Дополнительная общеразвивающая программа музыкальный инструмент Баян, аккордеон
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств с. Пешково
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
учебный предмет
«Баян, аккордеон»
с. Пешково
2014
«Одобрено» «Утверждаю»
Педагогическим советом
МБОУ ДОД ДШИ с. Пешково
«29 » августа 2014г.
Директор МБОУ ДОД ДШИ с. Пешково Александренко Е.И
Разработчик: О.В. Подоплелова, преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО ДШИ с. Пешково
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе -Срок реализации учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени -Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмет
-Цель учебного предмета
-Задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
-Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
-Годовые требования
-Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения по предмету «Коллективное музицирование»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-Результаты освоения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогу
-Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
-Материально-техническое обеспечение программы
VI. Список литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент баян»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ вобласти искусств», утвержденных приказом Министерства культуры
Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах вдетских школах искусств.
Баян является одним из самых популярных музыкальных инструментов
и благодаря своей универсальности, он используется как впрофессиональной, так и в любительской исполнительской практике.При разработке и реализации данной общеразвивающей программы
необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных
организациях, т. е. параллельное освоение детьми общеобразовательных
программ. С целью привлечения наибольшего количества детей кхудожественному образованию и обеспечение доступности художественногообразования срок реализации данной программы составляет 3 (4) года длядетей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. По окончанию освоения
программы выпускникам выдается документ, форма которого
разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Данная
программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)»
составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В
целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельнойнагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра вансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать художественно-осмысленные трактовки произведений,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух,
формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое
музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им
уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами.
А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Баян, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти его возможности
являются мотивацией для начала обучения игре на аккордеоне. Ученикам
можно предложить большой выбор музыкального материала: народнаяпесня, старинные и современные романсы, популярная, эстрадная и джазовая
музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации вформе экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе
той или иной формы завершения обучения образовательная организация
вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальныйинструмент (баян)» со сроком обучения 3 (4) года, продолжительность
учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель вгод.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебнойработы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-ый год 2-ой год 3-ий год Полугодия 1 2 3 4 5 6 Количество
недель
16 19 16 19 16 19 Аудиторные
занятия
32 38 32 38 32 38 210
Самостоятельная
работа
32 38 32 38 32 38 210
Максимальная
учебная нагрузка
64 76 64 76 64 76 420
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческихспособностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями об аккордеонном исполнительстве, формирование
практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса ксамостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (баян)» являются:
ознакомление детей с аккордеоном, исполнительскимивозможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практическихформ музицирования на аккордеоне.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественныевпечатления).
Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
класс (не менее 9 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
«аккордеон», а также доступ к нотному и методическому материалу.
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты
должны быть настроены.
Каждый учащийся обеспечивается доступом, библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во времясамостоятельной работы учащиеся должен быть обеспечен инструментом и
нотным материалом, могут пользоваться Интернетом для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
В течении учебного года для показа на академических концертах
педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по
жанру и форме.
Требования всех лет обучения имеют три варианта, разработанных дляразличных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных
возможностей.
1 год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образногомышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых
движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-16
музыкальных произведений:
4 этюда;
10-12 пьес различного характера.
Гаммы: До, Соль, Фа мажор – в одну октаву (четвертными), отдельно каждой
рукой.
В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать
нотную грамоту: нотный стан; музыкальный звукоряд, расположение клавиш
на клавиатуре инструмента.
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания,
умения, навыки:
- знание строения инструмента, аппликатуру,
- соблюдение постановки инструмента и исполнительского аппарата,
- владение приемами (non legato, legato, staccato)
- игра двумя руками вместе.
Примерный перечень программ,
рекомендованный для показа на зачётах:
1. Талакин Этюд C-dur«Весёлые гуси» р.н.п.
Френкель «Дождик»
2. Беренс Этюд C-durЛёвин «Догонялки»
Красев «Елочка»
3. Черни Этюд С-dur«Перепёлочка» р.н.п.
Бажилин «Кукушкин вальс»
Примерный репертуарный список
Этюды:
1. Беренс Этюд C-dur2. Талакин Этюд C-dur3. Черни Этюд C-dur4. Дювернуа Этюд G-dur5. Судариков Этюд a-mollПьесы:
1. «Лошадка» детская песня
2. Кабалевский «Маленькая полька»
3. «Частушка» р.н.п.
