Статья. Основы безопасности жизнедеятельности как системообразующий предмет


ОБЖ как системообразующий предмет.
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.,
учитель высшей категории МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51», Ветеран труда
Главная задача школы
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Каким должно быть образование?
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать, и осваивать новое, быть открытыми, способными выражать свои мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Несмотря на учебники по ОБЖ, появившиеся в последнее время, курс ОБЖ напоминает тяжеловесный состав странного свойства. Этот паровоз везет и уголь, и цистерны с мазутом, и танки, и пассажиров-детей в страну безопасности жизнедеятельности. В этой стране изучают и Гражданскую оборону, и военную подготовку, и систему РСЧС, и основы медицинский знаний, и основы здорового образа жизни (раздел валеологии). Сюда еще просятся противопожарная безопасность и крайне необходимые для городов раздел БЖД.
Курс ОБЖ не систематизирован и явно перегружен. Заметьте, ведь я еще не назвал темы, которые органично входят в предмет ОБЖ и составляют фактически его основу. Это-чрезвычайные ситуации различного локального характера. Явно заметна и тенденция к новому преобразованию дисциплины. От бывшей БЖД (безопасность жизнедеятельности детей), через ОБЖ и ОБЖО (основы безопасной жизнедеятельности общества).
При этом выпускники школ, как правило, не имеют целостных знаний по ОБЖ. Многие из них даже не умеют толком объяснить, что это за предмет. Вместе с тем дети интуитивно чувствуют, что он им очень нужен.
Известно, что ОБЖ тесно связаны с наукой о здоровье, с валеологией. Но какая это связь? Валеология и ОБЖ? Что куда входит? А может, они только частично перекрывают друг друга? Этот вопрос висит в воздухе и пока не имеет решения именно, потому, что до сих пор не определены границы ОБЖ: что именно она изучает?
По моему мнению, есть два пути понимания этого предмета.
Первый путь. Понимать ОБЖ как проблему выживаемости и отдельного человека и человечества в целом. Тогда становится понятной масштабность и грандиозность проблем, поднимаемых ею. В таком понимании ОБЖ поглощает и другие смежные с ней дисциплины. И на этом пути возможна интеграция курса ОБЖ со смежными науками.
Второй путь. Это учить детей, как вести себя в экстремальных ситуациях, пограничных стрессовых условиях, которые, к счастью, не всегда присутствуют, но к которым надо быть готовым. Так видят ОБЖ большинство авторов учебников и так сейчас учат этому предмету в школе.
Интегрировать ОБЖ необходимо в тех разделах, которые касаются проблем здоровья и выживания человека. Вопрос, как интегрировать, рассматривать сейчас не будем. Это вопрос будущего. А вот вопрос, зачем интегрировать, нас, вероятно, касается, и его нельзя обойти.
По моему убеждению, мы должны знать, чему мы учим наших детей. В том смысле, какими они (а не кем) они должны стать в недалеком будущем. И здесь встает вопрос об интеграции курса ОБЖ со смежными дисциплинами (валеология, акмеология, экология), а также основы обороны государства.
Одной из фундаментальных задач школы является формирование у учащихся целостного взгляда на мир как на единое взаимосвязанное целое, умение видеть и понимать глобальные проблемы современности и способы их решения. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношения к миру.
На мой взгляд, курс ОБЖ должен органично влиться в спектр гуманитарных дисциплин (гуманистически направленных), чтобы воспитывать человеческое в человеке.Что под этим следует понимать?
Первое. Не быть источником опасности для другого человека, и, в первую очередь, для самого себя. Это фактор нравственной оценки воспитания личности.
Второе. Знать, что твоя свобода, твои интересы взаимосвязаны с действиями других, окружающих тебя людей. Поэтому человек должен быть ответственным за свое поведение в любой момент социального контакта.
Третье. Предвидеть опасность, избегать ее и быть готовым к активным действиям в случае невозможности предотвращения опасности. Это действующий фактор в нынешнем курсе ОБЖ.
