Рабочая программа по предмету Аккомпанемент. Игра в ансамбле (баян, аккордеон)
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Званновская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ВИДЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
(ФОРТЕПИАНО, БАЯН, АККОРДЕОН, ТРУБА)
Срок реализации 5(6) лет
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«АККОМПАНЕМЕНТ. ИГРА В АНСАМБЛЕ»
(БАЯН, АККОРДЕОН)
Срок реализации 3(4) года
с. Званное
2016 год
«Рассмотрено»
Педагогическим советом
МКОУДО «Званновская ДШИ»
(дата рассмотрения)
«Утверждаю»
Директор МКОУДО «Званновская ДШИ»
___________ Борозенец С.И.
(№ приказа, дата утверждения)
Разработчик: Поливиченко Людмила Ивановна - преподаватель муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Званновская школа искусств»
Рецензент:
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Методы обучения;
II. Содержание программы и годовые требования
Годовые требования по классам;
Репертуарный план
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
VI. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
V. Методическое и материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы;
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» (баян, аккордеон) является составной частью Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Инструментальные виды музыкального искусства. Фортепиано. Баян. Аккордеон.Труба»
Занятия по учебном предмету «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» (баян, аккордеон) проводятся в объеме определенном учебными планами МКОУДО Званновская ДШИ» Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков аккомпанемента и игры в ансамбле.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков аккомпанирования и ансамблевого музицирования.
Задачей школы искусств является воспитание творчески активного, гармонически развитого человека. Общее музыкальное развитие включает в себя следующие разделы: обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, музыкального кругозора учащихся, привитие навыков чтения с листа, аккомпанирования, игры в различных ансамблях, подбора по слуху, то есть навыков практического музицирования
Данная программа стимулирует детей к творчеству, к максимальному раскрытию потенциала учащихся, способствует успешной личностной и творческой реализации в различных жизненных сферах. Новые формы работы расширяют репертуар концертных выступлений учащихся на классных и школьных концертах. Умение музицировать даёт ученикам возможность почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни общеобразовательной школы и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в музыкальной школе.
Срок реализации учебного предмета «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» (баян, аккордеон) по 5(6)-летнему учебному плану составляет 3(4) года(3-5(6) классы обучения)
Возрастная группа детей на которую расчитана данная программа 11-14 лет.
Объем учебного, времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» (баян, аккордеон)- 1час в неделю (40 минут).
Количество учебных недель-34
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, урок.
Цели и задачи учебного предмета «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» (баян, аккордеон)
Цель программы:
воспитание музыкального слуха учащихся, как мелодического, так и гармонического, помочь учащимся овладеть элементарными навыками аккомпанемента и игры в ансамбле.
Задачи программы:
- Всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся.
- Достижение возможности художественного самовыражения учащихся.
- Осуществление межпредметных связей.
- Решение социальных задач – повышение коммуникабельности детей, воспитание морально-этических принципов социального поведения.
Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Учебный процесс по предмету «Аккомпанемент. Игра в ансамбле (баян, аккордеон)» построен так, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения в школе, так и после окончания ее. Содержание предмета «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» (баян, аккордеон) не противоречит требованиям и задачам профессионального музыкального воспитания, поскольку основу профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (показ, демонстрация);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
Содержание программы и годовые требования
3 класс(1 год обучения)
В течение года обучающийся должен играть основные функции аккордов TSD, уметь разбираться в буквенных обозначениях. Педагогу необходимо научить ученика выбрать фактуру аккомпанемента к песням. Аккомпанемент сопровождения на баяне и аккордеоне надо изучать с самых простых песен и несложных аккордов. Игра в ансамбле предусматривает игру с педагогом или в составе небольшого ансамбля учащихся ( от 2х человек)
4 класс(2 год обучения)
Научить ученика аккомпанировать певцам или другим инструменталистам, например, домристам, флейтистам, петь романсы и аккомпанировать себе. Объяснять ученику, что аккомпанирование – непростое искусство; некоторые произведения бывают не менее сложны, чем сольные пьесы. Исполнитель должен полностью подчиниться певцу и тонко реагировать на все изменения в настроении, темпа и динамике пения. При аккомпанементе очень важно чувство ансамбля. Сопровождение никогда не должно приглушать голос певца, за исключением тех эпизодов, когда баяну или аккордеону отводится солирующий момент (проигрыш, каденция, и др.) Игра в ансамбле:– дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле: а) игра в ансамбле с преподавателем, б) игра в ансамбле с другим учеником. 5 класс – ансамблевое исполнение произведений различных жанров.
