Рабочая программа по коррекции аграмматической дисграфии, обусловленной ОНР.



Согласовано: ___________ Утверждаю: ____________
Зам. директора по УР Директор школы
«____» ___________2015 г. «____» ____________2015г.
Приказ № 03-01-51 от 01.09.2015г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции аграмматической дисграфии,
обусловленной общим недоразвитием речи














Учитель-логопед:
Чернова Екатерина Сергеевна








Пояснительная записка
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (дисграфия, обусловленная ОНР-3 уровня). Информированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова, в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении. Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста является нарушение структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей; на синтаксическом уровне пропуски значимых элементов, искажение структуры предложения. Нарушения словоизменения и словообразования проявляются в неправильном употреблении предлогов и падежных окончаний, нарушении согласований существительного с глаголом, прилагательным и другие ошибки.
Основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому языку.
Коррекция аграмматической дисграфии разделяется на три блока:
1. Формирование грамматического структурирования (словоизменение и словообразование).
2. Внутреннее программирование отдельной фразы.
3. Внутреннее программирование связного высказывания (диалог, монологическая речь).
Каждый блок включает в себя несколько этапов. В практической коррекционной работе преодоление аграмматизмов идет поэтапно и параллельно по всем трем блокам, то есть навык словообразования и словоизменения отрабатывается на уровне предложения и текста.
Работа по усвоению каждой грамматической формы осуществляется в следующей последовательности:
1. Уточнение грамматического значения словоформы.
2. Выделение и звукобуквенный анализ флексии, обозначающей данное грамматическое значение.
3. Образование аналогичных словоформ в устной речи.
4. Закрепление правильной формы в письменной речи, на-уровне словосочетания, предложения, связной речи.
Наиболее сложным является закрепление отработанной грамматической формы в связной речи, поэтому при работе над внутренним программированием связного высказывания сначала формируется диалог как наиболее простой вид связной речи, не требующий программирования серии высказываний.
Все грамматические словоформы в дальнейшем отрабатываются в монологической речи с постепенным усложнением заданий от использования серии сюжетных картинок до самостоятельного высказывания.


Практическая деятельность:
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.

Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:
научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
Игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.

Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Год

итого

Проведение диагностик речи и письма
1
1 (промежуточная)

1

3

Количество плановых проверочных работ
1
1
1
1

4


Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Рабочая программа рассчитана на 60 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

Цели и задачи курса:
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
Знать:
- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;

Уметь:
Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
Обобщать и классифицировать предметы.
Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
Восстанавливать деформированные предложения и текст.








4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока
Тема урока
Количество
часов
Сроки
изучения
Корректировка

Содержание работы

1
Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами.
1
15.09

Развитие зрительного восприятия.
Знакомство с темами занятий.
Закрепление знаний детей об однокоренных и родственных словах.
Дифференциация слов с одинаковым корнем и родственных слов.
Физминутки.
Индивидуальная работа по карточкам.
Закрепление изученного материала.
Развитие внимания.
Развитие навыков словообразования.
Развитие логического мышления.
Развитие звукового анализа.
Развитие языкового анализа и закрепление знания норм орфографии.
Развитие памяти.
Работа над словосочетанием.
Знакомство со сложным способом словообразования.
Соотнесение сложных слов со схемой для их обозначения.
Работа по формированию языкового анализа и синтеза.
Работа на уровне текста.
Работа со словами-антонимами.
Работа на уровне словосочетания.
Развитие пространственных представлений и практическое употребление с пространственными приставками.
Работа по графическому оформлению предложений.
Работа по развитию связной речи.
Обогащение словаря профессий.
Развитие слухового внимания.
Работа по обогащению словаря и дифференциации слов.
Игры.
Проверка знаний.
Закрепление навыков составления морфологических схем слов.
Закрепление знания частей слов на уровне предложения.
Вспоминание правил.
Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.
Развитие пространственного восприятия.
Индивидуальная работа по карточкам.
Дифференциация предлогов.
Беседы по темам занятий.
Развитие слухового внимания и восприятия.
Самостоятельная формулировка темы занятий.
Понимание и выполнение двухступенчатых инструкций логопеда.
Составление предложений по схемам.
Подбор предложений к схемам.
Развитие логического мышления.
Устранение устного аграмматизма.
Практическое употребление существительных в форме единственного числа родительного падежа.
Составление словосочетаний со словами-отгадками.
Работа по грамматическому оформлению словосочетаний.
Преобразование словосочетаний типа «пилагательное + существительное» в словосочетания с предлогами.
Закрепление навыков употребления в речи.
Практическое употребление.
Работа с деформированными предложениями.
Работа на уровне текста.
Закрепления знания названия жилищ животных.
Обогащение и уточнение словаря.
Беседы по темам занятий.
Развитие слухового внимания и восприятия.
Самостоятельная формулировка темы занятий.
Понимание и выполнение двухступенчатых инструкций логопеда.
Выделение логико-смысловых связей текста.
Промежуточная проверка знаний.

2
Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
1
18.09



3
Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки.
1
22.09



4
Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания.
1
25.09



5
Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами
1
29.09



6
Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов.
1
02.10



7
Объяснение значений различных суффиксов.

1
13.10



8
Обогащение словаря по теме «Профессии», образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
1
16.10



9
Выбор суффикса.

1
20.10



10
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
1
23.10



11
Проверочная работа.

1
27.10



12
Формирование навыка разбора слов по составу.

1
30.10



13
Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов.
1
10.11



14
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове.

1
13.11



15
16
Развитие временно - пространственных представлений.
2
17.11






20.11



17
Выбор того или иного предлога

1
24.11



18
Проверочная работа

1
27.11



19
Работа со словами-предметами.

1
01.12



20
Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря
1
04.12



21
Работа с понятием числа. Словоизменение.

1
08.12



22
Устранение аграмматизма в устной речи. Развитие внимания (слухового, зрительного).
1
11.12



23
Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового).
1
15.12



24
Работа с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу.
1
18.12



25
Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.
1
22.12



26
Работа с падежными формами имен существительных.
1
25.12



27
Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
1
12.01



28
Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
1
15.01



29
Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи
1
19.01



30
Проверочная работа.

1
22.01



31
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету.
1
26.01



32
Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам.
1
29.01



33
Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.
1
02.02



34
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
1
05.02



35
Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами.
1
09.02



36
Согласование существительных с прилагательным в роде.
1
12.02



37
Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже.
1
16.02



38
Преодоление аграмматизма в устной речи.

1
19.02



39
Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря.
1
01.03



40
Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету.
1
04.03



41
Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.
1
11.03



42
Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий.
1
15.03



43
Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1
18.03



44
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению.
1
22.03



45
Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами.
1
25.03



46
Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам.
1
05.04



47
Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений.
1
08.04



48
Работа с числительными.

1
12.04



49
Согласование числительных с существительными в роде и падеже.
1
15.04



50
Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.
1
19.04



51
Проверочная работа

1
22.04



52
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением.
1
26.04



53
Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа.
1
29.04



54
Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей.
1
03.05



55
Дифференциация понятий: предложение словосочетание текст.
1
06.05



56
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении.
1
10.05



57
Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.
1
13.05



58
Работа с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью.
1
17.05



59
Выделение логико-смысловых связей текста.

1
20.05



60
Диагностический диктант.
1
24.05





15