«Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»
Открытый урок на тему:
«Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»
Преподаватель НФ ЧУ ПО ЮПК:
Пасько В.В.
г. Новомосковск 2015 г.
Cформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
Задачи урока:
Выяснить причины и последствия церковного раскола;
Систематизировать и обобщить знания учащихся о церковном расколе ХVII в.
Познакомить учащихся с биографией протопопа Аввакума.
Познакомить учащихся с биографией патриарха Никона.
Какое же влияние оказало Соборное уложение на развитие Русской православной церкви и государства?
Проанализировать реформы, произошедшие после раскола.
воспитательные:
побудить в детях желание заняться самостоятельно изучением истории;
научить работать с исторической информацией в источниках разного типа;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, развивать навыки устной речи, формировать интеллектуально-активную компетентность посредством активизации различных каналов поступления информации.
Оборудование
компьютер, проектор, мультимедийный экран.
Использованная литература и другие источники:
www.ru.wikipedia.org.
http://blog.filologia.su/post118219301/www.chron.eduhmao.ru/img_7_12_0_2.html.
http://artchive.ru/artists/petr_evgenevich_myasoedovРазвернутый план урока
Организационный этап урока. Взаимное приветствие преподавателя и учащихся; проверка личного состава.
Вводно-мотивационный этап урока. Преподаватель представляет тему урока, объясняет учащимся, как они будут работать на уроке.
Этап освоения нового материала. Лекция.
Работа с историческими источниками.
Работа с репродукциями картин на тему церковного раскола.
Домашнее задание.
Преподаватель: Шел 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…» Что же случилось в Москве? К чему это колокола изменили себе?
Тогда только-только закончился Церковный собор, созванный царем Алексеем Михайловичем якобы для рассмотрения дел насущных, на самом же деле – для устранения ставшему ему ненавистным патриарха Никона. Низложить зарвавшегося патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор.… Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь.
Преподаватель: Итак проанализируем какое же влияние оказало Соборное уложение на развитие Русской православной церкви и государства?
Русская православная церковь тоже играла значительную роль в жизни России. Она, с одной стороны, поддерживала царскую власть, с другой, противостояла ей, и не по маловажным причинам. Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные владения и богатства: церковь пыталась оказать влияние на государственные дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше «священство» или «царство».
Таким образом, в XVII в. церковь обладала значительной властью.
Преподаватель: Почему же в XVII в. произошёл такой факт как раскол церкви?
Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последующий за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств.
Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей древнего благочестия». Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. В соответствии с идеологической теорией «Москва – Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г.
Нововведения Никона коснулись, главным образом, обрядовых предписаний и не затронули основы православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров.
Долгих одиннадцать лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен в земляную тюрьму и затем сожжен заживо.
Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари». Крупным очагом сопротивления никоновских нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676) обороняли монастырь от царских войск.
Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно вело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666–1667 гг. был собран церковный собор, в работе которого приняли участие представители греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако его реформы были сохранены.
Преподаватель: Рассмотрим отдельно содержание реформ:
1.Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятью;
2. земные поклоны заменялись поясными;
3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;
4. иначе стали писать имя Христа - Иисус, вместо старого Исус;
5. «Алиллуйя» стали произносить трижды, а не дважды;
6. для богослужения допускались иконы только греческого письма.
Таким образом, фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь о
Преподаватель: Итак обратимся к историческим источникам отражающим реалии того времени:
Из «Жития» протопопа Аввакума:
«И прочих наших на Москве жарили да пекли…Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю.
Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить…Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать…
Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением Спасителя нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов!»
Вопросы к документу:
Как называется документ и к какому виду источников он относится?
Кем, когда и при каких обстоятельствах он был создан?
Как вы думаете, с какой целью был написан этот документ? Какие идеи автор документа хотел довести до потомков?
Кого и в чем упрекает автор документа?
Каково отношение автора документа к этой реформе? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо?
Могла ли реформа, по мнению автора, привести к положительному результату?
К чему призывает автор документа?
Какой вывод, исходя из документа, можно сделать об отношении в российском обществе к церковной реформе 1654 г.?
Преподаватель :Сейчас мы проанализируем репродукции картин посвящённых теме церковного раскола, по каждой репродукции будут заданы вопросы на которые нам будет необходимо ответить.
1.Репродукция картины С.Д. Милорадовича «Патриарх Никон в Спасских воротах», конец XIX – начало XX вв.
Сергей Дмитриевич Милорадович-(1852-1943)
Вопросы к репродукции картины С.Д. Милорадовича «Патриарх Никон»:
Кем и когда была создана картина? Является ли автор картины современником изображенного события?
Сколько времени прошло между изображенным событием и написанием картины?
Каково место действия изображенного на картине? Как вы это определили?
Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
Как расположены фигуры – поодиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно?
Кто является главным персонажем картины? Чем он известен в истории?
Каким способом автор картины показывает, что именно этот человек – главный персонаж?
