Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету аккордеон 4года



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детского дополнительного образования
детская школа искусств п.Строитель








Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
по учебному предмету аккордеон
4года обучения












Составитель:
Хрущева Е.В.
педагог по классу
аккордеон



Тамбов
2014г.




Содержание программы

1.Пояснительная записка______________________стр.3

2.Учёт успеваемости____________________________стр.5

3. Индивидуальное планирование_________________стр.5

4.Методические рекомендации___________________стр.7

5.Репертуарный список _________________________стр.8

1 класс___________________________________стр.8
2 класс___________________________________стр.9
3 класс___________________________________стр.10
4 класс___________________________________стр.11

6.Методическая литература________________________стр.14




















Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
по учебному предмету аккордеон
4года обучения

Пояснительная записка

Программа является адаптированной и составленной на основе программы (Л.В. Гаврилова, педагога ДМШ№10 г.Москвы), для детских музыкальных школ (Москва,1988г.)
В данной рабочей программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Основной функцией массового музыкального образования и воспитания является:
- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия обучающихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления.
Инструментальное исполнительство является одним из действенных средств эстетического воспитания детей. Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативности - одна из актуальных задач современного образовательного процесса.
Инструментальное исполнительство является одним из ярких и доступных восприятию сфер искусства. В ходе реализации данной программы ученики смогут развить воображение и фантазию, сформировать представление о культуре исполнительства, получить знания в области истории возникновения и развития аккордеона. Инструментальное исполнительство – искусство творческое и эмоциональное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство и способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов развития ребёнка: внимания, наблюдательности, смелости публичного выступления.
Цель программы: развитие и совершенствование музыкального слуха и творческого воображения, художественного вкуса, исполнительских навыков, формирование сознательного отношения к разучиваемым произведениям.


Задачи программы:

Задачи
1-2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

Обучающие
Познакомить с
основами теоретических знаний; овладеть начальными навыками инструментального исполнительства;

-совершенствовать навыки
исполнения;
изучать
традиции исполнения
-совершенствовать уровень
исполнения;
уметь импровизировать, иметь
навыки концертного исполнения


Развивающие
Способствовать развитию познавательных процессов:
-памяти
-внимания
-воображения
-логического мышления
-внутреннего слуха;
-развивать самооценку
Способствовать формированию, развитию волевых качеств личности
Развитие образного мышления, творческих способностей

Воспитательные
-формировать
целеустремлённость,
ответственность, трудолюбие

Воспитывать трудолюбие
и целеустремленность,
умение
адекватной самооценки
Способствовать формированию основ грамотной манеры поведения в обществе, воспитание художественного вкуса и любви к прекрасному


Отличительной особенностью данной программы является формирование и совершенствование навыков подбора по слуху, навыков простейшего аккомпанемента, более широкое изучение произведений Тамбовских композиторов (Р.Бажилина, О. Егоровой).
Программа не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы, с опорой на самостоятельное творчество воспитанников.
Параллельно с основными учебными занятиями в плане предусматривается общественно-полезная работа, участие в общественной жизни школы: вечерах, концертах, помощь в организации художественной самодеятельности других творческих коллективов.
Основной принцип реализации программы – дифференциация воспитательно-образовательного процесса при сохранении коллективных форм организации процесса обучения. Данная программа предусматривает учёт индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого ученика.

Учёт успеваемости

Успеваемость учащихся учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях.
В конце 1.3 четверти проводится контрольный урок.
С 3 класса проводится технический зачёт в 3 четверти.
В 1 классе - в конце года проводится экзамен.
Во 2-3классах – проводятся 2 академических концерта.
В 4 классе – 2 прослушивания , выпускной экзамен.
.

Индивидуальное планирование

Педагогическая практика выработала индивидуальную форму планирования. Индивидуальный план строится , с одной стороны , на основе учебной программы, с другой - на учёте индивидуальных особенностей учащегося и рассчитан на полугодие.
Реализация индивидуального плана происходит в учебном процессе в форме индивидуального урока.

Годовые требования
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником:
Первый класс

3-4 этюда;
6-8 различных музыкальных произведений(детские песни , обработки народных песен);
подбор по слуху(дифференцированно);
Гаммы До- Мажор каждой рукой, 2полугодие
На акдемический зачёт – Этюд,2 разнохарактерные пьесы.

