспитании. – Минск: Народная асвета, 1975;
В.И. Петрушин Музыкальная психотерапия. – М.:Владос, 1999;
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Вокально-инструментальный ансамбль.- М.:Музыка, 1986;
Пидкасистый В. Педагогика. – М.:Академия, 1999;
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1999;
Цыпин Г.М. Методика обучения музыкальному исполнительству. – М.: Академия. 2000;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура/ сост.Н.В.Чудакова. – М.: АСТ, 1997;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/ сост.Н.В.Чудакова. – М.: АСТ, 1997;
Ю.Б.Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.:Владос, 2000;
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.

Пособия, нотный материал, рекомендуемый для детей:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре - М.:1985 г.
Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.:1992 г.
А. И. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.:1986 г.
В. Калинин. Юный гитарист» М.1993
Л. Соколова. Избранные этюды.- С-П, 1998 .
Ю.П. Кузин. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения.- Новосибирск 1997
Ю.П. Кузин .Азбука гитариста. I и II части Новосибирск 1999 г.
Кузин Ю.П. Азбука гитариста. III часть Новосибирск 1999г.
В.В. Козлов. Маленькие тайны сеньориты гитары.- Челябинск, 1999 г.
А.И. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:Музыка1986
Н.Г.Кирьянов. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М.:1991
Хрестоматия гитариста 2-3 классы. - Ростов на Дону:Феникс 1999
Л. Соколова. Избранные этюды. - С-П: 1998
В. Мельничко, Т. Косарева. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники. Омск - Гран-Центр, 1999
Библиотека гитариста «Старинная музыка» М.1991.
Кошкин И.Н. Маскарад. - М.: Просвещение, 1985.
Иванов Л. Легкие пьесы. – М.:, 1999.
Фридом О.Легкие пьесы, этюды для гитары.(1 выпуск) - С-П.: 1997
В. Ларичев. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Просвещение, 1987.


Система и критерии оценивания освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по предмету «Музыкальный инструмент. Гитара» со сроком обучения 4 года.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ:
Цель: -поддержание учебной дисциплины.
Задачи:
-выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,
-повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок.
Оценка работы на уроке и выполненного домашнего задания;
Прослушивания к конкурсам, концертам.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Музыкальный инструмент». На основании текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки.


Промежуточная аттестация.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Задача: определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
Контрольные уроки;
Академические концерты;
Итоговая аттестация
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
Академические концерты – публичное выступление, которое показывает уровень успешности музыкально-исполнительского развития. Они направлены на выявление знаний, умений, навыков концертного исполнения программы, определения уровня подготовки учащихся на определённом этапе обучения. Обучающийся должен исполнить 2 разнохарактерных и разножанровых музыкальных произведения.



График промежуточной аттестации
Класс
Вид контрольного прослушивания
Месяц проведения
Программные требования.

1 класс



Контрольный урок













Контрольный урок
















Контрольное прослушивание
декабрь














Март



















май
Теоретическая часть:учащийся должен знать музыкальную грамоту: ноты 1 и второй октавы, длительности нот – целые, половинные, четвертные и восьмые. Штрихи: нон легато. Понятие метроритма (такт, размер 2/4, ѕ, 4/4)
Практическая часть: учащийся должен освоить первоначальные навыки игры на гитаре-правильную посадку за инструментом, постановку рук и пальцев на инструменте, элементарное извлечение (tirando ,apoyando). Читать с листа простейшие песенки. Исполнить 2 пьесы наизусть соблюдая основные правила исполнения.



Теоретическая часть: Понятие метроритма: такт, размер (2/4,3/4,4/4), паузы, затакт, залигованные ноты, шестнадцатые ноты, синкопа, нота с точкой. Знаки альтерации. Случайные и ключевые знаки. Динамические оттенки.
Практическая часть: учащийся должен знать правильную посадку за инструментом ( положение корпуса, ног, рук, кистей и пальцев), ощущать свободу игрового аппарата, координацию рук, качество звука, его изменчивость и вокальную основу. Средства музыкальной выразительности: фразировка, динамические оттенки. Понятие темпа в музыке. Основные способы звукоизвлечения (tirando ,apoyando). . Освоить правила выполнения домашнего задания.Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.
Исполнить 2 разнохарактерных произведения,



2 класс



Контрольный урок









Академический концерт


декабрь










май

Музыкальные термины, динамические оттенки, штрихи, буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять.Гаммы: C-dur, G-dur , F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды. Освоение приема барре, знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
Аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии.
2 разнохарактерных произведения.
Публичное исполнение 2-х разнохарактерных произведений: обработку народной темы и пьесу, сыгранных наизусть.


3 класс




Контрольный урок











Академический концерт


декабрь












май




Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники).
Этюд. Чтение с листа пьес программы 1 класса. Знание знаков тональностях, музыкальных терминов.
Исполнение двух разно-жанровых музыкальных произведения наизусть, в соответствии с художественным замыслом композитора, используя необходимые выразительные средства.
Публичное исполнение 2-х разнохарактерных и разно-жанровых произведения: пьеса полифонического изложения, обработка народной темы или пьеса зарубежного или отечественного композитора, сыгранных наизусть, в соответствии с художественным замыслом композитора и с использованием необходимых выразительных средств.





4 класс

Контрольный урок









Итоговая аттестация
декабрь









Гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе (2-3 октавы) различными ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль)..Этюд. Знание музыкальных терминов, определение ключевых знаков. Исполнение наизусть 2-х разнохарактерных и разно-жанровых произведения. Этюд. Знаки в тональностях.

Публичное исполнение 3-х разнохарактерных произведения, сыгранных наизусть: произведение полифонического изложения, пьеса оригинального жанра и обработка народной темы.












































13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115


13PAGE 15


13PAGE 142015




 
·