Урок русского языка Учить не мыслям, а мыслить ( 5-6 класс)

Учить не мыслям, а мыслить

«Учить не мыслям, а мыслить»
Иммануил Кант
В начале урока звучит песня «Улыбка».
Учитель: После этой песни так хочется подарить улыбку окружающим. Улыбнитесь друг другу.
Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Постарайтесь сегодня постичь истину – «добру откроется сердце».
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.

Учитель: Ребята, прочитайте высказывание, которое принадлежит известному европейскому философу И.Канту. Как вы понимаете эти слова? Кто скажет, о чём мы сегодня будем с вами говорить?

(Ответы учеников) Получается. Что главное не чужие мысли, а то, что мы сами думаем.

Учитель: Конечно, чужие мысли мы запоминаем, можем их знать, но ведь главное - самому научиться мыслить, иметь свою позицию. Свой взгляд на окружающее. И ещё с одним высказыванием мне хотелось бы поделиться с вами. «Главное в школе - не память загружать, а душу воспитывать». Это сказал философ и писатель Сенека две тысячи лет назад.
В курсе русского языка есть раздел Культура письменной речи. Как вы понимаете значение этого названия?
(Ответы детей)
- Слово «культура» состоит из двух частей: культ +ура. Культ-поклонение. А ура -сокращённое «аура», что значит «свет»
Учитель пишет на доске:
Культура письменной Речи Поклонение Свету Слова
-Можно ли между этими предложениями поставить знак равенства?
Учитель: Я с вами согласна. Уточним ещё один вопрос: какой свет может нести Слово?
(Ответы детей)
-Свет Слова - это добро, любовь, благодать, истина, которые заложены в нём, и каждый человек может озвучить их в своей речи, и тогда она станет прекрасной, благородной, чистой. Именно над этим ваши учителя работают с вами на каждом уроке.

А сейчас я попрошу вас разделиться на три группы. У меня жетоны трёх разных цветов. Выбираем жетон и распределяемся в группы по цвету жетона. Каждая группа получит изречение, которому нужно дать толкование.
Изречение для 1 группы. В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других.

(Делай своё дело и не гонись за наградой; совершай добрые дела так, а не ради того, чтобы тебя хвалили и награждали)

Изречение для 2 группы. Благородный человек ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.

(Когда ты допускаёшь какую-нибудь ошибку, надо искать причину в себе, а не в других. А тот, кто этого не понимает, всегда винит в своих ошибках других, но только не себя.)

Изречение для 3 группы. На узкой тропинке придержи шаги дай пройти путнику, идущему навстречу. За едой возьми себе третью часть, остальное отдай ближнему. Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом мире.
(В этом изречении говорится о том, что человек должен думать не только о себе, но и о тех, кто окружает его, уметь сочувствовать и помогать другому. Потому на узкой тропинке лучше пропустить встречного, чем грубо проталкиваться самому, или за столом не жадничать, а брать столько, чтобы и другим хватило.)
(Ребята по очереди объясняют смысл изречений)

Учитель: Ребята, как хорошо вы мыслите, что, наверное, сможете догадаться и сами закончите пословицы, которые я сейчас вам раздам.
Каждая группа получает пословицы:
Нож не точить – заржавеет, человеку не учиться - (поглупеет).
Не знать – не страшно, страшно – не (хотеть знать).
Хороший человек никого не боится, плохой человек боится (каждого).
Физкультминутка:
Ребята у меня в руках книга «Правила культурного поведения», только вот сюда по ошибке попали правила из книги «Вредные советы». Помогите мне разобраться. Если я прочту правило культурного поведения – вы хлопайте в ладоши, а если вредный совет – топайте ногами.
- Вовсе не обязательно здороваться со всеми каждый день.
- Нельзя перебивать взрослых.
- Никогда не обижайте малышей.
- По школьному коридору можно только бегать.
- Опоздав на урок нужно сказать «Извините, можно войти?».
- В автобусе нужно уступать место старшим.
- Нужно всегда соблюдать правила культурного поведения