Второй класс

3-4 этюда
6-8 пьес
Подбор по слуху (дифференцированно)
Гаммы До Мажор, Соль мажор, Фа мажор в 1 октаву
Длинные арпеджио, аккорды каждой рукой
Ля минор 3 вида –правой рукой
На академический зачёт – Этюд, 2 разнохарактерные пьесы


3 класс

3-4 этюда
5-6 разнохарактерных пьес
1 полифоническое произведение
Чтение с листа пьес 1 класса
Подбор по слуху (дифференцированно)
Игра в ансамбле (1произведение)
Гаммы мажорные До-мажор, Соль-Мажор, Ре- Мажор, Фа- мажор
Арпеджио, аккорды 2 руками
Ля-минор 2 руками
Арпеджио, аккорды каждой рукой
Академический зачёт – этюд, 2 разнохарактерные пьесы
Экзамен – этюд, пьеса, полифоническое произведение

4 класс

2-3 этюда
2-3 пьесы разнохарактерных
1 призведение крупной формы
1 полифоническое произведение
Обработка народной песни
Чтение нот с листа
Подбор по слуху мелодий, аккомпанемента
Игра в ансамбле (2 пьесы)
Гаммы мажорные До-Мажор, Соль-Мажор, Ре- Мажор, Си бемоль-Мажор
Арпеджио, аккорды
Минорные с 1 знаком 2 руками
2 прослушивания
Экзамен – этюд, полифоническое произведение или крупная форма, пьеса или обработка




Методические рекомендации.

Цель деятельности педагога по классу аккордеона состоит в воспитании музыканта, как профессионала, так и любителя.
В процессе овладения игрой на инструменте учащимся следует прививать желание постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства, способность видеть красивое в художественных произведениях и полноценно воспринимать прекрасное в жизни, потребность развивать свои художественные способности и совершенствоваться в одном из видов искусства – в исполнительстве на аккордеоне.
Воспитание музыканта широкого кругозора и высокой культуры невозможно без глубокого проникновения в сущность музыкального произведения, без формирования и развития навыков подбора по слуху, навыков простого аккомпанемента.
Такая способность воспитывается на основе изучения значительного круга сочинений, включая произведения Тамбовских композиторов(Р. Бажилина) она проявляется в отношении учащегося к содержанию, умению постичь идею произведения и найти средства её раскрытия.
Вовлекая ученика в процесс интерпретации музыкального произведения, педагог постепенно формирует личность юного музыканта.
Знание художественно-выразительных возможностей аккордеона и умение использовать в раскрытии содержания произведения являются непременными условиями успешной творческой деятельности будущего музыканта – любителя или профессионала.
Решение этих проблем педагог ставит во главе всего учебного процесса .
В данной программе, учитывая все основные задачи по воспитанию музыканта, как профессионала, так и любителя, особое место отводится формированию и развитию навыков подбора по слуху, навыков аккомпанемента ,изучению произведений Тамбовских композиторов.
В работе с начинающими существуют два пути, по которым ведётся работа –это ознакомление с нотной грамотой . клавиатурой и освоение инструмента по слуху.
Данная программа, предполагает , не устраняя первый, уделить больше внимания второму пути формирования и развития слуховых представлений учащихся.
Игра только по нотам снижает слуховую активность, а игра по слуху содержит элементы творчества ,содействует развитию музыкального чутья, пробуждает художественную фантазию, нередко перерастающую в способность импровизировать и сочинять музыку.
На начальном этапе обучения можно рекомендовать следующую последовательность в первоначальном обучении игре послуху:
нахождение одного звука на правой клавиатуре;
нахождение звуков вверх и вниз от заданного;
повторение простых ритмических фигур на одном звуке;
игра(ритмоинтонация) на чередовании двух звуков;
доигрывание учеником мелодии, начатой педагогом;
подбор простейших знакомых мелодий;
транспонирование по слуху мелодий;
подбор элементов аккомпанемента.
Работа ведётся дифференцированно, но в ней обязательно участвуют – педагог, ученик и инструмент. Это и пропевание звуков и их повторение учеником, и разбор с педагогом движения мелодии, и проигрывание педагогом мелодий, и доигрывание их учеником, и транспонирование подобранных мелодий.
Рекомендуемый порядок подбора по слуху:
определить лад;
определить удобную для пения тональность;
определить размер и метрическое начало песни.
Затем путём проб и ошибок подбираем мелодию и аккомпанемент.
При подборе элементов аккомпанемента используем игру в ансамбле с педагогом , давая ученику возможность играть, то мелодию, то аккомпанемент.
На начальном этапе обучения, не объясняя теоретически, выделяем формулу басов, на которых строится аккомпанемент ( основной бас ,бас вверх, бас вниз).
Эта работа проводится . как в классе, так и полезна для домашних заданий.
В дальнейшем все эти навыки совершенствуются, в зависимости от способностей ученика.



