На зарядку, на зарядку — становись!

Степанова Татьяна Михайловна,
учитель физической культуры,
РГОУ «Черногорская
специальная (коррекционная)
школа-интернат
Республика Хакасия,
ул. Дзержинского, 16,
+7 (39031) 2-17-20,
School _19_052_ int @ mail. Ru,
+7 (39031) 6-19-25 (д),
+7 923 595 75 56 (с).


На зарядку, на зарядку - становись!

Привыкаю я к порядку,
Утром делаю зарядку,

Потому что нам даёт
Миг зарядки – жизни год!
Я работаю в специальной коррекционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с нарушениями двигательной сферы. Поэтому важную роль для коррекции психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры. Они являются составной частью всей системы работы с детьми. В программу включены следующие разделы: гимнастика, спортивные игры (подвижные игры), лёгкая атлетика, лыжная подготовка (коньки). Наши дети умеют играть в баскетбол, волейбол, футбол, хорошо катаются на коньках. Всему этому я их учу на уроках. Также дети получают знания о режиме дня, о личной гигиене, о предупреждении травматизма, об осанке, об утренней гигиенической гимнастике (зарядке).
Очень часто приходится сталкиваться в жизни с ситуациями, когда приходится вынужденно или умышленно нарушать правила и нормы поведения, внушаемые нам как аксиомы с младенчества. «Мойте руки перед едой!» - любимый лозунг, знакомый ещё с детского сада. Заставляли – все мыли, повзрослели – начали пренебрегать.
«Переходите улицу только на зелёный сигнал светофора!» - это уже серьёзнее. Но, а если нет машин на дороге? Зачем нам ждать зелёный свет. Можно и перейти.
Можно ещё долго цитировать давно приевшиеся лозунги, над смыслом которых мы не всегда спешим задуматься, хотя они вполне этого заслуживают. Мне хотелось бы более детально рассмотреть такой призыв: «На зарядку, на зарядку - становись!».
«Господи, кошмар какой-то!» - реакция большинства людей, прочитавших эту статью. Какая там зарядка после отбоя за полночь, когда каждая после рёва будильника минута кажется райской и так тяжко расставаться с тёплым одеялом и мягкой подушкой, прижатой к щеке!.. Моя профессия обязывает разговаривать с моими учениками и объяснять о той самой «Утренней Гигиенической Гимнастике». Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики.
Она помогает решить сразу несколько задач. Основная – проснуться!
Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание замедлено, обмен веществ понижен. В момент пробуждения не хочется резко двигаться, появляется желание потянуться, глубоко вздохнуть. Все органы не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в работу, необходимо выполнить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, которую часто называют зарядкой. Несколько выполненных упражнений заряжают человека энергией и бодростью на весь день.
Зарядка имеет и воспитательное значение, так как регулярное её выполнение требует определённого волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря утренней гимнастике, человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.
Делать упражнения следует ежедневно, в хорошо проветренном помещении. Продолжительность – 10 – 15 минут.
Выполняя зарядку, необходимо знать:
медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усилие дыхания и
кровообращения;
упражнение «потягивание» углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной
клетки, гибкость позвоночника, формирует осанку;
поднимания, отведения, вращения стоп, голеней, бедер при относительно
небольшой физической нагрузке способствуют увеличению подвижности суставов,
укрепляют мышцы и связки ног;
наклоны туловища в различных направлениях, вращения укрепляют мышцы
живота и спины, увеличивают подвижность позвоночника;
приседания, выпады с движениями рук и туловища развивают мышцы
ног, брюшного пресса;
поднимания ног в положении сидя или лёжа используют для укрепления мышц
брюшного пресса;
бег и прыжки используют для тренировки и укрепления сердечно – сосудистой
системы и для повышения выносливости;
ходьбу с медленным, глубоким дыханием между упражнениями применяют
для расслабления и восстановления организма;
9) ходьба в конце занятия - для равномерного снижения нагрузки, восстановления.
Во время выполнения упражнений необходимо помнить:
1) комплекс упражнений состоит из 6 – 8 упражнений;
2) каждый комплекс начинается с ходьбы;
3) упражнения выполняют в последовательности сверху вниз (для головы,
рук, плечевого пояса, туловища, ног);
после прыжков на месте или бега в конце зарядки необходимо переходить к спокойной ходьбе;
чрезмерная нагрузка скорее принесет вред, чем пользу;
свежий воздух закаляет организм;
делают зарядку в легкой спортивной форме (футболка, шорты), лучше босиком; Для упражнений из положения лежа на полу необходим небольшой коврик.
Теперь вы многое узнали о зарядке и можете смело начинать, не ожидая понедельника.
Эти, незатейливые на первый взгляд правила утренней гимнастики, я рассказываю детям. Однако этого недостаточно, чтобы сформировать устойчивый интерес к такому важному делу, превратить его в навык – привычку.
Для решения возникшей проблемы была создана инициативная группа из числа детей, коллег для проведения мозгового штурма, где возникло решение подготовить и провести «Фестиваль зарядки» в рамках «Дня здоровья». Для его проведения было разработано «Положение «Фестиваль зарядки», согласно которому каждый учащийся школы становился участником данного мероприятия. Первый этап был реализован во время спортивного часа в группах продленного дня, а для детей, не посещающих группу - во время урока физкультуры.
На I этапе необходимо каждому учащемуся составить свой комплекс упражнений утренней гимнастики с учетом правил и оформить его на 2-х листах (формат А-4), в виде рисунка или текста, а также представить и защитить эту работу в классе, получить оценку одноклассников.
На II этапе лучшие работы были реализованы в форме защиты проекта, который представляли классы во время «Смотра утренней гимнастики».
Младшее звено представили проект «Утро», среднее - «Гиподинамия»,
старшее - «Бодрость». Проекты включали в себя:
1) комплекс упражнений;
2) ответы на вопросы (например, в чем польза и необходимость знаний о зарядке;
3) правила выполнения (в соответствии своему возрасту).
Наиболее успешные работы были отмечены в номинациях: «Мастер утренней гимнастики» и «Лучший теоретик».
Условия «Положения «Фестиваля зарядки» позволяли каждому учащемуся иметь оценку в журнале по предмету, чем создавалась мотивация для успешной работы.
В результате проведенного мероприятия, дети получили знания и навыки в соответствии со своим возрастом и возможностями здоровья. Они смогли использовать эти знания для составления комплекса упражнений утренней гимнастики, в подготовительной части урока, обосновать необходимость утренней зарядки для себя.
Подводя итоги, я могу сказать, что физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но в значительной мере совершенствуют все его функции, развивают физические качества человека. Здоровье, красота тела, сила, закалка находятся в наших руках. Никакого договора с собственной ленью и покоем! Утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивных секциях, походы, холодная вода и солнце должны стать нашими неразлучными спутниками и сопровождать нас всю жизнь! Будьте здоровы!

