Открытый урок по географии в 6-м классе Движение воды в океане
Открытый урок по географии в 6-м классе "Движение воды в океане"
Карасева Татьяна Андреевна , учитель географии
Цели и задачи:
Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.
Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
Электронное пособие по УМК «География. Планета Земля».
Карта полушарий (физическая).
Атласы.
Карточки для рефлексии урока.
Задания для «Географических исследований»
Содержание урока:
Организация работы на уроке /раздача карточек/
«Рефлексия и оценочная деятельность на уроке»
Фамилия, имя ученика _______________________________________________
тестирование опорный конспект сообщения «Географические исследования» Итоги за урок
10 баллов – 4 балла – 1 балл – 3 балла – 18 баллов –
Критерий оценки:
«5» - 16-18 баллов«4» - 13-15 баллов«3» - 9-12 баллов
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан
Тестирование по домашнему заданию
Самый большой океан:Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический
Наибольшие глубины характерны для океана:Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического
Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:окраинное, материковое, межостровное, внутреннееК окраинным морям не относится:Карское, Балтийское, Северное, Аравийское
Средняя солёность вод Мирового океана составляет:28‰, 35‰, 37‰, 42‰
Средняя температура поверхностных вод океана равна:+4º, +17º, +10º, +20º
какие океаны соединяются проливом Дрейка:Северный Ледовитый и ТихийАтлантический и ИндийскийАтлантический и ТихийИндийский и Тихий
Марианская впадина является частью:Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана
Гвинейский залив омывает:Евразию, Австралию, Африку, Южную Америку
Самый крупный остров Земли:Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин
Проверка тестирования и запись результатов в карточку
Изучение нового материала:- какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?/температура и солёность/- о чём мы сегодня узнаем?/читают стр.74 «Вы узнаете»- и так тема нашего урока: «Движение воды в океане» - зачитывают детиУчитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действияПриложениеПо ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу
слайд №2
Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайда №3 (рис3)...Клокочет, бушует, волнуется мореСердито и грозно, седые валыКак вихри летают на буйном простореИ силятся сдвинуть крутые скалы.Смотрите, смотрите - как грудью, могучейОни, разъяренные бьют в берега!Но вот на средину отхлынули тучей,Как будто заслышав призванье врага.Как будто меж ними затеялась ссора -Ревут ураганом, громами гремят,Понять невозможно их чудного хора,Но, кажется, что-то они говорят…Учитель: Так что же такое «Волна»?
Понятие - «Волна» - чтение с доски (эл.учебник)
Строение волны – видео-слайд №4 (рис3), Р-слайд №5, Геофокус - (эл. учебник)
Разновидности волн- ветровые волны (штиль, шторм) - слайд №6 (рис.4,5) + Ф(слайд - шоу эл.учебника)
Причины их образования (переменные ветры)
Высота волн - (работа с текстом стр.74)
Описание цунами - чтение наизусть отрывка
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?Дети: - цунамиПонятие «цунами» чтение с доски (эл. учебник)
Причины образования волн цунами ( сообщение) + слайд - Р (эл.учебник)Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.
География волн цунами –карта «Землетрясения» стр.22
Последствия цунами - Ф (слайд-шоу эл. учебник) (до и после цунами)
Сообщение - В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через…150 лет после катастрофы, в 1935 году.
Учитель: О каком виде движения воды говорилось в сообщении?- Океанические течения
Понятие - зачитывают в учебнике на стр.75
Причины образования - объясняет учитель (постоянные ветры)слайд №7
Виды течений (теплые и холодные)
География и закономерности размещения тёплых и холодных течений(холодные от полюсов, теплые от экватора)учитель дополняет об отклонениях течений в северном и южном полушарияхК (эл. учебник)- «Поверхностные течения» и атлас стр.14-15
«Мои географические исследования» стр.75 работа с картами в группах по заданию учителя: слайд №8
Первая группаА) Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры,и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42º ш. 173º з. У остр…Нов…
Вторая группаБ) В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ
Третья группаВ) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабльна 36º с.ш. и 50º з.д. 1.Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.2.Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.
Четвертая группаГ) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Как можно объяснить её образование?
Значение течений - влияние на климат - зачитать в учебнике – стр.75Учитель: Следующий вид движения воды в океане - Приливы и отливы слайд №9 (рис.6,7)
Понятие – Р (эл.учебник)
Причины образования - зачитать в учебнике стр. 75
Высота приливов - К (эл.учебник), Блокнот – эл.учебникИспользование приливов и отливов
Учитель: Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?
Проверим результаты работы по видам движения воды в океане – запись результатов в карточку (2ответа - 1 балл)- на слайде опорный конспект с правильными ответами слайд №10
Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
Подведение итогов за урокПоднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»
Домашнее заданиеСоставить словарь терминов по теме «Движение воды в океане» слайд №11
Приложения к конспекту урока «Движение воды в океане»
Рис.1 рис.2 рис.3
Рис.4 рис.5
Рис.6 рис.7