Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные предложения причины»
Русский язык. 9 класс. Урок № 31.
СПП с придаточными обстоятельственными причины
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) С улицы доносился шум, какой бывает только днем. (2) Отец потребовал, чтобы я ехал с ним. (3) Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
Ключ:
(1) С улицы доносился шум, какой бывает только днем.
[ ], (какой ).
(СПП с придаточным определительным).
(2) Отец потребовал, чтобы я ехал с ним.
[ ],(чтобы ).
(СПП с придаточным изъяснительным).
(3) Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
(ССП).
[ ], и [ ].
Теоретический диктант
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных:
№
Предложение
Вид придаточного
1
При раскопках в Новгороде обнаружены сотни берестяных грамот, на которых писали костяной палочкой.
определительное
2
Предупреждаю Вас, что фельетон будет выслан мною не сегодня в воскресенье, а завтра, в понедельник.
изъяснительное
3
Полку было приказано выйти к самой реке, с тем чтобы ночью форсировать ее.
обстоятельственное цели
4
Когда дует ветер и рябит воду, то становится и холодно, и скучно, и жутко.
обстоятельственное времени
5
Взгляд и улыбка у него были так приветливы, что сразу располагали в свою пользу.
обстоятельственное образа действия и степени
6
Хоть море покачивает лодку, постараемся достичь Астраханского рейда.
обстоятельственное уступки
7
Писатель, истинно владеющий своим ремеслом, всегда лаконичен, ибо всякая доработка произведения – это, прежде всего, изъятие лишнего.
обстоятельственное причины
8
А старики пускай дерутся, коли им это весело.
обстоятельственное условное
9
Все заглядывали вперед, где качалось и реяло красное знамя.
обстоятельственное места
10
Ветер гудел и качал темноту и небо, так что даже звезды сыпались с него и падали в руки кому-то далекому.
обстоятельственное следствия
11
Индейский петух, подняв голову и озираясь вокруг, неистово выругался по-своему, точно сердитый командир оборвал всю команду на ученье за беспорядок.
обстоятельственное сравнения
«Придаточные предложения причины»
Союзы: ибо, так как, потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, тем более что, благо, как, затем что.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений причины:
(1) Вечером гости уехали потому что в доме нйгде было поместиться. (2) Птенцы долго не откликались на мой свист оттого что я свистел недостаточно естественно. (3) Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за его осушку. (4) Нужно новые слова создавать так как появились у нас новые понятия. (5) Создать язык невозможно потому что его творит народ. (6) Левинсон потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в другое место. (7) Со Швабриным встречался редко вследствие того что замечал в нем скрытую неприязнь. (8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно посещался.
Ключ:
(1) Вечером гости уехали, потому что в доме нйгде было поместиться. (2) Птенцы долго не откликались на мой свист, оттого что я свистел недостаточно естественно. (3) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку. (4) Нужно новые слова создавать, так как появились у нас новые понятия. (5) Создать язык невозможно, потому что его творит народ. (6) Левинсон потерял связь с другими отрядами, оттого что забрался в другое место. (7) Со Швабриным встречался редко, вследствие того что замечал в нем скрытую неприязнь. (8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными причины; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
(1) Простота – качество, которое я желаю приобрести больше всех других.
(СПП с придаточным определительным).
(2) Ты, спутник, скажи мне, кто ты.
(СПП с придаточным изъяснительным).
(3) Мы постарались собрать побольше дров, так как в них здесь не было недостатка.
(СПП с обстоятельственным придаточным причины).
(4) Мой дом везде, где есть небесный свод.
(СПП с придаточным места).
(5) В силу того что были сильные дожди, в колхозе не приступили к уборке сена.
(СПП с обстоятельственным придаточным причины).
(6) Я так ушел в свои думы, что позабыл цель своего прихода.
(СПП с придаточным меры и степени).
(7) Так как на завтра выступление было назначено до восхода солнца, после ужина все рано легли спать.
(СПП с обстоятельственным придаточным причины).
(8) Сквозь ночную тьму, словно чьи-то недремлющие очи, пламенеют сигнальные огни на кораблях.
(СПП с придаточным сравнения).
(9) Когда угроза смертельной катастрофы уйдет в прошлое, мир восторжествует на всей планете.
(СПП с придаточным времени).
(10) Флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, чтобы не наскочить на мины.
(СПП с придаточным цели).
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
+
+
Упражнение № 156.
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) С улицы доносился шум, какой бывает только днем. (2) Отец потребовал, чтобы я ехал с ним. (3) Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений причины:
(1) Вечером гости уехали потому что в доме нйгде было поместиться. (2) Птенцы долго не откликались на мой свист оттого что я свистел недостаточно естественно. (3) Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за его осушку. (4) Нужно новые слова создавать так как появились у нас новые понятия. (5) Создать язык невозможно потому что его творит народ. (6) Левинсон потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в другое место. (7) Со Швабриным встречался редко вследствие того что замечал в нем скрытую неприязнь. (8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно посещался.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными причины; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) С улицы доносился шум, какой бывает только днем. (2) Отец потребовал, чтобы я ехал с ним. (3) Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений причины:
(1) Вечером гости уехали потому что в доме нйгде было поместиться. (2) Птенцы долго не откликались на мой свист оттого что я свистел недостаточно естественно. (3) Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за его осушку. (4) Нужно новые слова создавать так как появились у нас новые понятия. (5) Создать язык невозможно потому что его творит народ. (6) Левинсон потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в другое место. (7) Со Швабриным встречался редко вследствие того что замечал в нем скрытую неприязнь. (8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно посещался.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными причины; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) С улицы доносился шум, какой бывает только днем. (2) Отец потребовал, чтобы я ехал с ним. (3) Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений причины:
(1) Вечером гости уехали потому что в доме нйгде было поместиться. (2) Птенцы долго не откликались на мой свист оттого что я свистел недостаточно естественно. (3) Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за его осушку. (4) Нужно новые слова создавать так как появились у нас новые понятия. (5) Создать язык невозможно потому что его творит народ. (6) Левинсон потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в другое место. (7) Со Швабриным встречался редко вследствие того что замечал в нем скрытую неприязнь. (8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно посещался.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными причины; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) С улицы доносился шум, какой бывает только днем. (2) Отец потребовал, чтобы я ехал с ним. (3) Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений причины:
(1) Вечером гости уехали потому что в доме нйгде было поместиться. (2) Птенцы долго не откликались на мой свист оттого что я свистел недостаточно естественно. (3) Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за его осушку. (4) Нужно новые слова создавать так как появились у нас новые понятия. (5) Создать язык невозможно потому что его творит народ. (6) Левинсон потерял связь с другими отрядами оттого что забрался в другое место. (7) Со Швабриным встречался редко вследствие того что замечал в нем скрытую неприязнь. (8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно посещался.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными причины; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15