5 класс( 3 год обучения)
Развитие ансамблевых навыков: Развитие чувства партнёрства, умение слышать аккомпаниатора и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, развитие навыков самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий, умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. Индивидуальное разучивание партий: Беседа о музыкальном произведении, сравнение ансамблевых партий с сольными, правильное понимание функции своей партии - солирующая – аккомпанирующая – доминирующая – поддерживающая, правильность исполнения нот, аппликатура, штрихи, тема, агогика. Работа над совместным исполнением: Умение вместе вступать умение играть вместе, умение вместе поставить заключительный аккорд, вступление – ауфтакт, штрихи/стаккато, легато, нон легато/ метроритм динамикой /форте, пиано и т.д./ Работа над концертным исполнением: Работа над контролем исполнения всех художественных и технических задач, непрерывность исполнения, участие ансамбля в школьных мероприятиях.
6 класс(профориентационный)
Продолжение работы над задачами, поставленными в 5 классе. Приоритет – формированию сценической культуры, активная концертная деятельность. Усложнение репертуара.
Репертуарный план
(составлен в порядке возрастания трудности)
Ежегодно педагог должен проработать с учащимися в классе ансамбля и аккомпанемента 4-5 разнохарактерных произведений, различных по степени сложности, по жанру и по стилю.
И.Брамс «Шиповник»
В.Барвинский «Аист»
Н.Мухатов «Вечер настал»
Г.Персел «Ария»
Русская народная песня «Пойду.ль я»
К.Лонгшамп-Друшкевич «Весельчак»
Я.Кепитес «Утро в лесу»
Русская нар. Песня «На горе-то калина»
Русская нар. Песня «Белочка»
Латышский нар. Танец «Рыбалочка»
Л.Книппер «Степная кавалерийская»
С.Майкапар «Сказочка»
Польская нар. Песня «Висла»
Русская нар. Песня «На улице дождь»
Обр. Д.Самойлова «Заиграй, моя волынка»
Я.Сабзанов «Беседа друзей»
Русская народная песня «А я по лугу»
Русская народная песня «перевоз Дуня держала»
Л.Бетховен «Немецкий танец»
Л.Моцарт «Песня»
Д.Шостакович «Колыбельная»
Обр. В.Прокудина «Улица широкая»
Литовский народный танец «Ленок»
Обр. Ризоля «Украинская полька»
Укр. Нар. Песня «Ой, не ходи Грицю»
Укр. Нар. Песня «Ехал козак за Дунай»
Обр. В.Прокудина «Вей, ветерок»
Обр. В.Прокудина»Ливенская полька»
А.Лепин «Полька»
Г.Шендерев «Далекая песня»
Укр. Нар. Песня «Через речку, через болото»
.Русская народная песня « Во сыром бору тропина» обр. Маркина;
Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»;
«Цыганская венгерка» обраб.Маркина;
М.Блантер «Лучше нету того цвету».
М.Блантер «Катюша»
Формы и методы контроля, система оценок
Качество образования подтверждается результатами освоения программы учебного предмета. Успешность обучающихся оценивается по уровню достижений планируемых результатов. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. Все формы и методы контроля и система оценки результатов освоения данной программы направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего исполнить музыкальные произведения в ансамбле на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание:Основными видами контроля являются: текущий контроль успеваемостии промежуточная аттестация.
Основные методы контроля - игра на инструменте в составе ансамбля или с солистом.
Текущий контроль по учебному предмету «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется во внутри-урочной форме. Проверка овладения навыками аккомпанемента и игры в ансамбле осуществляется педагогом систематически во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольных уроках в течение учебного года в классе в присутствии двух-трех педагогов методобъеденения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
При текущем контроле успеваемости акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений обучающихся, успешности усвоения ими программы на данный момент времени. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Промежуточная и итоговая аттестация.В конце каждого учебного полугодия учащимся выставляются оценки. Основным критерием оценки является степень приобретения необходимых навыков аккомпанирования и ансамблевой игры на данном этапе, а также старательность учащегося. Каждое выступление обучающегося в составе ансамбля и в ансамбле с солистом является одновременно зачетом, как для всего ансамбля, так и для каждого исполнителя в отдельности.
Контроль и учет успеваемости.Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Контрольные уроки проводятся в соответствии с утвержденными в школе требованиям. Требования к контрольным урокам вырабатываются ежегодно и утверждаются на заседании методического объединения
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
а) Оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
б) Результаты контрольных уроков,
в) Другие выступления ученика в течении учебного года.
