Эссе Какой должна быть сила педагога



КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИЛА ДУХА ПЕДАГОГА?

Падалко Ольга Алексеевна
Преподаватель социально-педагогических дисциплин


Должен ли педагог, обучающий молодое поколение, быть сильным? Бесспорно. Если педагог слаб, молодое поколение не примет его по принципу выживания: слабое погибает. Поэтому молодость не любит слабость. Но что есть педагогическая сила? И какой должна быть сила духа педагога?
Шалва Амонашвили в книге «Почему не прожить нам жизнь героями духа» обращается к учителям с призывом: «Коллеги! Мы рождены быть героями Духа». Иначе говоря, сила духа педагога - сила морально - знаниевая.
Преподавание в колледже – это работа с группой студентов и одновременно с системным образованием, которое готовится избрать лидера, вожака.
Академическая группа – сложная система во всех отношениях и прежде всего потому, что состоит из множества считающих себя взрослыми личностей. Но если личности, значит, со своим мировоззрением, со своим внутренним видением окружающего мира. Вот приблизительный пример. Два человека смотрели через тюремную решетку. Один увидел грязь, другой увидел звёзды.
И так каждый студент приходит со своей внутренней моделью внешнего мира, но и у каждого педагога своя внутренняя модель внешнего мира. И начинают они выстраивать новую теперь уже общую внутреннюю модель на базе модели образовательной среды. Конечно, определяющее слово здесь должно быть за педагогом.
Как узнать, что будет наиболее конструктивным для вверенной педагогу группы студентов?
Чтобы образовательный процесс был полноценным, педагог должен постараться построить педагогическое взаимодействие так, чтобы молодая формирующаяся личность понимала, что ей жизненно необходимо:
- найти и развивать свое «Я», минимизировав влияние Эго;
- заботиться о своем потомстве, так как это продолжение рода;
- заботиться о группе, семье, городе;
- знать, что она клеточка единого организма по имени «Человечества».
Если это будет осознавать каждый, мир будет жить, функционировать и развиваться на радость всем.
Но, каким, же должен быть педагог, чтобы на этапе становления и развития группы как системы, он смог сформировать у каждого студента стойкий интерес не только к получению максимума знаний, но и мотивы саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими?
Какими личными, духовными и нравственными качествами он должен обладать? Для этого мы обращаемся к педагогическому опыту Святителя Феофана Затворника, в своей воспитательной деятельности он придавал огромное значение нравственному воздействию на учеников, признавал плодотворным только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце: «Полюбите детей, и они вас полюбят Растворяй строгость кротостью. Старайся любовью заслужить любовь».
Рассматривая преподавательскую деятельность Святого праведного Ионна Кронштадтского, на его примере можно утверждать, что любой педагог, должен осознать, что самое важное на уроках – это «горение», а не пересказывание учебника.
Священномученик Фаддей (Успенский), рассуждая о личности учителя, говорил, о том, что, прежде чем воздействовать на душу учеников, самому учителю следует иметь такие качества, которые он хочет воспитать в учениках. Поэтому громадное значение в учебно-воспитательном деле, по его мнению, играет личность учителя. Среди главных его качеств он называл добросовестность, терпение, справедливость, приветливость, любовь к детям.
К.Д. Ушинский в своих трудах немало внимания уделял системе подготовки учителя, делая акцент, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. К.Д. Ушинский писал: «Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить, ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
Современный педагог, обучающий будущего учителя начальных классов и воспитателя детей дошкольного возраста для управления педагогическим процессом в колледже должен быть одновременно координатором и «локомотивом». Локомотив – тяговая машина для передвижения поездов по рельсам и поэтому педагогу необходимо суметь стать для студентов лидером ведущий в информационный поток будущей профессии и вожаком, так как это уже поток энергетический, тогда он сможет повести вверенную ему группу в нужном направлении.
Для этого педагог, по мнению Льва Моисеевича Фридмана может выбрать два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.
Первый путь, «снизу вверх» состоит в создании таких условий, такой организации деятельности обучающихся, которые ведут к формированию у них мотивации достижения успеха. Педагог, опираясь на уже имеющиеся у студентов потребности, организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства обучающиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность – в самой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. Это означает, что педагог, постепенно формирует уверенность у студента в собственных силах и возможностях, а студент сам просит давать ему новые задачи повышенной трудности.
Второй путь, «сверху вниз» заключается в усвоении студентом предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам студент должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренние принятые и реально действующие.
Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует студент, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда студент видит и осознает, что окружающие его сокурсники, педагог относятся к объекту (например, к дню толерантности, дню матери или) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и у него возникает особое отношение к этому объекту как некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.
Значит, только сильный духом педагог может стать лидером студенческого коллектива – не только формальным, в связи с должностью, а настоящим – по своей природе. Формальным и неформальным лидером – в одном лице и обязательно уметь работать на опережение ситуации. Формальное лидерство дается должностью, неформальное – завоевывается личностью.

Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе. М., 1939, с.15-16.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15