Сценарий познавательно-развлекательного праздника Природа -лучшая аптека


Природа – лучшая аптека(Сценарий познавательно – развлекательного праздника для учащихся 1 – 9 классов)Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями, правилами их заготовки, сушки и применением в жизни.
Оформление: транспарант «Природа – лучшая аптека», плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев, листовки на тему «Правила поведения в природе».
На протяжении познавательно – развлекательного праздника воспитанники закрепляют знания о значении овощей, расширяют представление о лекарственных растениях (крапиве, шиповнике, подорожнике, лопухе, одуванчике). Дети младших классов показывают инсценировку экологической сказки «Они рядом», читают стихи, танцуют, поют песню.
Ведущий: «Уважаемые взрослые, дорогие ребята! Я приветствую вас на нашем празднике».
Неожиданно в зал быстрым шагом входит врач школы. Врач: «Извините меня, но у меня проблемы. Я не знаю чем лечить детей. Лекарств нет, денег на приобретение лекарств не хватает».
Ведущий: «Уважаемый доктор, мне кажется, что мы Вам поможем. Нам предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.
Показывает на транспарант – «Природа – лучшая аптека».
Ребята, мы будем знакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают. Давайте отправимся на «Полянку здоровья».
В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На зеленом паласе кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений.
«Крапива»
«Я – крапива. Стебель и листья крапивы очень жгучие. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны. С листьями крапивы варят щи, готовят салаты. Кроме того, крапиву используют как кровоостанавливающее средство.
Крапива – это источник витаминов».
«Шиповник»
«Кто не знает шиповник. Он был первым растением, которое еще в глубокой древности человек стал разводить для красоты. Шиповник ценится из-за своих плодов. Они собираются, когда становятся мягким и приобретают ярко-красную окраску.
Плоды шиповника богаты витамином С. Это плоды жизни. Они защищают от болезней, придают силу, повышают работоспособность. Чай из шиповника очень полезен при малокровии, при истощении организма различными заболеваниями.
«Подорожник»
«Я – подорожник. Меня модно назвать другом путешественников и туристов. Подорожник часто встречается по обочинам дорог. Листья подорожника широкие, до 20 см. длиной. Часто его безжалостно топчут и даже не подозревают о его лекарственных свойствах. Если в походе вы натрете или пораните ногу, то оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах.
Хорошим ранозаживляющим средством служит свежий сок из листьев подорожника. Настои из сухих листьев применяют при заболеваниях легких и кишечника.
«Лопух»
«В канавах, вдоль дорог, у жилья растет лопух. Мы считаем его злостным сорняком, но это растение имеет лекарственное применение.
В народной медицине отвары и настои употребляют при многих болезнях. Каждый день по телевидению идет реклама импортных, дорогих шампуней. Мы совсем забыли, что на Руси давно для борьбы с перхотью и как средство укрепления волос, использовали отвары корней лопуха».
«Одуванчик»
«Очень много меня растет в вашем саду. Вы меня безжалостно истребляете, не задумываясь о том, что я обладаю многими ценными свойствами.
В народной медицине одуванчик употребляется как средство, возбуждающее аппетит, для лечения фурункулеза и кожных заболеваний. Сок из листьев применяют при желтухе. Млечным соком из свежих корней и стеблей одуванчика лечат мозоли и бородавки. Молодые листья используют для приготовления витаминных салатов».
Ведущий: «На нашей «Поляне здоровья» какое-то оживление».
Дети показывают инсценировку стихотворения «Муравьишка».
Ведущий: «Муравьишка и все его друзья были очень рады, что все так благополучно закончилось и захотелось танцевать».
Звучит музыка П.Чайковского, учащиеся танцуют «Вальс цветов».
Мы говорили о травянистых лекарственных растениях, но среди деревьев есть такие, которые обладают целебными свойствами.
Инсценировка «Экологической сказки».
Мы многое узнали о лекарственных растениях, что самое время отправиться в лес, на заготовку лекарственного сырья».
Звучит фонограмма «Звуки леса». Девочка, с корзиной в руках, идет по воображаемой поляне.
