Разработка родительского собрания Как помочь подростку стать самостоятельным
Родительское собрание
«Как помочь подростку стать самостоятельным?»
(для родителей подростков)
Цель
- формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности своих детей
Задачи:
актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности
выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка
помощь родителям в раскрытии и актуализации собственных ресурсов и возможностей
проинформировать родителей о телефоне доверия как о виде психологической помощи
мотивировать родителей обращаться за помощью на телефон доверия в ситуациях воспитания и общения с детьми
Ход родительского собрания
I. Приветствие. - Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю, что вы нашли время присоединиться к нашей беседе. Надеюсь, что наша встреча пройдет с пользой.
II. Целевая установка.
- Наше сегодняшнее собрание проходит в рамках празднования Международного дня детского телефона доверия. Вот уже шестой год, начиная с 17 мая 2009 года, как Россия присоединилась к его празднованию. В рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся всевозможные акции, уроки доверия, классные часы и родительские собрания, во время которых дети и родители узнают не только о телефоне доверия, но и могут обсудить актуальные для них психологические темы. В этом году тема встречи звучит так: «Как помочь подростку стать самостоятельным». Во время сегодняшнего мероприятия мы бы хотели актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности, а также выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка.
III. Введение в тему.
- Самостоятельность – знакомое слово. Как определить, что же это такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:
ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;
справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;
определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.
- Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий, складывающихся в ходе деятельности.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. (Головин С.Ю. Словарь практического психолога, - Минск: Харвест, 1998 г.)
IV. Обсуждение особенностей подросткового возраста.
- Психологи определяют возрастной период подросткового возраста с 10 до 15 лет. Во время этого периода меняется поведение подростка, его эмоциональные реакции и мировоззрение в целом. Иногда доходит до того, что родители/взрослые перестают понимать подростка, часто говоря: «его как будто подменили». Так, еще вчера понятный, «свой» ребенок, становится вдруг незнакомцем и практически чужим.
В связи с этими бурными, стремительными изменениями подростковый возраст часто называют кризисным. Кризис - это решающий поворотный момент в жизни любого человека. Во многих языках слово «кризис» состоит из сочетания двух слов: опасность (риск) и возможность. Опасность — не пройти этот кризис, этот период, но, пройдя его, для человека открывается дверь к новым возможностям, новым путям.
В этот период подростку мучительно осознавать, что он уже не ребенок, но еще не взрослый. Чтобы как-то справиться с этим состоянием, подросток начинает путь изнурительных исканий через осмысление своих и чужих поступков, через отстаивание себя и своего мнения.
V. Игровой тренинг
- Давайте поиграем в слова-ассоциации. (На столах у родителей заготовки с заданиями)
- Сейчас я буду называть слово (существительное), а вы, как только его услышите, сразу же, не раздумывая, напротив записываете своё (прилагательное). Например: уроки —разные; школа - шумная...)
Итак, начали:
Малыш —...Дошколёнок —...Игра —...Детство —Школьник —...Ученик —...Подросток —...
- Какой эпитет вы добавили к слову «подросток»? Любимый? Измученный? Родной?
Я заметила, что большинство взрослых к слову подросток добавляют «трудный».
Вывод: Подростковый возраст очень противоречивый и непростой период, как для родителей, так и для детей, который может вызывать бурю разных сильных чувств. При этом, важно отметить, что порой, вспоминая собственный подростковый период (особенно если он протекал позитивно), взрослый/родитель может почувствовать ностальгию и даже зависть, так как наряду со всеми непростыми переживаниями в этом возрасте, в этот период много драйва, энергии, ощущения «я все могу», и это время самых смелых замыслов и идей.
VI. «Задачи подросткового возраста»
- Каковы, на Ваш взгляд, задачи подросткового возраста (с чем должен выйти подросток из этого возрастного периода)?
(Возможные варианты ответов: быть самостоятельным, уметь принимать решения, отстаивать свою точку зрения, осознавать последствия своих поступков, нести за них ответственность...)
Ведущий резюмирует варианты ответов (Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанной с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости». Чувство взрослости – основное новообразование подросткового возраста. Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы окружающие прислушивались к его мнению. Он считает себя взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права, претендует на то, чтобы все относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.) и подводит родителей к тому, что в большинстве своем все родители хотят, чтобы дети стали самостоятельными, активными, целеустремленными, успешными. И у всех этих качеств есть шанс развиться и укрепиться именно в подростковом возрасте, но через этап борьбы и отстаивания себя.
VII. Дискуссия «Портрет самостоятельного подростка» (10 минут)
- Подумайте и назовите качества/характеристики/черты самостоятельного подростка. Тем временем, ведущий пишет на ватмане заголовок «Портрет самостоятельного подростка», чтобы записать варианты ответов родителей.
