Урок по окружающему миру для 1 класса «Лето: природа цветет и плодоносит. Признаки лета»

Урок окружающего мира 1 класс
Программа «Школа 2100»
Учитель: Курацапова Елена Константиновна 1 категория
Тип урока: изучение нового материала Формы и методы работы: фронтальная, парная, частично-поисковая.
Тема: Времена года. Лето: природа цветёт и плодоносит. Признаки лета.
Цель:
научить находить отличительные признаки лета в живой и неживой природе;
воспитывать бережное отношение к природе;
познакомить с правилами поведения на природе;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рабочая тетрадь, учебник, карточки, цветочки.

Этапы урока
Ход урока
Формируемые УУД

Организационный
момент

Колокольчик прозвенел
Всех собрать он в класс сумел!
Не сутультесь, встаньте ровно,
Ведь к уроку все готовы?
Всем садиться разрешаю,
И урок мы начинаем!
Добрый день!!!
У меня сегодня хорошее настроение и я принесла его в класс, мне хочется передать его вам, пожелать узнать много нового, справиться с трудностями и помочь одноклассникам.

Ребята, сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости. Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать что-то новое и интересное.



Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
-Давайте вспомним, какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Что вы можете сказать о погоде сегодня? (пасмурно, ясно, переменная облачность, тепло, прохладно, есть ли ветер, осадки)
- Какое сейчас время года?
- Перечислите весенние месяцы.
- Какое время года будет следующим?
- Назовите летние месяцы.
- Назовите все времена года.
-Давайте посмотрим, какое время года показано на картине? 1 слайд
- По каким признакам узнали лето?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока ?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- О каких изменениях говорили, когда изучали другие времена года?
Цель: сегодня будем учиться находить изменения в природе и жизни людей с наступлением лета и постараемся их запомнить.
Повторим цель нашего урока. 2 слайд
- А для чего человеку важно знать эти изменения?
- Где ему в жизни это пригодится? (как правильно одеваться и правильно вести себя на природе, ухаживать за растениями, когда высаживать на улицу, охрана животных и растений, когда начать сенокос, сбор урожая и т.д.)
Давайте попробуем составить план сегодняшнего урока.
- О каких изменениях мы говорили, когда изучали времена года?
План. (примерный)
Изменения в неживой природе.
Изменения в живой природе.
Изменения в жизни людей.
Явления природы летом.
Правила поведения на природе.

Вот план, который мы с вами составили. (показать на экране через проектор) 3 слайд
- Про что мы не сказали?
- Что мы сейчас с вами делали?
-Для чего?

Познавательные УУД: 1) развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; 5) находить ответы на вопросы на иллюстрации





Тема

Прогнозирование



Цель



Коммуникативные УУД: 1) развивать умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре.


План

Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.


Совместное открытие знаний
Поработаем в парах.
Задание: найти в стихах признаки лета. Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и подчеркните простым карандашом изменения в природе летом, решите, кто будет читать, кто подчёркивать, кто будет отвечать на поставленный вопрос.

1. Что ты мне подаришь, лето? - Много солнечного света! В небе pадyгy-дyгy! И ромашки на лyгy! - Что ещё подаришь мне? - Ключ, звенящий в тишине, Сосны, клёны и дубы, Землянику и грибы!
(Признаки: солнечный свет, радуга, ромашки на лугу, земляника и грибы)
Кто выполнит быстрее, думает, в какую группу отнесём изменение, в живой природе или неживой?
-Проверка, читаем и называем изменения.
- В какую группу отнесём изменение, в живой природе или неживой?
Большие букеты теперь из ромашек сделаем.
- А можно ли рвать цветы? Почему? (они быстро завянут)
-Что предлагаете?
Давайте их беречь, пусть цветы украшают нашу землю, пусть люди любуются их красотой, насекомые питаются нектаром с цветков.