Факторы «первое» и «второе» - это сфера валеологии. «Третий» фактор-сфера экологии и ОБЖ. Есть еще «четвертый» фактор, касающийся сферы акмеологии. Акмеология (от «акме») -новое научное направление, посвященное всестороннему исследованию творческого потенциала личности.
По мнению ученых, среди различных систем совершенствования жизнедеятельности личности особое место занимает система совершенствования нравственных устоев и интегральной безопасности жизнедеятельности (ИБЖ). Она занимает особое место в системе валеологической поддержки, так как именно она повышает устойчивость личности к действию соблазнительных, но вредных для здоровья факторов.
Система обосабливает чувства опасности, но вызывает не тревогу, а рациональное поведение в различных опасных для жизни ситуациях. Особенно важна роль ИБЖ в случаях, где есть возможность получить наслаждение, например, неумеренное сексуальное поведение, азартные игры, злоупотребление алкоголем или прием наркотиков и так далее. Человек с развитой и сильной системой ИБЖ может поступать правильно для сохранения своего здоровья и здоровья близких.
Развитие курса ОБЖ - задача сегодняшнего дня
О концепции развития курса ОБЖ
Основная идея новой концепции заключается в необходимости развития имеющегося курса ОБЖ и охвата с единых позиций, на базе системного подхода проблем безопасности человека во всех сферах его жизни и жизнедеятельности. Разработанные в курсе на настоящий момент материалы по индивидуальной безопасности (здоровому образу жизни, принципам и правилам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях), а также воинской обязанности, считается прочным основанием для этого развития.
Исключительно важно для определения места обновляемого курса ОБЖ в общем образовании выделить основные особенности новой концепции:
Во-первых, направленность на непосредственное обеспечение коренной потребности человека в безопасности (на что, в конечном счете, всегда были направлены жизнедеятельность и прогресс общества) в небывалых условиях постиндустриальной эпохи: преобразовательная жизнедеятельность достигла пределов роста, вынужденный переход цивилизации к устойчивому развитию (ноосфере) сопровождается неизбежной стабилизацией численности населения планеты, то - есть если не абсолютным, то наверняка относительным уменьшением этой численности.
Во-вторых, нацеленность на результативное опережение общим образованием динамики мировых процессов в XXI веке, стремительно развивающихся в опаснейшем для человека направлении, о чем свидетельствуют как научные прогнозы, так и реальная действительность.
Уже начавшееся изменение условий жизни человека, ведущее фактически к уменьшению уровня безопасности общества и личности, будет носить характер «скачка» (в течение столетий) улучшению условий и повышению уровня безопасности человека в процессе индустриального развития цивилизации.
От общего образования во много зависят принципы и характер жизнедеятельности каждого человека и общества в ближайшем будущем, а с ними одна из двух возможностей:
не знать или не осознавать возникших реальных проблем безопасности жизнедеятельности и жить, как прежде; в этом случае мы не сможем избежать катастроф для нашего народа, для человечества в целом, а значит, для каждого жителя планеты;
узнав о проблемах, посчитать себя не в силах их решить, не в силах изменить принципы и характер своей жизнедеятельности; результатом, очевидно, будут те же катастрофы.
Концепция преподавания курса ОБЖ в школе
Курс ОБЖ как интегрированный курс о человеке, его здоровье, жизнедеятельности.
Образование в области охраны и укрепления здоровья.
Совместные усилия школы, семьи и общественности, направленные на укрепление здоровья и формирование личности безопасного типа.
Создание и обеспечение здорового психологического климата в работе с учащимися.
Формирование навыков в оценке чрезвычайных и экстремальных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Воспитание у учащихся психологической готовности к действиям в ЧС и ЭС в школе и дома.
Формирование практических навыков в применении средств индивидуальной защиты и в умении оказывать неотложную медицинскую помощь и самопомощь в ЧС природного, техногенного и террористического характера.
Военно-патриотическое воспитание школьников. Формирование у учащихся любви к Родине-Российской Федерации, Государственному Флагу РФ, Государственному Гимну России, Вооруженным Силам РФ.
Образование в области строительства Вооруженных Сил РФ, прав и обязанностей, военнослужащих Вооруженных Сил РФ.