Конспект урока по истории России на тему Власть и церковь. Церковный раскол (7 класс)


Тема урока «Власть и церковь. Церковный раскол»

Тип урока: урок изучения нового.
Класс: 7

Цель: (учителя) осветить проблемы в отношениях между церковью и государством. Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.
Цель ученика: сформирует представления об отношениях между церковью и государством в 1653- 1667 гг, выявит причины и последствия церковного раскола, осмыслит понятия РАСКОЛ, СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Задачи: Путём анализа исторических источников охарактеризовать влияние личностей патриархов Филарета и Никона на церковную жизнь и культуру России XVII века; причины и последствия церковного раскола; сделать выводы о влиянии церковной реформы на укрепление самодержавия.

В результате урока учащийся: создаст логическую цепочку событий; составит таблицу «Характеристика деятельности патриархов»

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; беседа; анализ; обобщение.

Формы обучения: общеклассная, групповая, индивидуальная
Технология: проблемного обучения

Основные понятия и термины: Раскол, старообрядчество

Основные даты: 1653-1655 – начало церковной реформы патриарха Никона.
1666-1667 – Церковный Собор.

Образовательные ресурсы: Интерактивная доска, интернет, таймлайн, презентация урока, учебник Данилов А.А. История России в XVII – XVIII веках. – М.: Просвещение, 2013, исторические документы



Ход урока

Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Привлечение внимания учащихся:

Учитель. Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите ж шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!

Актуализация опорных знаний учащихся
Фронтальная беседа.(сл.3)

Вопросы для повторения:
1.Каковы причины Смутного времени?
2.Какую роль сыграла русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?
3.Как строились взаимоотношения Михаила Романова и патриарха Филарета?
Учитель. Религиозные верования и обряды составляли важную сторону духовной и культурной жизни общества. Православная церковь соблюдала авторитет светской власти, а та, в свою очередь, опиралась на поддержку духовенства.
Постепенно в государственном правлении наводился порядок, выстраивалась линия власти. А в русской православной церкви оставался ряд нерешённых проблем.
Давайте обратимся к репродукции картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (сл. 4)

Вопросы по картине: Как вы думаете, что произошло с боярыней? Почему ее руки закованы в кандалы? Почему одни люди смеются, другие плачут? Какие исторические события легли в основу сюжета картины?
(Ответы учеников) Церковный раскол СЛОВА СПИНОЗЫ «Не плакать, не смеяться, а понимать»
Сообщение учителем темы урока (запись в тетрадь) (сл.5)
? Определите из темы, что вы будете изучать на уроке? (Вопрос для учащихся). Постановка целей урока совместно с учащимися.


(сл.7) ВНИМАНИЕ! Проблемный вопрос: могла ли Русская православная церковь избежать церковного раскола?

Усвоение новых знаний
(Показ слайда «Положение православной церкви после Смуты» (сл. 8)
Учитель. В России XVII в. главой православной церкви был патриарх Московский и всея Руси, которого избирали на церковных соборах, советуясь с царём.
Объяснение учителем схемы из слайда: доходы церкви, задачи церкви.
? Какой вывод мы можем сделать, отвечая на вопрос: какое положение занимала православная церковь в государстве? Ответы учащихся. (Церковь упрочила своё положение после Смуты).

Звучит музыка М.Мусорского «Рассвет на Москве-реке».
? ВОПРОС: Что передаёт нам эта музыка?
Ответы учащихся. В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро, и, наверное, каждому казалось, что так будет вечно: и колокола, и купола, и чудесный перезвон

Учитель: Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей поддержала Лжедмитрия I. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви. По окончании Смуты сан патриарха носил отец Михаила Фёдоровича – Филарет, человек образованный и энергичный.
Давайте обратимся к таймлайну, чтобы познакомиться с патриархом Филаретом (сл.9)
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – определить из сообщения:
- качества личности;
- деятельность. Ответы заносить в таблицу (Проверка задания)

Учитель. Другим выдающимся духовным деятелем был патриарх Никон. Работа с таймлайном о патриархе Никоне (сл. 10, 11)
ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ – заполнение второй половины таблицы.
(Проверка задания)

Задание: выделите черты сходства и черты различия в деятельности патриархов Филарета и Никона (сл. 12)

(сл. 13)
Филарет
Никон

Укрепил власть царя. При нём роль церкви выросла.
Стремился получить покровительство над царём. В результате царь стал недолюбливать его. Провёл церковную реформу.