Девочка: «Какая сегодня хорошая, солнечная погода. Самое время собирать лекарственные растения. Уйду подальше в лес от дороги, так как вблизи дорог высокая загазованность.
Всем известна крапива. Буду собирать листья. Чтобы руки не обжечь, нужно надеть перчатки.
У подорожника собирают листья. Нельзя выдергивать растение с корнем, а аккуратно срывать или срезать ножом листья.
Какой красивый куст шиповника! И ягоды уже ярко-красные. Выбираю только не поврежденные плоды.
Пригодится и лопух с одуванчиком. У этих растений целебные корни. Можно собирать в любую погоду.
Какой чудесный запах! Так пахнет только липа. Нужно собирать цветки с листочками».
Ведущий: « Ребята, а вы хотите отправиться в лес?»
Физминутка – ведущий говорит: «Мы по лесу идем, (дети сидят и по-очереди поднимают ноги). Трава шуршит, (трут друг о друга ладони рук). Ветки деревьев качаются, (руки вверх и покачивание туловища).
Ведущий: «Ребята, тихо! Слышите? На нашей знаменитой «Поляне здоровья» опять какое-то оживление.
Звучит русская народная песня «Ягода-малина», исполняет вокальная группа.
Нужно не только правильно собирать лекарственные растения, но и правильно сушить их».
На сцену выносится стол, рядом ставят макет поднавеса с натянутой веревкой, на которой висят пучки сухих трав.
«Как правильно сушить лекарственные растения».
(рассказ ученицы).
«Сушить лекарственное сырье нужно в поднавесе, связывая в пучки и подвязывая на веревочке. Можно разложить тонким слоем на столе или другой поверхности, предварительно постелить чистый лист бумаги. Регулярно переворачивать. Сырье считается высушенным, если листья и ягоды легко растираются в руках, а корни ломаются. Хранить лекарственное сырье нужно в матерчатых мешочках».
Ведущий: «Спасибо, ребята, что вы научили нас, как правильно заготавливать и сушить лекарственные растения. Эти знания пригодятся, когда придет лето.
А что, зимой и весной, помогает бороться с болезнями?
Правильно, овощи».
На сцену выносится столик с различными овощами.
«Какое значение играют овощи в жизни человека».
(рассказ ученицы).
Врач: «Спасибо, что вы пригласили меня на праздник. Теперь я знаю, чем я буду лечить детей».
Ведущий: «А вот и больной!».
(В зал входит, сильно кашляя, ученик).
Врач: «Что случилось?».
«Больной»: «Болею. Горло болит, кашель, насморк замучили».
Врач: «Я думаю, что тебе сейчас нужно пить чай с малиновым вареньем (поднимает баночку с малиновым вареньем). Можно заварить цветки липы. Не забывай, что в рационе обязательно должны быть лук и чеснок. Поправляйся».
«Больной»: «Спасибо. До свидания».
Ведущий: «Спасибо, уважаемый доктор, что Вы пришли. Наши дети будут реже болеть.
Скоро весна. Солнышко пригреет, побегут ручьи, оживет лес. Мы отправимся в природу, но мы всегда должны помнить, что в ней мы только гости и должны уметь правильно вести себя в природе.
(Выходит ученик с плакатом в руках, на котором написано: «В природе нельзя …». Ведущий просит ребят продолжить предложение).
Спасибо, ребята, что вы знаете как вести себя в природе. И отправляясь в лес, вы не должны забывать, как много он для нас значит».
Стихотворение Г.Фадеева «Русский лес».
Лес для нас, как отец, всемогущий
Он нас кормит и греет теплом.
Корпуса поднимает под тучи,
Чудо-елкой приходит в наш дом.
Он врачует душевные раны
И бумагу дает для стихов,
И нельзя отыскать ему равных,
Не хватает восторженных слов.
Не скудеет Россия лесами,
В юных рощах гуляют дожди,
Свят закон, что придуман отцами:
Срубишь дерево – три посади.
Ведущий благодарит присутствующих за внимание, участие в празднике.