Учитель: Отдохнули, а теперь послушайте небольшое сообщение об одном человеке-долгожителе. Будьте внимательны, так как я прочитаю текст не до конца, главное – вам предстоит додумать и досказать самим. Настройтесь слушать.
«Высоко в горах жил человек, которому исполнилось 168 лет. Весть о нём разнеслась далеко за пределы его края и страны. Однажды долгожителя посетили иностранные гости, чтобы воочию увидеть столь удивительного человека и порасспросить его.
- Откройте нам тайну, - обратились они к горцу, - как Вы дожили до такого преклонного возраста да ещё сохранили ясный ум и прекрасную память?
Учитель: - Представьте, что каждый из вас - тот долгожитель, которого спрашивают гости. Как вы ответите?
(Варианты ответов детей)
Учитель: - В ваших ответах звучали примерно те же мысли, что и в словах долгожителя. Послушаем, что он сказал гостям. (Чтение текста до конца).
Долгожитель ответил: «Всю жизнь я дышал свежим воздухом, пил родниковую воду, кислое молоко, не пьянствовал, не курил. Часто и надолго уходил в горы, но самое главное – трудился и никогда никому не завидовал.
Учитель: - Вы согласны с мнением долгожителя?
- Последнее, что сказал долгожитель, то, что он никогда никому не завидовал. А что такое зависть? (Ответы детей).
- Я согласна с вами. Зависть – нежелательное человеческое качество, которое может «загрызть» душу самого носителя этого качества.
- А теперь назовите хорошие качества человека. Диктуйте эти слова, а я напишу их на доске. Давайте запомним эти слова и постараемся в жизни приобрести только хорошие качества.

Учитель: Пришли ученики к своему учителю и спросили:
- Есть ли на свете слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, чтобы быть счастливым?
Мудрец подумал и ответил:
-Это взаимность. Чего себе не желаешь, того не делай другим.
- Как вы понимаете слово взаимность?
(Взаимность- действие, которое порождает отклик в другом и становится действием двух.)
-Подберём слова с корнем взаимо-( взаимосогласие, взаимодействие, взаимообязанность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимосвязь, взаимоотношение).
- Ребята, вы почувствовали, какие интересные слова мы с вами образовали? Давайте объясним значения некоторых слов.

- Сейчас я хочу попросить вас нарисовать растение, которое росло среди чистых слов и, наоборот – среди грубых, бранных слов.
Ребята демонстрируют свои рисунки.
Учитель: - Почему именно таким вы видите растение?
Учитель: Каждый из вас может провести научный эксперимент и проверить, как хорошие слова влияют на растения. Возьмите два комнатных растения, например, фиалки. И поставьте их на разные подоконники. Договоритесь с родными, что за цветами будете ухаживать только вы. Одной фиалке говорите, какая она красавица, и как все обрадуются, когда она зацветёт. Другой фиалке не уделяйте большого внимания, не говорите ей хороших слов. Через две недели вы увидите разницу: цветок, которому вы говорили добрые, ласковые слова, будет лучше расти и даже может зацвести раньше времени в отличие от другого растения.

( На доске прикреплен ватман с нарисованной на нём поляной с цветами).
Учитель приглашает учеников подойти к цветочной поляне и в каждый цветок вписать доброе чистое слово.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Закройте глаза, прокрутите в своём воображении всё, что было на уроке, что вам запомнилось, что вас удивило или порадовало. Подумайте, какой вывод можно сделать из нашего урока?
(Ответы детей).
Учитель: - А свой итог-вывод мне хотелось бы высказать с помощью одной мудрости: « Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». Т.о., что в моём сердце, в душе, то и выходит наружу, проявляется. Поэтому воспитывайте, упражняйте свою душу и держите её в чистоте. Всем спасибо за работу, до свидания!



ђ Заголовок 115