(Возможные варианты ответов: уверенный, настойчивый, целеустремленный, активный, инициативный, решительный, ответственный, знает, чего хочет и как этого достичь... )
Далее ведущий просит родителей сначала назвать, что, по их мнению, может мешать подростку быть самостоятельным? Затем, что помогает подростку быть самостоятельным?
(Возможные варианты ответов на первый вопрос: лень, безразличие, мнение других, выгода (за тебя все делают, все решают), насмешки других, страх ошибки, неуверенность... )
(Возможные варианты ответов на второй вопрос: поддержка окружающих, вера в подростка, доверие подростку, возможность принимать решения, высказывать свою точку зрения, уважение к его мнению).
Ведущий подводит итоги дискуссии, предлагая родителям сформулировать для себя, в какой поддержке от них нуждается их сын/дочь, у которого/которой идет процесс становления самостоятельной личности.
VIII. Игра «Связанный ребёнок».
(Учитель вызывает одного родителя для демонстрации – это «ребёнок»)
- Мы говорим ребёнку, не бегай. Не прыгай, не упади - мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связывают ноги)- Не трогай то, не трогай это - мы связываем ему руки.- Не слушай, это не для твоих ушей – завяжем ему уши.- Не кричи, не разговаривай громко - завяжем ему рот.- Не смотри этот фильм - завяжем ему глаза.
- Давайте спросим нашего «ребёнка», как он себя сейчас чувствует? - Да, не всё ребёнку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А. то, что запрещено, должно быть непреложно.
IX. Дискуссия «Чем трудна для родителя самостоятельность подростка» (15 минут).
Ведущий задает родителям вопрос:
- Всегда ли нам легко воспринимать самостоятельность собственного ребенка? - Чем трудна для родителей самостоятельность подростка?
Основными темами здесь могут быть: страх потерять контроль; ребенок наделает ошибок (попадет в передрягу, а родителю «расхлебывать»); ощущение собственной ненужности: (раньше ребенок советовался, спрашивал разрешения, а теперь нет); потеря собственного авторитета в глазах подростка (раньше сказал «нельзя» и все, а теперь нужно объяснять, почему).
Ведущему следует поддержать родителей и признать тот факт, что, зачастую, родитель может испытывать по отношению к растущей самостоятельности своего ребенка противоречивые, двойственные чувства: с одной стороны, радоваться этому, а с другой, тревожиться и даже опасаться этого.
Но если вернуться к началу этой встречи и вспомнить задачи подросткового возраста, то все, что делает подросток, отстаивая свою самостоятельность — это его уникальная подготовка к взрослой жизни, где он сможет проявлять себя активным, целеустремленным, успешным человеком, тем, кем родители хотят его видеть. И тогда задача родителя на этом возрастном этапе — подготовить своего ребенка к взрослой жизни, поддерживая его в его самостоятельности и развивая ее. Точно так же, как родитель учил своего маленького сына или дочь говорить, ходить, есть, убирать игрушки и т.п., все то, что помогало ребенку успешно перейти на следующий уровень взрослости, все то же самое, но в контексте самостоятельности родитель делает сейчас - учит подростка принимать решения, взвешивать все «за» и «против», аргументировать свою точку зрения, планировать и организовывать время, нести ответственность за собственный выбор и поступки. Все это - подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной и успешной жизни. И хорошо, что природой так задумано, что такое взросление и «отпускание» ребенка происходит постепенно, на каждом возрастном этапе по-своему, все для того, чтобы и родитель, и ребенок могли подготовиться к отделению.
Что следует запрещать?1. То, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающим.2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей.3. То, что противоречит нравственным нормам
X. Притча О бабочке.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.
Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
XI. Упражнение «Цветовые зоны»
Мотивация к еще большим успехам, предоставление права брать на себя ответственность за свои поступки, минимизация контроля.
Вышеуказанные характеристики проявления самостоятельности на разных возрастных этапах говорят о различной степени их проявления.
- Но как способствовать успешному прохождению оптимизации развития самостоятельности, какие необходимо создать для этого условия?
Объяснить ребенку, что можно, а что нельзя делать, проще простого.
Определите 4 цветовые зоны на стене (в виде кругов, например): зеленую, желтую, оранжевую и красную. В ваших руках четыре круга – зеленый, желтый, оранжевый и красный. Сейчас будем заполнять их в соответствии со свободой действия вашего ребенка.
В зеленой зоне поместите все то, что ребенок может делать по собственному желанию, и то, что вы ему разрешаете.
Приведите примеры того, что ребенок может выполнить (называют и записывают на зеленом стикере два примера, прикрепляют на доску в первой зоне)
Пример учителя: в какое время выполнять домашние задания, в какие игры ему играть, с кем играть, в какую секцию или кружок записаться, какую книжку читать, чем рисовать и т.д.