4. «Теремок» р.н.п.
5. «Ручеек» р.н.п.
6. «Веселые гуси» р.н.п.
7. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
8. Левин «Догонялки»
9. Бажилин «Кукушкин вальс»
10. Филиппенко «Цыплята»
11. Френкель «Дождик»
12. Раухвергер «Рыжая корова»
13. Левин «Зима»
14. Красев «Маленькая елочка»
15. Колесов «Считалка»
2 год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие
исполнительской техники, плавное ведение меха. Освоение новыхнебольших мелодических пассажей. Разучивание по нотам и наизусть
небольших произведений. По окончании второго года обучения учащийся:
- играет разнохарактерные мелодии,
- знает основные музыкальные термины.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-16
различных произведений:
4 этюда;
2 произведения с элементами полифонии;
8-10 пьес различных по характеру.
Гаммы: До, Соль, Фа мажор в две октавы (восьмыми) legato, staccato-
двумя руками, аккорды правой рукой.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Примерный перечень программ,
рекомендованный для показа на зачётах:
1.Судариков Этюд С-durДоренский «Девичий хоровод»
Лушников «Тирольский вальс»
2. Левидова Этюд G-durОстровский «Спят усталые игрушки»
«Во кузнице» р.н.п.
3. Ляховицкая Этюд G-durИванов Полька
«Ноченька лунная» у.н.п.
Примерный репертуарный список
Этюды:
1. Черни Этюд C-dur2. Шитте Этюд F-dur3. Беренс Этюд C-dur4. Судариков Этюд G-dur5. Беркович Этюд C-durПьесы:
1. Лушников «Тирольский вальс»
2. Лохин Вальс
3. Елецкий «Дождик»
4. Иванов Полька
5. Бушуев «Весёлый пингвин»
6. Доренский Первая сюита «Интервалики»
7. Колесов Фокстрот
8. «То не ветер ветку клонит» р.н.п.
9. Самойлов «Полифоническая миниатюра – 1»
10. Доренский «Девичий хоровод»
11. Самойленко «Мамин вальс»
12. Доренский Полька
13. «Во кузнице» р.н.п.
14. «Веселый саожник» пол.н.п.
15. «Ноченька лунная» укр.н.п.
16. «Карнавал в Венеции» итальянская нар.песня17. Кравченко «Караван»
18. Глинка «Полифоническая пьеса»
19. Кухнов «Любимая игрушка»
20. Моцарт «Майская песня»
3 год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками,
звукоизвлечением и ритмом. Формирование слухового контроля к качеству
звукоизвлечения. Динамика звучания, культура звука. Для хорошо
подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки
произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16
различных произведений:
4этюда;
2полифонии;
8-10 разнохарактерных пьес.
По окончании третьего года обучения учащийся:
- разучивает пьесы из репертуара классической музыки,
Гаммы: мажорные до двух знаков (legato, staccato) в две октавы,
арпеджио длинное, аккорды двумя руками вместе, минорные (ля, ми, ре) –
гармонические в 2 октавы двумя руками, мелодические – в одну октаву
двумя руками. Аккорды отдельно каждой рукой.
Примерный перечень программ,
рекомендованный для показа на зачёте (выпускном экзамене):
1. Черни Этюд C-durПарлов Марш
Р.н.п. «Позарастали стёжки-дорожки»
2. Шитте Этюд F-durСамойлов Полифоническая миниатюра
Укр.н.т. «Гопак»
3. Салин Этюд a-mollДоренский Сюита «Интервалики»
Р.н.п. «Я на горку шла» обр.БухвостоваПримерный репертуарный список
Этюды:
1. Черни Этюд F-dur2. Шитте Этюд a-moll3. Гурлит Этюд G-dur4. Черни Этюд C-dur5. Беренс Этюд F-durПьесы:
1. Шуберт «Лендлер»
2. Бетховен «Сурок»
3. Нефе «Аллегретто»
4. Гендель Менуэт
5. Штейбельт Сонатина
6. Штейбельт Адажио
7. Самойленко «Кокетка»
8. Персел Ария
9. Кухнов «На лужайке»
10. Чайкин «Танец Снегурочки»
11. Доренский «Грустная песенка»
12. Самойленко «Качели»
13. Самойленко Сюита «Кукушкины проказы»
14. «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.п.
15. «Лявониха» бел.н.т.
