На зарядку, на зарядку — становись! 
                                                                                         Степанова Татьяна Михайловна,
                                                                                           учитель физической культуры,                                                                                        
                                                                                            РГОУ «Черногорская 
                                                                                          специальная (коррекционная)
                                                                                          школа-интернат 
                                                                                         Республика Хакасия, 
                                                                                         ул. Дзержинского, 16,
                                                                                         +7 (39031) 2-17-20,
                                                                                         School  _19_052_ int @ mail. Ru,
                                                                                         +7 (39031) 6-19-25 (д),
                                                                                         +7 923 595 75 56 (с).
На зарядку,  на  зарядку  - становись!                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
                                                                    Привыкаю я к порядку,
                                                               Утром делаю зарядку,                                                                                                                               
                          Потому что нам даёт
                          Миг  зарядки – жизни год!
     Я работаю в специальной коррекционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с нарушениями двигательной сферы.  Поэтому важную роль для коррекции  психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры.  Они являются составной частью всей системы работы  с детьми.   В программу включены следующие разделы: гимнастика, спортивные игры (подвижные игры), лёгкая атлетика, лыжная подготовка (коньки). Наши дети умеют играть в баскетбол, волейбол, футбол, хорошо катаются на коньках.   Всему этому  я их учу на уроках.  Также дети получают знания о режиме дня, о личной гигиене, о предупреждении травматизма, об осанке,  об утренней гигиенической гимнастике (зарядке).
      Очень часто приходится сталкиваться в жизни с ситуациями, когда приходится вынужденно или умышленно нарушать правила и нормы поведения, внушаемые нам как аксиомы с младенчества. «Мойте руки перед едой!» - любимый лозунг, знакомый ещё с детского сада.  Заставляли – все мыли, повзрослели – начали пренебрегать. 
      «Переходите улицу только на зелёный сигнал светофора!» - это уже серьёзнее. Но,  а если нет машин на дороге? Зачем нам ждать зелёный свет. Можно и перейти. 
   Можно ещё долго цитировать давно приевшиеся лозунги, над смыслом которых мы не всегда спешим задуматься, хотя они вполне этого заслуживают. Мне хотелось бы более детально  рассмотреть такой призыв: «На зарядку, на зарядку - становись!».
   «Господи, кошмар какой-то!» - реакция большинства людей, прочитавших эту статью. Какая там зарядка после отбоя за полночь, когда каждая после рёва будильника минута кажется райской  и так тяжко расставаться с тёплым одеялом и мягкой подушкой, прижатой к щеке!.. Моя профессия обязывает разговаривать с моими учениками и объяснять о той самой «Утренней Гигиенической Гимнастике». Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями  здоровья.
      Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики. 
Она помогает  решить сразу несколько задач.  Основная  – проснуться!
      Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание замедлено, обмен веществ понижен. В момент пробуждения  не хочется резко двигаться, появляется желание потянуться, глубоко вздохнуть. Все органы не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в работу, необходимо выполнить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, которую часто называют зарядкой. Несколько выполненных упражнений  заряжают человека энергией и бодростью на весь день.
      Зарядка имеет и воспитательное значение, так как регулярное её выполнение требует определённого волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря утренней гимнастике, человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.
      Делать упражнения следует ежедневно, в хорошо проветренном помещении. Продолжительность – 10 – 15 минут. 
Выполняя зарядку, необходимо знать:
медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усилие дыхания и
кровообращения;
упражнение «потягивание» углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной 
      клетки, гибкость позвоночника, формирует осанку;
поднимания, отведения, вращения стоп, голеней, бедер  при  относительно
      небольшой физической нагрузке способствуют увеличению подвижности суставов,
     укрепляют мышцы и связки ног;
наклоны туловища в различных направлениях, вращения укрепляют мышцы
      живота и спины, увеличивают подвижность позвоночника;
приседания, выпады с движениями рук и туловища развивают мышцы 
     ног, брюшного пресса;
поднимания ног в положении сидя или лёжа используют для укрепления мышц
      брюшного пресса;
бег и прыжки используют для тренировки и укрепления сердечно – сосудистой
      системы и для повышения выносливости;
ходьбу с медленным, глубоким дыханием между упражнениями применяют 
для расслабления и восстановления организма; 
      9)   ходьба в конце  занятия - для равномерного снижения нагрузки, восстановления.
Во время выполнения упражнений необходимо помнить:
      1)  комплекс упражнений состоит из 6 – 8 упражнений;
2)  каждый комплекс начинается с ходьбы;
3)  упражнения выполняют в последовательности сверху вниз (для головы,
      рук, плечевого пояса, туловища, ног);
после прыжков на месте или бега в конце зарядки необходимо переходить к спокойной ходьбе;
чрезмерная нагрузка скорее принесет вред, чем пользу;
свежий воздух закаляет организм;
делают зарядку в  легкой спортивной форме (футболка, шорты), лучше босиком; Для упражнений из  положения  лежа на полу необходим небольшой коврик.