Критерии оценок:
5 (отлично): осмысленное исполнение, артистичность, сценическая выдержка; понимание стиля, выразительность исполнение, умение слышать партнеров, добиваться ансамбля в исполнении.
4 (хорошо): осмысленное исполнение, артистичность, сценическая выдержка, понимание стиля, выразительность исполнение. Недостаточное чувство ансамбля.
3 (удовлетворително): исполнение с большим количеством недочетов, малохудожественная игра.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Аккомпанемент. Игра в ансамбле» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основного репертуара;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение разбираться в тематическом материале;
показать гибкость, пластичность, удобство в исполнении музыкального произведения.
-Общее музыкальное образование
-Приобщение к музыкальной культуре
-Выявление наиболее одаренных детей
-Привитие учащимся навык аккомпанемента и коллективного исполнительства
-Формирование чувства коллективизма.
-Умение применить в ансамблевой игре навыки, полученные на занятиях по специальности.
-Умение слышать и понимать музыкальное произведение вцелом и его элементы- подголоски, вариации, основную тему.
-Понимать дирижерские жесты
-Уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней
-Пропаганда русской народной музыки и русской культуры.
-Умение работать в ансамбле с солистом.
V. Методическое и материально-техническое обеспечение.
Аккомпанемент и игра в ансамбле занимают одно из ведущих мест в системе музыкального исполнительства на отделении народных инструментов. Ансамбль баянистов формируется из учащихся, обучающихся по специальности баян или аккордеон.
В процессе ансамблевого исполнительства педагог должен следить за тем, чтобы у учащихся развивалась способность к эмоциональному, художественному сопереживанию, понимание музыкальных связей, устойчивых музыкальных представлений.
Совместная творческая деятельность является благоприятной почвой для исправления общих и индивидуальных погрешностей. Занятия в ансамбле-ступень для подготовки к работе в оркестре и активное средство музыкальной пропаганды.
Работая над исполнением ансамблевых произведений педагог должен добиваться от учащихся синхронности при взятии звука, равновесия звучания, вырабатывать умение передавать мелодическую линию от партии к партии, воспитывать ощущение общего ритмического пульса.
В отличие от оркестра, где партии, как правило дублируют друг-друга, в ансамблях каждый голос солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогают развить инициативу и музыкальную самостоятельность исполнителей.
Ансамбль баянов может быть использован и как аккомпанемент хору, солистам-певцам, инструменталистам. Выразительные средства ансамбля дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности произведения.
На протяжении всей работы в классе ансамбля педагог должен фиксировать внимание учащихся на необходимости правильной посадки, правильного исходного положения рук и всего корпуса, соблюдение единого метра, правильных позиций и приемов игры, штрихов.
Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает знакомство с различными произведениям по жанрам, по стилю, по темпу. В своей работе педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Подбор нотного материала должен соответствовать уровню подготовленности учащихся. Учитывая тот факт, что в ансамбле принимают участие учащиеся разных классов и подготовка их различна, преподаватель должен подбирать произведения доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника ансамбля. Технические задачи, которые педагог решает в процессе работы с ансамблем должны перекликаться с задачами, которые педагог решает на уроках по специальности.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда:
учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади ( не менее 6 кв.м) и уровню освещения, температурному режиму;
музыкальные инструменты – баяны и аккордеоны разных размеров по возрасту учащихся;
пюпитры для нот;
стулья различной высоты, соответствующие росту учеников;
подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;
аудио- и видеоаппаратура.
Наличие библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы.
Баян, хрестоматия 1-3 классы, М. Кифара, 2001 г.
Баян 4 кл. Киев,Музична Украина, 1988 г.
Пьесы для ансамбля баянистов. Киев,Музична Украина, 1984 г.
Ансамбли баянов в муз. школе выпуск 1-6, М. Советский композитор 1988 гг.
Д.Самойлов Пятнадцать уроков игры на баяне М. Кифара, 1998 г.
Д.Самойлов Пятнадцать уроков игры на баяне М. Кифара, 2004 г.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СБОРНИКИ ДЛЯ ПЕНИЯ С
АККОМПАНЕМЕНТОМ БАЯНА ИЛИ АККОРДЕОНА
1. Популярные песни с сопровождением баяна, аккордеона;
2. А. Пахмутова «Звездопад», Москва 2001;
3. Песни для детей младшего и среднего школьного возраста в
сопровождении баяна (аккордеона), Советский композитор, 1979;
4. М. Ипполитов-Иванов «Листья в саду шелестят», Москва 1971;
5. Романсы советских композиторов на стихи А.С. Пушкина, Москва 1999