2.Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна – Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!
(Признаки: Грозы, цветение трав, росы, гул пчелиный, греет солнце)
Роща – небольшой лиственный лес.
Былинка – стебель травы, травинка.
- Что такое роса? (рано утром на траве появляются капельки воды) 4 слайд
- В какую группу отнесём изменение, в живой природе или неживой?
3.Мелкий летний дождик, Дождик без конца, Падает на крыши И на деревца.
На овец, бредущих С пастбища домой, На лицо мне брызжет, Тёплый, проливной.
(Признаки: дождь тёплый, проливной)
- В какую группу отнесём изменение, в живой природе или неживой?

4.Зайчата у зайчихи нашей - Нет никого на свете краше. Такая шерстка, ушки, глазки – Красивые все, словно в сказке.
У медведей медвежата – Очень сильные ребята. Борются совсем не в шутку, Не разнять порой мишуток.
(У животных появляются детёныши.)
- В какую группу отнесём изменение, в живой природе или неживой?
- Почему в лесу нельзя кричать?
(Птицы испугаются и бросят свои гнезда, птенцы погибнут.)
Что предлагаете?
(Не кричи, не пугай животных!)
- Какие ещё правила поведения на природе знаете?
(не ломай деревья, не лови ради забавы животных, не раскидывай мусор)


- Давайте прочитаем изменения в живой и неживой природе на слайде и найдем, какие мы не назвали? 5 слайд, 6 слайд
21 июня - самый длинный день и самая короткая ночь.
- А какие же изменения происходят в жизни людей?
Дети высказывают свои предположения.
-Проверим, что не назвали. Показ слайдов. 7, 8, 9 слайд
Лёгкая одежда.
Уход за посевами, заготовки на зиму, сбор урожая.
Отпуск, отдых.
Игры детей (футбол, волейбол, лапта)

Вывод: Что мы сейчас делали?
-Кто запомнил 3 изменения? Кто больше?
- Встаньте, кому было легко.
- У кого возникли затруднения.


Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.























































































Прогнозирование
















Самооценка

Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.




Работа с учебником
- Когда летом бывает сильный ветер? (перед началом дождя, перед грозой)
Послушайте.
Учебник с. 80
-А что бывает вначале гром или молния?
В глубокой древности все, от мала до велика, боялись грозы. Люди думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы. Но боялись они не столько огненных стрел, сколько грома. Еще бы, как загремит! Земля дрожит, а что гремит непонятно. На самом деле от грома никакого вреда, опасаться надо молнии. Молния – это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. С молнией шутки плохи. Если гроза застала тебя во время прогулки на природе, главное - правильно выбрать место для укрытия.
- Посмотрите в учебнике, чего нельзя делать во время грозы? Почему?
- Если вас застала гроза на открытом пространстве, то как себя вести?
Если вы находитесь на открытом пространстве, и укрытия нет, то нужно сесть на корточки и голову опустить вниз, а руками обнять колени, можно лечь. В лесу – выйти на поляну, подальше от высоких деревьев, спрятаться в кустах.
- Давайте прочитаем, как определить расстояние до молнии?
Вывод:- Чего стоит опасаться молнии или грома?




Прогнозирование

Самостоятельное применение знаний

- Куда прячутся от ветра и непогоды животные?
Рабочая тетрадь стр. 68
Покажите стрелками, куда спрятались детёныши этих животных.
Проверка.
Бельчонок- дупло, лисенок – нора, птенцы скворца – скворечник, птенцы полевого жаворонка – гнездо.
Регулятивные УУД: 1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию Межпредметные связи: литература, математика, ИЗО.



Итог урока
Рефлексия
- По каким признакам мы определяем, что пришло лето?
- Какие запомнили?
- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?
Оценим свою работу на уроке цветочками.
Зелёный – я всё понял, урок понравился.
Жёлтый – остались вопросы по теме.
Красный – ничего не понял.
Выбрали. Посадите свои цветочки на магнитики на доску по полянам.
Зеленая, жёлтая, красная.
Молодцы!!! Хорошо поработали, спасибо за работу.
Оставшиеся цветочки где можно использовать?






Самооценка






15