      Теперь вы многое узнали о зарядке и можете смело начинать, не ожидая понедельника.
Эти, незатейливые на первый взгляд правила утренней гимнастики, я рассказываю детям. Однако этого недостаточно, чтобы сформировать устойчивый интерес к такому важному делу, превратить его в навык – привычку.
     Для решения возникшей  проблемы была создана инициативная  группа из числа детей, коллег  для проведения мозгового штурма, где возникло решение подготовить и провести «Фестиваль зарядки» в рамках «Дня здоровья». Для  его проведения было разработано «Положение «Фестиваль зарядки», согласно которому каждый учащийся школы становился участником данного мероприятия. Первый этап был реализован во время спортивного часа в группах продленного дня, а для детей, не посещающих группу - во время  урока физкультуры. 
       На I этапе необходимо каждому учащемуся составить свой комплекс упражнений утренней гимнастики с учетом правил и оформить его на 2-х листах (формат А-4), в виде рисунка или текста, а также представить и защитить эту работу в классе, получить оценку  одноклассников. 
       На II этапе лучшие работы  были реализованы в форме защиты  проекта, который    представляли классы во время «Смотра утренней гимнастики».  
    Младшее звено представили проект «Утро», среднее - «Гиподинамия», 
старшее - «Бодрость». Проекты  включали в себя:
1)  комплекс упражнений;
2)  ответы на вопросы (например, в чем  польза и необходимость знаний  о зарядке; 
 3)  правила  выполнения  (в соответствии своему возрасту).
       Наиболее успешные работы были отмечены в номинациях: «Мастер утренней гимнастики» и    «Лучший теоретик». 
    Условия «Положения «Фестиваля зарядки» позволяли каждому учащемуся иметь оценку  в журнале по предмету, чем создавалась мотивация для успешной работы. 
      В результате проведенного мероприятия, дети получили знания и навыки  в соответствии со своим возрастом и возможностями здоровья.  Они смогли использовать эти знания для составления комплекса упражнений утренней гимнастики, в подготовительной части урока, обосновать необходимость утренней зарядки для себя.   
Подводя итоги, я могу сказать, что физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но  в значительной мере совершенствуют все его функции, развивают физические качества человека. Здоровье, красота тела, сила, закалка находятся в наших руках. Никакого договора с собственной ленью и покоем! Утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивных секциях, походы, холодная вода и солнце должны стать нашими неразлучными спутниками и сопровождать нас всю жизнь!  Будьте здоровы!
Литература
    Шурухина  В.К. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного и продлённого дня школы с учащимися: пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1980.
    Авдулина А.С.  Жизнь без лекарств: учебное издательство. – г. Ярославль «Физкультура и спорт», - 1981.
   Сашина И.А. Про то, о чем все знают, но почти не применяют: научно-методический журнал. «Физическая культура в школе», г. Чехов: Издательский дом  «Школа-Пресс 1»,
2002, №7. – 39 с. 
    Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика: 
научно-методический журнал. «Физическая культура в школе», г. Чехов: Издательский дом  «Школа-Пресс 1», 2000, №3. – 29 с.   
 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 
       РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ       	                    Редакционно-издательский  отдел ГОУ ДПО
	ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ	     «ХРИПКиПРО» «РОСА», редакция 
	ОБРАЗОВАНИЕМ	научно-методического журнала «Поиск»
	АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
	ЧЕРНОГОРСКА
	 ГУО       	
    Советская ул., д. 64, Черногорск, 655162                           
              Тел/факс.(8-39031) 2-27-66
            Е-mail: upravobr@rambler.ru                   
     ОКПО  02101159, ОГРН  1021900699952
          ИНН/КПП  1903005869/190301001
     20.04.2010 г. №  б/н
Аннотация
на статью «На зарядку, на зарядку – становись!»
 учителя физической культуры  Степановой Татьяны Михайловны
  Республиканского государственного   образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                                                                                            специальной  (коррекционной)  школы-интерната
         Материалы, представленные учителем, могут представлять интерес не только у учителей  физической культуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов дошкольных образовательных учреждений, а также широкому кругу читателей.
Представленный материал направлен на сохранение и укрепление детей с ограниченными возможностями здоровья,  который реализуется через методические рекомендации выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Опыт работы может быть использован  через систему урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся получают практический опыт, который может быть использован в повседневной жизни. Работа направлена  на развитие потребности в формировании здорового образа жизни у детей  и  самостоятельному  выполнению зарядки в домашних условиях.
Ключевые слова:  здоровье,  красота тела, сила, закалка, утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивных секциях, походы, холодная вода, солнце.
Методист ГУО                                                               И.А.Подлесских
13PAGE  15
13PAGE  14115