«Работа с литературным текстом песни – одна из главных составляющих в создании художественного образа и эмоционального настроя вокалиста»


Тема открытого занятия:
«Работа с литературным текстом песни – одна из главных составляющих в создании художественного образа и эмоционального настроя вокалиста»
Цель занятия: 
 Формирование целенаправленной исполнительской воли, способности четко представлять программу выполняемых действий и воплощаемых слуховых образов; достижение эмоциональности и выразительности в исполнении песни через развитие познавательных процессов и умения делать анализ произведения.
Тип занятия:  комбинированный урок
Форма занятия : индивидуальное
 Используемое оборудование:  
Звукоусиливающая аппаратура;
ноутбук с фонограммами и программой для просмотра дисков;
конспект урока.
Краткое описание: 
 Умение передавать эмоциональное содержание песни и создавать художественный образ является высшей целью исполнительского мастерства вокалиста. Важнейший аспект работы над произведением – анализ его содержания. Понимание, осознание обучающимся образа произведения, самостоятельный поиск средств эмоциональной выразительности, способов достижения результата – путь к самостоятельной творческой деятельности, выразительному исполнению материала.
Конспект открытого урока по теме:
«Работа с литературным текстом песни – одна из главных составляющих в создании художественного образа и эмоционального настроя вокалиста»
      Материалы подготовила: Еськина Елена Павловна,  педагог дополнительного образования ЦТР и ГО «Радуга».
Конспект учебного занятия
 I.   Общие сведения:
Учебная дисциплина: «Эстрадный вокал»;
Год обучения: 7 год
краткая характеристика ученика: Говорушкин Никита, 10 класс
время и место проведения занятия: 31.01.2015, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
 II.   Тема занятия: «Работа с литературным текстом песни – одна из главных составляющих в создании художественного образа и эмоционального настроя вокалиста»
 III. Место в учебном курсе: тема №3.2
Адаптированная образовательная программа Эстрадное пение, пункт3—Работа с литературным текстом.
Данное занятие является продолжением работы над произведением. Разговор с обучающимся и работа над произведением строится на знаниях, полученных на предыдущих занятиях. Приобретённые знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как выразительность исполнения, наряду с вокальными навыками, является важной составляющей в работе вокалиста над созданием художественного образа произведения и его эмоциональной подачи.
IV. Образовательный потенциал занятия.
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности обучающегося.
V. Тип занятия и обоснованность его выбора: урок комбинированного типа, на котором совмещается несколько дидактических задач и прослеживается взаимосвязь основных частей учебного занятия: проверка выполнения домашнего задания, усвоение нового программного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков, анализ, обобщение и систематизация изученного, применение знаний и умений на практике.
 VI. Цель: достичь эмоциональности и выразительности в исполнении песни «Мелодия» (А.Пахмутова, Н.Добронравов) через развитие познавательных процессов и опыт собственной вокальной деятельности обучающегося.
 Задачи:
Обучающие:
научить анализировать музыкальное содержание произведения, грамотно работать над текстом;
умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного воспроизведения музыкального материала;
научить применять полученные навыки и умения вокалиста для создания живого, выразительного образа;
Развивающие:
развить умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости;
стимулировать творческую активность.
Воспитывающие:
поддержать интерес к современной музыке;
формировать позицию активного сопереживания исполняемых произведений;
способствовать формированию таких качеств как: инициативность, самостоятельность.
 VII. Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение, анализ текста, структуры музыкального произведения, практические задания;
Наглядные: показ, исполнение педагогом;
Практические: исполнение песни под фонограмму с осмысленным художественным образом произведения.
 VIII. Форма организации работы: индивидуальное занятие в студии эстрадного вокала МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга», направленное на теоретическое и практическое освоение работы над созданием художественного образа и передачи эмоциональной нагрузки произведения
IX. Структура учебного занятия (этапы учебного занятия).
 

  Этапы занятия.
  Время
 
1.
  Вводная часть.Организация начала занятия.
Мотивация ученика на совместную деятельность.  2 минуты
1 минута
1 минуты
2.
  Основная часть.
Разогрев голосового аппарата посредством исполнения вокальных упражнений, одновременно работая над вокальными и исполнительскими навыками.
Повтор пройденного материала, исполнение песни «Город детства».
Работа над созданием художественного образа произведения. Теоретическое и практическое освоение работы с эмоциональным содержанием текста песни.
Новый материал. Просмотр видеоролика песни «Мелодия» Совместный анализ текса песни, поиск художественной выразительности, соответствующей настроению, раскрытию содержания песни.
IIчасть. Самостоятельная работа обучающегося, поиск методов передачи эмоциональной нагрузки песни. 35 минут
6 минут
 
 14 минут
 
 3 минуты
 
8 минут
 
6 минут
3.
  Подведение итогов.
Самоанализ обучающегося своей работы над произведением
Оценка результатов урока педагогом.
Домашнее задание 3 минуты
2 минуты
1 минута
1 минута