Литература
Шурухина В.К. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного и продлённого дня школы с учащимися: пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1980.
Авдулина А.С. Жизнь без лекарств: учебное издательство. – г. Ярославль «Физкультура и спорт», - 1981.
Сашина И.А. Про то, о чем все знают, но почти не применяют: научно-методический журнал. «Физическая культура в школе», г. Чехов: Издательский дом «Школа-Пресс 1»,
2002, №7. – 39 с.
Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика:
научно-методический журнал. «Физическая культура в школе», г. Чехов: Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2000, №3. – 29 с.





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ Редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ «ХРИПКиПРО» «РОСА», редакция
ОБРАЗОВАНИЕМ научно-методического журнала «Поиск»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЧЕРНОГОРСКА
ГУО
Советская ул., д. 64, Черногорск, 655162
Тел/факс.(8-39031) 2-27-66
Е-mail: upravobr@rambler.ru
ОКПО 02101159, ОГРН 1021900699952
ИНН/КПП 1903005869/190301001

20.04.2010 г. № б/н


Аннотация
на статью «На зарядку, на зарядку – становись!»
учителя физической культуры Степановой Татьяны Михайловны
Республиканского государственного образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната


Материалы, представленные учителем, могут представлять интерес не только у учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов дошкольных образовательных учреждений, а также широкому кругу читателей.
Представленный материал направлен на сохранение и укрепление детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализуется через методические рекомендации выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Опыт работы может быть использован через систему урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся получают практический опыт, который может быть использован в повседневной жизни. Работа направлена на развитие потребности в формировании здорового образа жизни у детей и самостоятельному выполнению зарядки в домашних условиях.
Ключевые слова: здоровье, красота тела, сила, закалка, утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивных секциях, походы, холодная вода, солнце.


Методист ГУО И.А.Подлесских








13PAGE 15


13PAGE 14115