Примерный (краткий) список произведений,
рекомендуемый для исполнения

Первый класс

Этюды
Этюды для аккордеона(Двилянский ,1970г)
Ж.Арман Этюд
Т. Зейтман Этюд
Ф.Шпиндлер Этюд
В.Накапкин Этюд
В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»,1987г.
Этюды №4,9,11,31
Народные песни и танцы
Р.Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,2002г.
«Камаринс\кая»
«Частушка»
Лушников «Школа игры на аккордеоне»,1987
«Как под горкой»
«Весёлые гуси»
«Степь, да степь кругом»
П.Лондонов «Школа игры на аккордеоне»,2002г.
«На лодочке»
«Петушок»
«На улице дождь, дождь»
А.Иванов «Руководство для игры на аккордеоне»
«Вечерком красна девица»
«Как под яблонькой»
А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне»
«На зелёном лугу»
«В низенькой светёлке»
«Там, за речкой»
Г.Салов «Самоучитель игры на аккордеоне»
«Как у наших, у ворот»
«Ой, джигуне, джигуне»
«Светит месяц»
Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне»,1996
«Два кота»
«Неделька»
«Умедведя во бору»
Произведения русских и зарубежных композиторов
А. Гурилёв «Песенка»
Ф.Шуберт Лендлер
В.Моцарт Азбука
А.Гурилёв Песенка
Произведения советских композиторов
Р.Бажилин Петрушка
Р.Бажилин Дедушка
Д.Самойлов Вальс

Второй класс
Этюды
«Этюды для аккордеона», сост. Двилянский,М,1970
О.Агафонов Этюд
Р.Бейер Этюд
А.Жилинский Этюд
А.Вольфарт Этюд
«Этюды для аккордеона»,сост.А.Гвоздев
№6,8,9,11,14.
Народные песни и танцы
«Кабардинка» обр.Р.Бажилина
П.Лондонов «Школа игры на аккордеоне»,2002
«Холсточек»
«Ах.улица»
«Гопак»
«Педагогический репертуар аккордеониста», вып.3
Венгерский народный танец
Польский народный танец
«Школа игры на аккордеоне»,В.Лушников,1987г.
«Янка»
«Ивушка»
«Петушок»
«Ой. под вишнею»
Произведения русских и зарубежных композиторов
М.Глинка «Полька»
А.Гурилёв «Матушка-голубушка»
Ф.Шуберт «Форель»
И.Гуммель «Лёгкая полифоническая пьеса»
Г.Телеман «Менуэт»
Произведения советских композиторов
М.Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»
А.Спаддавекиа «Добрый жук»
М Красев Кукушка»
Д.Кабалевский «Сказочка»
А.Свиридов «Романс»

3 класс
Этюды
П.Лондонов «Школа игры на аккордеоне»,2002г.
А.САлин Этюд(ля-минор)
К.черни Этюд (до-мажор)
Л.Шитте Этюд (Ф мажор)
«Этюды для аккордеона» сост. Двилянский,1970г.
Ф. Лекуппэ Этюд(соль-мажор)
Е.Гнесина Этюд (фа-мажор)
О.Агафонов Этюд (ре-мажор)
Р.Бажилин «Школа игры на аккодеоне»,1999г.
А.Анцати Этюд(До-мажор)
Народные песни и танцы
Р.Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,1999
«Яблочко» обр.Р.Бажилина
А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне»
«Русская плясовая»
«Янка»
«Педагогический репертуар Аккрдеониста», вып.3
«Под яблонью зелёною»
Венгерскавя народная песня
«Библиотека начинающего аккордеониста», вып.11
«Полосынька»
Произведения русских и зарубежных композиторов
Л.Бетховен Сурок
Д.Верди Ма рш из оперы «Аида»
Й.Гайдн Танец
А.Гречанинов Мазурка
Л.Бетховен Сурок
П.Чайковский Старинная французская песенка
А.Жилин Вальс
Полифонические произведения
Д.Тюрк Ариозо(до-мажор)
И. Бах Ария (до-мажор)
Г.Гендель Чакона (соль-мажор)
Произведения крупной формы
Л.Бетховен Романс из сонатины Соль- мажор
И.Прач Тема и вариация (фа-мажор)
Д.Штейбельт Сонатина (до-мажор)