В желтую зону отнесите те действия ребенка, в которых ему предоставлена относительная свобода. (записывают два примера на желтых стикерах, прикрепляют во второй зоне на доске)
Пример учителя: ребенок может взять на прогулку с вами велосипед, но не уезжать от вас на большое расстояние; или он может сделать какое-то дело, когда пожелает, но закончить должен до 7 часов вечера; он может смотреть любые мультфильмы, согласованные с вами по теме, он может играть в любую игру на компьютере, но не более одного часа в день и т.д.
Оранжевая зона – это, можно сказать, зона редких нарушений правил. Приведите примеры (записывают, крепят)
Пример учителя: ввиду особых обстоятельств сегодня ребенку разрешается лечь спать на час позже или пропустить дневной сон.
Красная зона должна содержать в себе все те действия ребенка, которые не приемлемы ни при каких обстоятельствах (записывают, крепят)
Пример учителя: нельзя драться, ломать, трогать ножи, подходить к окну на высоких этажах, открывать входную дверь (до определенного возраста), уходить от мамы на улице и т.д.
Итоги
- Теперь мы можем сделать вывод, что, разделив правила на зоны, мы легко можем находить «золотую середину» между пониманием и твердостью, гибкостью и непреклонностью.
Возьмите круги домой и совместно с детьми продолжите список действий, имейте в виду, что зеленая зона содержит хотя бы на один пункт больше, нежели красная.
XII. Рефлексия
А теперь в ваших руках силуэты бабочек и карандаши, изобразите образ свободы и права выбора для своего ребенка, как вы его видите. А домой с собой унесите – эти разноцветные круги-зоны действий ваших детей. Покажите свои бабочки
Я благодарю Вас за работу. Думаю, что мы пришли к единому мнению, что вне зависимости от возраста у каждого есть свой путь, свое право на ошибки и выбор.
XIII. Обсуждение на тему «Новые возможности для родителя»
В завершение родительского собрания ведущий просит посмотреть на возрастающую самостоятельность подростка как на открывающиеся новые возможности для родителя. «В чем заключаются позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя?» - этот вопрос задается родителям. (На доске важно зафиксировать ответы под заголовком: «Позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя»).
Возможные варианты ответов: снижается необходимость в ежедневной опеке (может сам еду приготовить, постирать, выбрать, что надеть и т.п.), появляется время для себя, собственных нужд и потребностей, не нужно организовывать свое время под кружки, секции ребенка (он в состоянии посещать их сам)... После того, как родители выскажутся и сформируется список позитивных аспектов самостоятельности ребенка для родителя, ведущий задает родителям вопрос о том, какие чувства и/или мысли возникают у них, когда они смотрят на этот список их возможностей.
Возможные варианты ответов: удивление, облегчение, сомнение, тревога, радость, скептицизм, вина...
Ведущий соглашается со всем вышесказанным и говорит о том, что, действительно, все эти «новые-старые» возможности могут и радовать, и пугать, вселять надежду и тревожить. Но в этой двойственности, как для родителей, так и для подростков есть и скрытый потенциал и ресурс, ведь эту противоречивость, двойственность испытывают и родители, и дети. А значит, у них есть намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Так же как родители, с одной стороны, радуются возникающей самостоятельности ребенка, так и подросток, с одной стороны, в этот период стремится к самостоятельности, протестует против опеки и контроля, с другой стороны — он (подросток) испытывает тревогу и опасения (так же, как и родитель, но по иным причинам), сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться. Стремления, желания и чувства подростка как «в маятнике», от ярко выраженных стремлений противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, до ожидания от взрослых помощи, защиты и поддержки, ощущая важность их одобрения и оценки.
В конце ведущий делает вывод о том, что это непростой период и для подростков, и для родителей, и вместе его проживать легче.
С тяжелыми, непростыми чувствами не всегда легко справиться, а уж с противоречивыми, двойственными переживаниями и подавно. И в таких случаях можно обращаться за консультацией на телефон доверия.
XIV. Информационный блок о телефоне доверия (5 минут).
- Что Вы знаете о телефоне доверия?.
- Телефон доверия - эта служба экстренной психологической помощи для детей и родителей, созданная специально для того, что у людей в запутанных, сложных, эмоциональных ситуациях была возможность обсудить мысли, переживания, идеи и т.д. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации. Телефон доверия открыт для каждого человека - любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
Психологическая помощь по телефону доверия в настоящее время очень популярна во всем мире. Родители и дети разных возрастов имеют возможность обращаться за помощью на телефон доверия, чтобы посоветоваться, получить консультацию, а порой просто «выговориться». Причем эта помощь анонимна, бесплатна и конфиденциальна. На телефоне доверия работают специалисты-психологи, прошедшие специальную подготовку.
Каждый телефон доверия работает в своем определенном режиме - круглосуточно или по расписанию. Далее необходимо проинформировать родителей о режиме работы местного и регионального телефона доверия.
(Информация о региональном телефоне доверия)