16. «Я на горку шла» р.н.п.
17. «Полянка» р.н.т. обр. Ноздрачёва18. «Как под яблонькой» р.н.п.
19. «Тонкая рябина» р.н.п.
20. «Сусидка» укр.н.п.
Требования к уровню подготовки учащегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данномустилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации используются зачеты, технические зачеты,
контрольные просмотры. Формами текущего и промежуточного контроля
являются: контрольный урок, академический концерт, участие втематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-
просветительской, творческой деятельности школы. Текущий контроль
успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся, в учебном
году устанавливается 3 зачета:
1. Академический концерт (в форме зачёта) - в конце 1 полугодия не
дифференцированно (зачёт-незачёт) – исполняется 2 разнохарактерныхпроизведения;
2. Технический зачёт – в 3 четверти, в форме контрольного урока, вклассном порядке, не дифференцированно (зачёт-незачёт) – исполняются
гаммы, согласно программным требованиям, возможно исполнение этюда изпрограммы зачёта 2 полугодия;
3. Переводной академический концерт (в форме зачёта) – в конце 2
полугодия с оценкой за исполнение 2-3-х разнохарактерных произведений.
Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов приреализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств
не рекомендуется.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма
экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы:
2-х разнохарактерных произведений.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например,
промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один
раз в год.
Критерии оценки
По итогам исполнения программы на академических концертах в конце
1 и 2 полугодия подводятся следующие результаты:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; знание текста, владение
необходимыми техническими приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения
4 («хорошо») программа соответствует году обучения,
грамотное исполнение с наличием мелкихтекстовых ошибок и технических недочетов,
небольшое несоответствие темпа, неполное
донесение образа исполняемого произведения
3(«удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, приисполнении обнаружено плохое знание нотноготекста, технические ошибки, характер
произведения не выявлен«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
Данная система оценки качества исполнения является основной.
С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать
оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающуюпрограмму, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, кзанятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкальногомышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностныхдостижений.
При выведении переводной (итоговой) оценки учитывается следующее:
1) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов
его продвижения;
2) оценка ученика за выступление на академическом концерте или
экзамене, а также результаты контрольных уроков;
3) другие выступления ученика в течении учебного года.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить
занятия по общеразвивающим программам дополнительный год,
музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных
ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и
индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой -
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей аккордеона,
рассказать о выдающихся аккордеонных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных дляизучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана
учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения
произведений классической, народной и эстрадной музыки, опыт игры вансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения и навыки в исполнительской практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от gиндивидуальных способностей ивозможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
И НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
1. Р. Бажилин. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическоепособие/ред.сост. Бажилин.- Ростов н/Д: Феникс,1999
2. Г. Бойцова. Юный аккордеонист. Часть 1,2: учебно-методическоепособие/ред.сост. Г.И. Бойцова.- Москва: «музыка»,1997
3. В. Лушников. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическоепособие/ред.сост. Лушников.- Москва: «музыка»,1987
4. В. Лондонов. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическоепособие/ред.сост. Лондонов.- Москва: «музыка»,1982
5. Ю.Литовко «Весёлый аккордеон» Санкт-Петербург 2002г
6. В. Ушенин. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическоепособие/ред.сост. В.В.Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс,2013
7. Е. Левин «Играем вместе» - сборник ансамблей для аккордеонистов
(баянистов). Учебно – методическое пособие (хрестоматия дляпедагогического репертуара) составитель Е. Левин; Р/Д «Феникс» 2011.
8. А. Кондаков. Школа игра на аккордеоне: : учебно-методическоепособие/ред.сост. Кондаков – Москва:Музыка, 1985.
9. А.Доренский. Школьные годы: учебно-методическое пособие/ред.сост.
А.Доренский.- Ростов н/Д: Эверест,2013
10. П. Гвоздев Принципы Образования звука на баяне и его извлечения //
Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 1. М.
11. Р. Бажилин. Школа игры на аккордеоне. М., 2003.
12. Г. Бойцова. Юный аккордеонист: в 2 ч. М., 2007.
13. В. Брызгалин. Первая полифоническая школа для баянистов и
аккордеонистов. Курган, 2001.
14. Н. Давыдов. Теоретические основы формирования исполнительского
мастерства баяниста (аккордеониста). Луцк, 2006.