Произведения советских композиторов
Р.Бажилин Вальс к спектаклю «Банкрот»
М.Крутицкий Зима
А.Жилинский Весёлый пастушок
Н.Мясковский Грустный напев

Четвёртый класс
Этюды
В.Лушников «Школы игры на аккордеоне»,1987г.
К Черни.Этюд (фа-мажор)
В.Бухвостов Этюд (до-мажор)
А.Лешгорн Этюд (соль- мажор)
П.Лондонов.Г.Наумов»Школа игры на аккордеоне»
М.Двилянский Этюд(си-бемоль мажор)
О.Агафонов Весёлый этюд
Ж.Конкон Этюд (до-мажор)
«Этюды для аккордеона», вып.2,сост. С.Коняев
№1,4,5,11,15,18,22,24
Народные песни и танцы.
А.Иванов»Руководство для игры на аккордеоне»
«Калинушка»
«Казачок»
«Трепак»
Чардаш»
«Народные песни и танцы»,вып.1
Русский хоровод»
«Краковяк»
В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»
«Кака ходил,гулял,Ванюша»
Венгерский чардаш
«Хоровод дружбы»,вып.1
«Над полями ,да над чистыми»
Тульяк
Произведения русских и зарубежных композиторов
Даргомыжский «Меланхолический вальс»
А.Грибоедов «Вальс»
Р.Шуман «Мелодия»
П.Хиндемит «Марш»
Ф Шуберт «Экосез»
К.Вебер «Хор охотников»
Произведения советских композиторов
Д Кабалевский «Вальс»
М.Двилянский «Мазурка»
А.Балтин «Колыбельная»
А.Кузнецов «Гармошка-говорушка»
Р.бажилин «Ночные огни»
Полифонические произведения
Э.Хауг «Прелюдия» из «Скандинавской сюиты»
А.Корелли Сарабанда (фа-мажор)
И.Бах Бурре
Г.Гендель Сарабанда
Произведения крупной формы
И.Гайдн Аллегретто из сонатины Ре- мажор
И.Плейель Сонатина
К.Вебер Сонатина
Т.Хаслингер Сонатина

















Методическая литература


1. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1999

2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. Москва, 1989

3.Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва, 2002

4.Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1971

5.Акимов Ю. Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне.
Москва, 1971

6. Коган Г. Избранные статьи. Москва.1972

7.М.Имханицкий
Новое об артикуляции и штрихах
Саратов 1997

8.Вахромеева Е.
Элементарная теория музыки
Москва 1970

9. Коган Г. Избранные статьи. Москва.1972

10.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. Москва, 1960



























Рецензия

Рабочая программа
аккордеон
для учащихся 1-5 классов
музыкальной школы
преподаватель
Хрущёва Е.В.

Рецензенты:
Фукалов Ю.В.
старший преподаватель,
заведующийотделением инструментов народного оркестра
ТГПИ им.С.В.Рахманинова
Ромашков_А.А
Декан факультета среднего профессионального образования
ТГПИ им.С.В.Рахманинова _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Автобиография

Я, Хрущёва Елена Васильевна родилась в 1953 году в с.Голынщина Кирсановского района Тамбовской области.
Обучалась в средней школе №3 г.Кирсанова с 1960года по 1968год.
С 1961года обучалась в Кирсановской детской музыкальной школе. Закончила с отличием. В 1968 году поступила в Тамбовское музыкальное училище им.С.В.Рахманинова и окончила полный курс по специальности аккордеон. В 1973 году поступила в Тамбовский филиал Московского государственного института культуры по специальности Культурно-просветительская работа. По окончанию института 7 июня 1978 года мне была присвоена квалификация культпросветработник высшей квалификации, руководитель народного оркестра.
С 16 октября 1970 года поступила работать преподавателем по классу аккордеон в Вечернюю музыкальную школу №3 г.Тамбова, где работала до 1995 года, затем в связи с переименованием работаю в детской музыкальной школе п.Строитель.
В музыкальной школе №3 25 лет играла в ансамбле русских народных инструментов под руководством Ю.Толмачёва и была старостой ансамбля.
Непрерывный стаж работы 40 лет.





















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415