Презентация обследования оптической дисграфии и дислексии часть 2
Раскрась ракеты, которые летят вверх, красным цветом, вниз - синим, налево - зелёным, направо -жёлтым. Каждой черепахе выдали вот такой листочек:Черепахи расползлись по классу и по ошибке стерли буквы со своих листочков: Чем отличаются рисунки? Выполни задания.1. «Найди по описанию». Цветок справа от листа; яблоко слева от листа; морковка над листом; груша под листом. Что находится посередине рисунка?Груша справа от цветка; лист слева от цветка; яблоко над цветком; морковь под цветком. Где находится цветок?2. «Закончи описание». Яблоко справа от цветка; груша слева от цветка; лист над цветком. Где находится морковка и цветок?3. «Составь описание». Рассмотри рисунок в правом нижнем углу и опиши расположение предметов по отношению к груше. Пририсуй левым рукам браслеты. Пририсуй правым рукам колечки на безымянном пальце. 16 Срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель - Мезони) ЗАДАНИЯ: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных.Предлагаются ряды сходных букв: ЛАЛ МАД ЛДВ РВЗ ЬЫ ГТ ВД ГБ ГЕ КЖ ЖХ ХУ ГЦ ИН ПН ИП ИЦ ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР2. Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.3. Сложить из палочек фигуры (с начала по образцу, затем по памяти)4. Сконструировать буквы из предъявленных элементов (печатных и рукописных). 5. Сравнение двух смешиваемых ребёнком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и только два крючка, а у ш - три; у буквы р палочка длинная, а у п- короткая; у буквы ш только три крючка, а у щ , кроме них, есть ещё один дополнительный элемент; у буквы в петелька направлена вверх, а у д - вниз.6. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребёнка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.7. Реконструирование букв, то есть как бы "переделка"одной буквы в другую Например: "Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ получить ш? А как можно переделать букву и в щ? Возможные реконструирования печатных и рукописных букв: 8. Определить различие сходных фигур. Например:9. Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р-В, 3-В, Ь-В. 10. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различных по расположению в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т.11. Показать правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально .12. "Достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов. 13. Нахождение "спрятавшихся"букв в так называемых "совмещённых буквах14. Нахождение по элементам букв, соединение элементов букв при устранении оптических дислексии и дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, 3 -со змеёй, Ж- с жуком, П- с перекладиной. Используются стихи, загадки о буквах.15.Прочитайте буквы в зеркале. .Для лучшего усвоения букв рекомендуется:- ощупывание и узнавание рельефных букв,- срисовывание, -вырезывание буквы, -лепка их из пластилина, -обведение контуров, разукрашивание, -письмо букв в воздухе,- конструирование букв с помощью ниток для вязания, палочек.Все эти упражнения как бы "бьют в одну цель", поскольку при их выполнении ребёнок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находится как бы в игре, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв. Особенностью предлагаемых упражнений является и то , что все они проводятся устно, без записи ребёнком смешиваемых букв ( за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после чёткого уяснения ребёнком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребёнком оптически сходных букв.