Предположите, какой момент жизни главного персонажа изображен на картине? Каким образом художник передает настроение главного персонажа в этот момент?
Что произойдет с главным персонажем этой картины далее, как закончится его жизнь?
Репродукция картины П.Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 г.
Вопросы к репродукции картины П.Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»:
Кем и когда была создана картина? Является ли автор картины современником изображенных событий?
Сколько времени прошло между изображенным событием и написанием картины?
Каково место действия изображенного на картине? Как вы это определили?
Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
Как расположены фигуры – поодиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно?
Кто является главным персонажем картины? Чем он известен в истории?
Какой момент жизни главного персонажа изображен на картине?
Каково отношение изображенных на картине людей к данному событию? С помощью каких средств художник передает это отношение?
Систематизация знаний. Итак, сегодня мы изучили такое явление в истории России, как церковный раскол. Давайте проверим, что вы запомнили.
Какое значение имеет данное событие в истории России XVII века?
К чему привела попытка реформирования церкви?
К каким реформам привёл церковный раскол?
Назовите идеологов церковного раскола
При каком царе произошёл церковный раскол.
В чём причина церковного раскола?
какое влияние оказало Соборное уложение на развитие Русской православной церкви и государства?
Домашнее задание. Дома учащимся необходимо будет (используя интернет, или книги из библиотеки) найти репродукцию картины С.Д. Милорадовича «Черный собор.» и ответить на следующие вопросы:
Вопросы к Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г», 1885 г.:
Кем и когда была создана картина? Является ли автор картины современником изображенных событий?
Сколько времени прошло между изображенным событием и написанием картины?
Каково место действия изображенного на картине? Как вы это определили?
Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
Какое событие изображено на картине? Достоверно ли его, на ваш взгляд, передал автор?
Какими причинами вызвано событие, изображенное на картине?
Каким образом художник передает эмоции людей, изображенных на картине? Какие это эмоции?
Чем закончится изображенное на картине событие?
Самоанализ урока истории
«Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»
Тема урока: «Церковный раскол. Православная церковь в XVII в.»
Тип урока: урок изучения новой темы.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
Перед уроком были поставлены следующие цели и задачи:
-цель: Cформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.Задачи:
- образовательные :
Выяснить причины и последствия церковного раскола;
Систематизировать и обобщить знания учащихся о церковном расколе ХVII в.
Познакомить учащихся с биографией протопопа Аввакума.
Познакомить учащихся с биографией патриарха Никона.
Какое же влияние оказало Соборное уложение на развитие Русской православной церкви и государства?
Проанализировать реформы, произошедшие после раскола.
- воспитательная:
побудить в детях желание заняться самостоятельно изучением истории;
научить работать с исторической информацией в источниках разного типа;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, развивать навыки устной речи, формировать интеллектуально-активную компетентность посредством активизации различных каналов поступления информации.
Цели, поставленные на уроке, реализовала с помощью различных приемов технологии критического мышления, которые оказались наиболее эффективными:
- исследовательский метод (самостоятельная работа с текстом);
- наглядно-иллюстративный метод (презентация картин посвящённых теме церковного раскола);
- здоровье-сберегающее обучение (на уроке менялись виды деятельности, была использована презентация, что позволило исключить утомляемость и перезагрузку учащихся).
Мотивации учебной деятельности способствовали:
- четко поставленные цели урока;
- эмоциональное вступительное слово учителя;
- использование мультимедийных технологий;
- доверительный доброжелательный микроклимат на уроке;
Структура урока выбрана оптимальной для данного типа урока и соответствует стадиям технологии критического мышления:
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Эмоциональный ввод в урок. Мотивация учеников.
3. Стадия осмысления
Изучение нового материала с использованием технологии критического мышления, что предполагало самостоятельную работу с текстом,
4. Стадия рефлексии
Дифференцированное домашнее задание. Подведение итогов урока. Впечатление учеников после урока (руки поднимают те, кому понравился урок).
Психологическая атмосфера урока была комфортной. Положительные эмоции преобладали и у меня и у учащихся. Активность учащихся была высокой. Абсолютно пассивных детей не было. Учащиеся работали с интересом, охотно шли на контакт с преподавателем.
Рефлексия показала, что учащиеся хорошо усвоили тему урока. Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала положительной оценке урока учащимися.
Если говорить о прогнозе результатов, я считаю, что знания, умения, навыки, полученные на уроке, будут способствовать лучшему усвоению материала на следующих уроках.
На случай непредвиденной ситуации были разработаны «запасные ходы»:
- наводящие вопросы;
- дополнительные задания и историческая задача «Определи сколько лет...».
Выводы
На мой взгляд, данный урок способствовал:
- формированию целостного представления о таком явлении Русской истории, как церковный раскол;
- развитию познавательной активности учащихся;
-формированию интеллектуально-активной компетентности посредством активизации различных каналов поступления информации;
- развитию рефлексии.
Эффективность достижения целей урока соответствует оптимальному уровню.
Цель достигнута задачи выполнены.
Преподаватель Пасько В.В.