Кейс-урок окружающего мира Природа и наша безопасность


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Индивидуальный проект кейс- урока
слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности
младшего школьника в современных условиях»
Выполнила: Зинина Наталья Валентиновна,
МОУ «Лямбирская СОШ №2»,
учитель начальных классов
Саранск
2016
Конспект урока по окружающему миру
 Класс:3
 Программа: Школа России
Автор: А.А. Плешаков
Тема: Природа и наша безопасность.
Цели урока:  познакомить обучающихся с понятием «опасные ситуации природного характера»
Задачи.
Образовательные:
-познакомить с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать во время грозы; при общении с животными; с некоторыми опасными грибами и растениями, которые могут нанести вред здоровью.
Развивающие:
-способствовать выработке умения правильно себя вести при чрезвычайных ситуациях природного характера;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и к природе, находчивость и умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, организовать и упорядочить знания;
-принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
-отстаивать свои права.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
 Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные:
формирование знаний о природе, ядовитых растений, животных и природных явлениях;
-знакомство с правилами поведения на природе.
Оборудование: мультимедийная установка; карточки для групповой работы; таблица «Ядовитые грибы»; рисунки с изображением ядовитых растений; памятки с правилами поведения во время грозы, при общении с незнакомыми растениями и грибами, как избежать укусов животных, а также правила оказания первой помощи при первых признаках отравления и укусов животных; таблички с названиями групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя.
2. Актуализация знаний.
3. Организация работы с кейсами.
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
5.Кейсы.
6. Физкультминутка.
7. Анализ работы в группах.
8. Презентация выступлений.
9. Итоги работы в группах.
10.Итог урока.
11.Рефлексия.
Ход урока:
  I. Организационная деятельность. Слово учителя.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
2.Актуализация знаний.
Мы часто говорим, что природу надо охранять и заботиться о ней, и это, безусловно, правильно. Но иногда людям приходится защищаться и от природы, так как она становится порой опасной. Об опасных ситуациях природного характера и пойдёт сейчас речь.
3.Организация работы с кейсами.
Мы сейчас разделимся на три группы. Каждая группа подготовит своё сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа: Метеорологи.
Участники расскажут нам об одном из погодных явлений, которая может быть очень опасной для здоровья и жизни человека.
2 группа: Ботаники.
Эта группа нам расскажет о растениях.
3 группа: Зоологи.
Нам поведают о животных
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
Работа по группам.
А сейчас наши метеорологи, ботаники, зоологи получат кейсы с материалами и вопросами. Представители каждой группы подготовят небольшие сообщения о некоторых опасных ситуациях, касающихся их области изучения.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.
Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого
Метеорологи                                 Ботаники Зоологи 5.Кейсы
Кейс для метеорологов
Источник №1: Учебник. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Часть 2. Стр. 25
Источник №2: Загадки
http://detskiychas.ru/zagadochki/tucha_grom_molniyaИсточник №3: Молния – красивое, но, как уже говорили, очень опасное явление природы. Опасно оно тогда, когда соединяет небо и землю или небо и воду.                                             
Опасна молния своим электрическим разрядом. Его прямое попадание может вызвать пожар и повредить линии электропередач. В результате чего могут погибнуть люди.
Ежегодно в мире от молний погибают около 3000 человек, поэтому главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить здоровье, жизнь и свои дома.
http://piscovichi.ru/index/pravila_bezopasnogo_povedenija_vo_vremja_grozy/0-31Кейс для ботаников
Источник №1: Учебник. Атлас – определитель стр.92
Источник №2: Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему? Да потому, что только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Но существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
   http://www.aif.ru/health/life/1204424Источник №3: Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми. Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит?
http://www.gribam.ru/yad.htmlИсточник №4: Наверняка многие из вас любят собирать грибы и ягоды, чтобы потом их съесть. Но любое дело требует сноровки и опыта. Поначалу собирайте грибы с опытными грибниками. Обращайте внимание на то, как они находят грибы, и запоминайте, как выглядит тот или другой вид съедобного гриба.
http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/kak-polzovatsja-lesnymi-darami-pravila-sbora-gribov-dlja-detei.htmlКейс для зоологов
Источник №1 Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.Часть2.стр. 28-29.
Источник №2:
Правила вежливости с кошками и собаками:
1.Не навязывайся животному в друзья, если оно рычит – отойди!
2.Не трогай животных, если они едят или кого-то охраняют, особенно своих детёнышей.
3.Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки – собака шутку поймёт по-своему.
4.Не убегайте от собаки!
5.Не гладь незнакомых животных!
6.Будь вежлив с чужой собакой или кошкой, если ты в гостях. Можно ли с ними играть, спроси у хозяина.
                                          
6.Физкультминутка.
7.Анализ работы в группах.
8.Презентация выступлений.
9. Итоги работы в группах. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
10.Итог урока.
Что понравилось, что запомнилось во время работы в группах?
Что вас заинтересовало особенно?
О чем бы хотелось узнать подробнее?
11.Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
-Такой вид работы хотели бы использовать на следующих уроках?