15. Б. Егоров. Общие основы постановки при обучении игре на баяне //
Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 2. М.. 1974.
16. Б. Егоров. О некоторых акустических характеристиках процесса
звукообразования на баяне // Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 5. М.,
1981.
17. М. Имханицкий. Новое об штрихах и артикуляции на баяне. М.. 1997.
18. Д. Кирнарская. Музыкальные способности. М., 2004.
19. А. Крупин. Мехо-пальцевая артикуляция при атаке звука на баяне /'
Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных
инструментах: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 95. М., 1987.
20. А.Крупин, А. Романов. Практические аспекты техники
звукоизвлечения на начальном этапе обучения баянистов //
Музыкальный лицей: Развитие творческих способностей детей нараннем этапе обучения: сб. науч.-метод, трудов. Новосибирск, 1998.
21. А.Крупин, А. Романов. Новое в теории и практике звукоизвлечения набаяне. Новосибирск, 2002.
22. Ф. Липс. Звук и звукоизвлечение на баян // Музыкальная педагогика и
исполнительство на русских народных инструментах: сб. трудов
ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М., 1984.
23. Ф. Липс. Искусство игры на баяне. М., 1985.
24. И. Пуриц. Вопросы формирования техники звукоизвлечения набаяне. М., 1989.
25. И. Пуриц. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2001.
26. В. Семёнов. Современная школа игры на баяне. М., 2003.
27. В. Семёнов. Об искусстве регистровки на баяне // Вопросы
современного баянного и аккордеонного искусства: сб. трудов РАМ
им. Гнесиных. Вып. 178. М., 2010.
28. П. Серотюк. Баян открывает мир музыки. Тернополь, 2003.
29. Г. Стативкин. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. М.,
1989.
30. В. Ушенин. Звукоизвлечение и организация движений техническогоаппарата баяниста (аккордеониста). Ростов-на-Дону, 1980.
31. В. Ушенин. Репетиционные комплексы как универсальная система
формирования постановочных навыков правой руки и развития
мелкой техники баяниста // Ушенин В. Актуальные проблемы
народно-инструментальной педагогики: избранные статьи и очерки.
Ростов н/Д, 2005.
32. В. Ушенин. Школа художественного мастерства баяниста. Ростов н/Д,
2009.
33. Б. Самойленко Педагогический репертуар баяниста- аккордеониста
Саратов 2002г
34. В. Ушенин. Школа ансамблевого музицирования баянистов
(аккордеонистов):в 2 ч. Ростов н/Д, 2011
Нотная литература
1. Новые произведения российских композиторов юным аккордеонистам
– баянистам: подготовительный класс ДМШ: учебноепособие/редактор-составитель В. Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2009
2. Новые произведения российских композиторов юным аккордеонистам
– баянистам: 1-2 класс ДМШ: учебное пособие/редактор-составитель
В. Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Новые произведения российских композиторов юным аккордеонистам
– баянистам: 3-4 класс ДМШ: учебное пособие/редактор-составитель
В. Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
4. Новые произведения российских композиторов юным аккордеонистам
– баянистам: 4-5класс ДМШ: учебное пособие/редактор-составитель
В. Ушенин.- Ростов н/Д: Феникс, 2010
5. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: 1 класс: Учебное
пособие/ редактор-составитель В. Ушенин.– Ростов н/Д Феникс,2010
6. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: 2 класс: Учебное
пособие/ редактор-составитель В. Ушенин.– Ростов н/Д Феникс,2010
7. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: 3 класс: Учебное
пособие/ редактор-составитель В. Ушенин.– Ростов н/Д Феникс,2010
8. Юному музыканту баянисту – аккордеонисту: 4 класс: Учебное
пособие/ редактор-составитель В. Ушенин.– Ростов н/Д Феникс,2010
9. Аккордеон Плюс: Концертные пьесы для аккордеона и баяна: учебноепособие// редактор-составитель Ю Шишкин, Е. Лёвин.– Ростов н/ДФеникс,2013
10. О. Иванова; И. Кузнецова « Новый музыкальный букварь», Р/Д
«Феникс» 2010.
11. О. Филатова. «Первая ступенька» юным аккордеонистам Р/Д
«Феникс 2010.
12. А. Коробейников. Детский альбом для баяна и аккордеона: нотноепособие/ А. Коробейников .- Москва: Русское музыкальное
сообщество,2004
13. С. Бланк. Двенадцать пьес и одна сюита/ Ростов н/Д, :Экспертноебюро-Т,2001
14. Е. Левин; Е. Левина «Музыкальный зоопарк» Р/Д «Феникс» 2010.
