РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «БАЯН, АККОРДЕОН»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «БАЯН, АККОРДЕОН»
(для подготовительного класса, возраст 6-7 лет)
срок обучения 1 год
Составитель:
Лаптев Станислав Андреевич
преподаватель народного отделения
Программа рассмотрена
на методическом совете МБУДО «ДМШ №7»
рекомендована к утверждению
«____»___________________2016 года»
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Цель и задачи учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
- Годовые требования
-Учебно-тематический план
- Примерный репертуарный список
3. Формы и методы контроля, система оценок, ожидаемые результаты
4. Список литературы и средств обучения
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» подготовительного класса разработана с учетом педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в ДМШ и ДШИ.
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью гармонического развития личности. Владение инструментом открывает богатые возможности для музыкально-эстетического воспитания и развития учащегося. Очень важно с первых лет обучения погружать и приобщать детей к обучаемому процессу всеми возможными средствами: посещать концерты, выставки, прослушивать аудио-, просматривать видеоматериалы, проводить викторины и творческие встречи.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-7 лет, продолжительность учебных занятий составляет 36 недель.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» составляет 1 учебный час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Такого рода занятия дают возможность оптимального решения проблемы обучения детей с разными способностями, помочь им более полно проявить себя в сфере музыки. В целях эффективности изучения музыкального материала рекомендуется проводить занятия два раза в неделю по 20 минут, разделяя тем самым один отведенный час в неделю.
Количество часов в неделю Количество учебных недель в году Общее количество учебных часов
Подготовительный класс 1ч
(либо 2 раза по 0,5) 36 36
Цель и задачи учебного предмета
ЦЕЛЬ: Начальное музыкальное воспитание с необходимыми элементами эмоциональной отзывчивости. Формирование эстетических вкусов и максимальное развитие личности ребенка.
ЗАДАЧИ:
- развить слух (высотный, гармонический, тембровый, динамический);
- заинтересовать, пробудить интерес;
- работать над организацией мышления;
- работать над освоением музыкальной грамоты;
- работать над постановкой игрового двигательного аппарата;
- работать над воспитанием начальных исполнительских навыков;
- развивать зачатки самостоятельного творчества.
Содержание учебного предмета
Годовые требования
За учебный год необходимо пройти 16-18 пьес, небольших попевок (включая игру с преподавателем в ансамбле), различные упражнения. Знакомство с гаммой До мажор.
Учебно-тематический план
Календарные сроки Темы и содержания занятий Кол-во часов
1 полугодие
- Освоение начальной музыкальной грамоты
- История возникновения инструмента
- Краткое ознакомление с устройством инструмента (конструкция, способы звукообразования);
- Освоение и развитие первоначальных навыков игры на инструменте.
-начальные навыки ориентирования в нотном тексте и на клавиатуре инструмента.
- Знакомство с длительностями, ритмом.
- Работа над мехо ведением (разжим, сжим).
-Правильная, удобная посадка, постановка рук.
-Знакомство с ладом (мажор, минор). 16
2 полугодие
-Основа постановки игрового аппарата, работа над звукоизвлечением.
-Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.
-начальные навыки ориентирования в нотном тексте и на клавиатуре инструмента.
-ознакомление с основными динамическими оттенками (f, p)
-Знакомство с аппликатурой.
-исполнение легких пьес с аккордовым сопровождением двумя руками. 20
Примерный репертуарный список
Два кота. Польская народная песня
Сорока. Детская песенка.
Ходит зайка по саду. Русская народная песня
Лиса. Русская народная песня
Лошадка. Детская песня
Теремок. Русская народная песня
Частушка Русская народная песня
У кота-воркота. Колыбельная песня
На зеленом лугу. Русская народная песня
Серенькая кошечка. Детская песня
Бобик. Потапенко Т.
Ладушки. Русская народная песня
Утенок. Венгерская народная песня
Сеяли девушки яровой хмель. Русская народная песня
Солнышко. Русская народная песня
Василек. Русская народная песня
Зайчик. Детская песня
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Веселые гуси. Русская народная песня
Там за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня
Перепелочка Белорусская народная песня
Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня
Савка и Гришка. Русская народная песня
Скок, скок, поскок. Русская народная песня
Этюды Г. Власов
Гуси М. Красев
Песенка Д. Кабалевский
На качелях В. БухвостовФормы и методы контроля, система оценок
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточный контрольный урок и академический концерт по окончании обучения.
I и III четверть итоговая оценка выставляется по текущим оценкам;
II четверть - контрольный урок (декабрь), ученик должен исполнить одну простейшую пьеску двумя руками, а также несколько пьес отдельно руками под аккомпанемент преподавателя;
В конце года проводится переводной академический концерт (май) - наизусть две пьесы двумя руками. Академический концерт может проходить в виде концертного выступления.
Критерии оценки
1.Качество освоенного материала, степень выученности исполняемой программы.
2. Степень самовыражения, яркость, эмоциональность исполнения.
3. Качественное, грамотное ведение и смена меха.
4. Метро-ритмическая точность.
5. Степень технической подготовленности и соответствие освоенных игровых навыков программным требованиям – уровень сложности исполняемой программы.
6. Отношение к занятиям и заинтересованность в них, посещаемость.
Ожидаемый результат после подготовительного класса
Выпускник программы освоил азы музыкальной грамоты, прошел начальный этап постановки игрового аппарата: умеет исполнять произведения с поочередным вступлением рук, по возможности двумя руками. Он заинтересован в дальнейшем обучении на инструменте. Приобрел элементарные навыки самостоятельной работы. Ребенок получил базовые знания и умения для перехода на следующий уровень обучения.
Список литературы и средств обучения
Баян. Хрестоматия 1-2 классы ДМШ. Москва. Кифара 2003
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Выпуск 16. Москва, Советский композитор, 1982.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Выпуск 68. Составитель Бушуев Ф. Москва, Композитор, 1994
Катуркин А.П., Катуркина Л.А., Маленькому баянисту. Москва, Композитор, 2008
Дерендяев В. Сборник пьес для аккордеона и баяна «В подарок маме». Ижевск, 2002.