Понятие РЕФОРМА (сл. 14)

Проблемная ситуация. Чем была вызвана необходимость церковной реформы? (сл. 15)
Показ слайда «Причины церковной реформы». Записи в тетради (сл. 16)
Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.
Множество разночтений, ошибок и искажений в церковной литературе.
Острые споры относительно того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов.

Учитель: В 1652 году Никона назначают патриархом. Именно он и провёл церковную реформу.
Вопрос классу: вспомните, когда и каким князем была крещена Русь? А поможет нам в этом физкультминутка «Глухие телефоны» Приложение №1
(В 988 г. Владимиром Святославичем).
Учитель. Со времени принятия христианства греческий богослужебный чин сильно изменился, а многие обряды стали совершаться по-иному. Но Русь стояла на позициях старины. И до самой середины XVII в. не думала о каких-либо переменах в обрядах, обычаях. Но патриарх Никон решительно заменил на новые те старые обряды, которые не совпадали с греческими. Обратимся к вашему учебнику (с.25)
Показ слайда « Церковная реформа патриарха Никона».
Записи в тетрадь.
Вывод: церковная реформа вызвала протест широких слоёв населения и раскол в рядах церковнослужителей. Но созванный в 1654 г. церковный собор одобрил реформу.

Разногласия между церковью и светской властью.
Учитель: Никон был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Но результат этой беседы стал неожиданным для Никона. Произошёл разлад между Никоном и Алексеем Михайловичем. Обратимся к документу Приложение №2. В данном документе даны несколько причин разлада. Прочитайте и выберите самую правдоподобную на ваш взгляд. Объясните свой выбор.
? В чём причина разлада между Никоном и Алексеем Михайловичем? (ответы учеников)
(Самодержавная власть превратилась из сословной в абсолютную. Самодержавная власть уже значительно укрепилась в стране).

Учитель: Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, где стал ждать извинений от царя. Но Алексей Михайлович поступил иначе. Он стал готовить Церковный Собор 1666-1667 гг.
Вывод: Собор 1666-1667 гг. поддержал реформу и проклял всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Но Никона отстранили от власти.
!ПОНЯТИЯ.
Старообрядцы (раскольники) - люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Раскол - религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Показ слайда о старообрядцах. В. Суриков «Боярыня Морозова».
ВНИМАНИЕ! Проблемный вопрос: могла ли Русская православная церковь избежать церковного раскола? (Ответы учащихся).
Ребята, можем мы теперь утверждать, что в России наконец-то воцарят мир и спокойствие? Вы правы, вскорости страну потрясут новые бунты и восстания, ещё более жестокие, чем преследование старообрядцев. Но это темы последующих уроков.

Рефлексия: дать самооценку собственной работе (приём «паучок»).

Домашнее задание: § 7, вопросы на с. 25
На выбор:
дополнить логическую цепочку фактами и примерами.
Составить кроссворд на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»
Смотивированному ученику:
Самостоятельно, используя различные источники, найти материал о главе старообрядческого движения протопопе Аввакуме



















№1.

Физкультминутка «Глухие телефоны»

На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить.

Приложение №2.

«Никон изгнан <.> по заговору, составленному против него придворной знатью. Некоторые сказали, что он оказался первым зачинщиком войны, предпринятой против поляков; другие – что он главный виновник чеканки медных денег, из-за чего многих привел в бедность, а некоторые утверждали, что большой охотник был управлять царским домом единственно только по своей мысли»

Записки священника Севастьяна Главинича




Приложение №3

Характеристика деятельности патриархов

Филарет
Никон

личность
деятельность
личность
деятельность
























13PAGE 15