15. С. Бредис «Хорошее настроение» сборник пьем Р/Д «Феникс» 2011.
16. «Любимая классика» - серия «музыкальная библиотека» автор –
составитель Е. Левин Р/Д «Феникс» 2010.
17. А. Коробейников «Альбом для детей и юношества» Санкт- Петербург,
издательство «Композитор» 2008.
18. В. Елецкий «Буду виртуозом» Курган, издательство «Мир Нот», 2009
19. А. Куклин. Пьесы для баяна. Сон золушки / А. Куклин. .-
Слободской: Слободские куранты,1999
20. А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона
1-3 классы ДШИ; Р/Д «Феникс» 2011.
21. А. Доренский. Музыка для детей педагогический репертуар баяниста.
Выпуск 2. 2-3 класс. Ростов н/Д: «Феникс» 1998.
22. А. Доренский. Виртуозные пьесы педагогический репертуар
баяниста. Выпуск 3. 3-4 класс- Ростов н/Д: «Феникс» 1998.
23. «Юному аккордеонисту» составитель Р. Бажилин изд. Катанского,
Москва 2000.
24. Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1. 1-2 класс ДМШ:
учебное пособие/ред.сост. И. Бойко.- Ростов н/Д: «Феникс» 1998.
25. Этюды для аккордеона 1-3 класс ДМШ: учебное пособие/ред.сост. В.
Мотов и Г Шахов.- Москва: Кифара, 1998.
26. Народные песни для аккордеона 1-3 класс ДМШ: учебноепособие/ред.сост. В. Мотов и Г Шахов.- Москва: Кифара, 1998.
27. Пьесы для аккордеона 1-3 класс ДМШ: учебное пособие/ред.сост. В.
Мотов и Г Шахов.- Москва: Кифара, 1998.
28. Этюды для аккордеона 3-5 класс Д МШ: учебное пособие/ред.сост. В.
Мотов и Г Шахов.- Москва: Кифара, 1999.
29. Народные песни для аккордеона 3-5 класс ДМШ: учебноепособие/ред.сост. В. Мотов и Г Шахов.- Москва: Кифара, 1999.
30. Пьесы для аккордеона 3-5 класс _________PДМШ: учебное пособие/ред.сост. В.
Мотов и Г Шахов.- Москва: Кифара, 1999.
31. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ учебное пособие/ред.сост.А.
Крылусов - Ростов н/Д: «Феникс» 1997.
32. Народные песни для баяна 1-3 класс ДМШ: учебное пособие/ред.сост.
Д Самойлов.- Москва: Кифара, 1997.
33. Сонатины и вариации ля баяна 1-3 класс ДМШ: учебное
пособие/ред.сост. Д Самойлов.- Москва: Кифара, 1998.
26
34. Пьесы для баяна 1-3 класс ДМШ: учебное пособие/ред.сост. Д
Самойлов.- Москва: Кифара, 1997.
35. Полифонические пьесы для баяна 1-3 класс ДМШ: учебноепособие/ред.сост. Д Самойлов.- Москва: Кифара, 1997.
36. Ансамбли для баяна 1-3 класс ДМШ: учебное пособие/ред.сост. Д
Самойлов.- Москва: Кифара, 1997.
37. Репертуар начинающего баяниста под общей редакцией А. П.
Астахова Минск, изд. «Современная школа» 2011.
38. «Сонатины и рондо в переложении для аккордеона изд. «Композитор»
Санкт – Петербург 2005.
39. «Хрестоматия аккордеониста» сост. Ю. Акимов и А. Талакин Москва
1984.
40. В. Завальный «Музыкальный калейдоскоп» - альбом для баяниста и
аккордеониста Москва, изд. «Кифара» 2002.
41. В. Завальный «Музыкальный калейдоскоп». Пьесы для баяна и
аккордеона. Москва 2004.
42. Этюды для аккордеона – сост. М. Двилянский. Москва 1980.
43. Сонатный альбом для аккордеона. Будапешт 1992.
44. Обработка народных песен. Аккордеон. Москва, изд. «Кефара» 1998.
45. Н. Чайкин. Детский альбом для баяна, аккордеона/ Нотный сборник,
С-Петербург, Композитор, 2005__