Презентация по психологии на тему Как помочь подростку стать самостоятельным
«Как помочь подростку стать самостоятельным».(в рамках Международного дня детского телефона доверия)Родительское собрание
формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности своих детей.Задачи: Цель: актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка в самостоятельности; выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности подростка; помощь родителям в раскрытии и актуализации собственных ресурсов и возможностей проинформировать родителей о телефоне доверия как о виде психологической помощи мотивировать родителей обращаться за помощью на телефон доверия в ситуациях воспитания и общения с детьми.
Международный день детского телефона доверияВ рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся всевозможные акции, уроки доверия, классные часы и родительские собрания, во время которых дети и родители узнают не только о телефоне доверия, но и могут обсудить актуальные для них психологические темы. В этом году тема встречи звучит так: «Как помочь подростку стать самостоятельным».Вот уже шестой год, начиная с 17 мая 2009 года, как Россия присоединилась к его празднованию.
Самостоятельность. Что это такое?Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. (Головин С.Ю. Словарь практического психолога, - Минск: Харвест, 1998 г.)
Особенности подросткового возрастаПсихологи определяют возрастной период подросткового возраста с 10 до 15 лет. Во время этого периода меняется поведение подростка, его эмоциональные реакции и мировоззрение в целом. В связи с этими бурными, стремительными изменениями подростковый возраст часто называют кризисным. Кризис - это решающий поворотный момент в жизни любого человека. Во многих языках слово «кризис» состоит из сочетания двух слов: опасность (риск) и возможность. Опасность — не пройти этот кризис, этот период, но, пройдя его, для человека открывается дверь к новым возможностям, новым путям.
В этот период подростку мучительно осознавать, что он уже не ребенок, но еще не взрослый. Чтобы как-то справиться с этим состоянием, подросток начинает путь изнурительных исканий через осмысление своих и чужих поступков, через отстаивание себя и своего мнения.
«Слова-ассоциации»(Игровой тренинг)К слову существительному (на карточках), не раздумывая, записать свое слово (прилагательное)Условие игры: Малыш —...Дошколёнок —...Игра —...Детство —…Школьник —...Ученик —...Подросток —...
Подростковый возраст очень противоречивый и непростой период, как для родителей, так и для детей, который может вызывать бурю разных сильных чувств. Но наряду со всеми непростыми переживаниями в этом возрасте, в этот период много драйва, энергии, ощущения «я все могу», и это время самых смелых замыслов и идей.
«Задачи подросткового возраста»Каковы, задачи подросткового возраста (с чем должен выйти подросток из этого возрастного периода)? Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанной с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости».Чувство взрослости – основное новообразование подросткового возраста.
Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы окружающие прислушивались к его мнению. Он считает себя взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права, претендует на то, чтобы все относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.) и подводит родителей к тому, что в большинстве своем все родители хотят, чтобы дети стали самостоятельными, активными, целеустремленными, успешными. И у всех этих качеств есть шанс развиться и укрепиться именно в подростковом возрасте, но через этап борьбы и отстаивания себя.
(Дискуссия)«Портрет самостоятельного подростка»Подумайте и назовите качества/характеристики/черты самостоятельного подростка1.Что может мешать подростку быть самостоятельным?Что помогает подростку быть самостоятельным? 2.3.4.Сформулируйте для себя, в какой поддержке от Вас нуждается сын/дочь, у которого/которой идет процесс становления самостоятельной личности.
«Связанный ребёнок»(Игра)
«Чем трудна для родителя самостоятельность подростка» (Дискуссия)Всегда ли нам легко воспринимать самостоятельность собственного ребенка? - Чем трудна для родителей самостоятельность подростка?
Родитель может испытывать по отношению к растущей самостоятельности своего ребенка противоречивые, двойственные чувства: с одной стороны, радоваться этому, а с другой, тревожиться и даже опасаться этого.Если вернуться к началу этой встречи и вспомнить задачи подросткового возраста, то все, что делает подросток, отстаивая свою самостоятельность — это его уникальная подготовка к взрослой жизни, где он сможет проявлять себя активным, целеустремленным, успешным человеком, тем, кем родители хотят его видеть. И тогда задача родителя на этом возрастном этапе — подготовить своего ребенка к взрослой жизни, поддерживая его в его самостоятельности и развивая ее.
Точно так же, как родитель учил своего маленького сына или дочь говорить, ходить, есть, убирать игрушки и т.п., все то, что помогало ребенку успешно перейти на следующий уровень взрослости, все то же самое, но в контексте самостоятельности родитель делает сейчас - учит подростка принимать решения, взвешивать все «за» и «против», аргументировать свою точку зрения, планировать и организовывать время, нести ответственность за собственный выбор и поступки. Все это - подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной и успешной жизни. И хорошо, что природой так задумано, что такое взросление и «отпускание» ребенка происходит постепенно, на каждом возрастном этапе по-своему, все для того, чтобы и родитель, и ребенок могли подготовиться к отделению.
Что следует запрещать?То, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающим.2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей.3. То, что противоречит нравственным нормам.
Притча «О бабочке» Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
«Цветовые зоны»В зеленой зоне поместите все то, что ребенок может делать по собственному желанию, и то, что вы ему разрешаете.В желтую зону отнесите те действия ребенка, в которых ему предоставлена относительная свобода.Оранжевая зона – это, можно сказать, зона редких нарушений правил. Красная зона должна содержать в себе все те действия ребенка, которые не приемлемы ни при каких обстоятельствах.
РефлексияС помощью силуэтов бабочек и карандашей, изобразить образ свободы и права выбора для своего ребенка.
Новые возможности для родителяВ чем заключаются позитивные аспекты самостоятельности ребенка для родителя?Все «новые-старые» возможности могут и радовать, и пугать, вселять надежду и тревожить. Но в этой двойственности, как для родителей, так и для подростков есть и скрытый потенциал и ресурс, ведь эту противоречивость, двойственность испытывают и родители, и дети. А значит, у них есть намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Так же как родители, с одной стороны, радуются возникающей самостоятельности ребенка, так и подросток, с одной стороны, в этот период стремится к самостоятельности, протестует против опеки и контроля, с другой стороны — он (подросток) испытывает тревогу и опасения (так же, как и родитель, но по иным причинам), сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться.Стремления, желания и чувства подростка как «в маятнике», от ярко выраженных стремлений противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, до ожидания от взрослых помощи, защиты и поддержки, ощущая важность их одобрения и оценки.
С тяжелыми, непростыми чувствами не всегда легко справиться, а уж с противоречивыми, двойственными переживаниями и подавно. И в таких случаях можно обращаться за консультацией на телефон доверия.Телефон доверия - эта служба экстренной психологической помощи для детей и родителей, созданная специально для того, что у людей в запутанных, сложных, эмоциональных ситуациях была возможность обсудить мысли, переживания, идеи и т.д. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации. Телефон доверия открыт для каждого человека - любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
Психологическая помощь по телефону доверия в настоящее время очень популярна во всем мире. Родители и дети разных возрастов имеют возможность обращаться за помощью на телефон доверия, чтобы посоветоваться, получить консультацию, а порой просто «выговориться». Причем эта помощь анонимна, бесплатна и конфиденциальна. На телефоне доверия работают специалисты-психологи, прошедшие специальную подготовку.
Презентацию подготовилапедагог – психологМКОУ СОШ № 1 с. ЭльхотовоУлубиева О.Г.