Конспект урока по истории на тему: Православная церковь в Курской области при советской власти(9 класс).
Кузнецова Ирина Геннадьевна, учитель истории МБОУ «СОШ № 59» г. Курска.
Конспект урока по истории в 9 классе по теме: «Православная церковь в Курской области при советской власти».
Цель: рассмотреть период отношений советской власти с православной церковью в первые десятилетия ее существования.
Оборудование: Гатилова Н.Н.. МеньшиковВ.М., Хохлова А.Б. К единству Руси Великой и Руси Святой. Эксперимент. учеб. пособие для 9 класса. Рабочая тетрадь.- Курск, 2012.
Презентации: «Утраченные храмы Курска», «Собор Курских святых», «Храмы- памятники».
Ход занятия.
Эпиграф.
Пройдёт гроза над Русскою землёю.
Народу русскому Господь грехи простит…
1. Слово учителя.
Определите цель нашего занятия.
Что вы знаете об указанном периоде?
Православие является духовной основой русского государства на протяжении всей его истории, за исключением той её части, которая связана с историей СССР. В ней есть много «белых пятен» и одно из них – 20-30-е годы ХХ века. Отношения новой власти в первые десятилетия ее существования с традиционным институтом церкви складывались неоднозначно.
Борьба Советов за власть с самого начала сопровождалась террором всех, подозревавшихся в «неблагонадежности», в том числе, и не в последнюю очередь, православных христиан. Искоренение Православия было одной из основных целей революционного переворота, богоборческого по своему существу. Новой власти было ясно, что замышляемое разрушение православной империи невозможно осуществить без уничтожения ее духовной основы. Потому богоборчество и борьба с Церковью, планомерно предпринимаемые меры к ее «окончательной ликвидации» проходят красной нитью через всю историю советского режима.
- Какие декреты советской власти в отношении церкви вы знаете?
Сразу после захвата власти, в 2 часа ночи 26 октября 1917 года, Декретом о земле были конфискованы все церковные земли.
В декабре 1917 года создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Одной из категорий населения, подлежавшей преследованию и карающей деятельности ЧК, являлись «контрреволюционные церковники».
23 января (5 февраля) 1918 года публикуется Декрет об отделении Церкви от государства, по которому Церковь лишалась прав юридического лица и всего имущества, накопленного за предыдущее тысячелетие.
С февраля 1919 года вышло постановление об организованном изъятие святых мощей.
Следующий период репрессий был связан с кампанией по изъятию церковных ценностей. Летом 1921 года после гражданской войны русский народ постигло еще одно бедствие – засуха. Ей предшествовало полное ограбление крестьян продразверсткой и продналогом. Никаких запасов зерна и овощей у них не оставалось, и бесплодие земли принесло страшный голод. Сострадая народному горю, святитель Тихон в августе 1921 года обратился с воззванием «К народам мира и православному человеку».
2.Пособие с.148
- О чем просит Патриарх Тихон Россию, мировое сообщество и Бога?
3. В 1921-1922 гг. православное сообщество, в том числе Курской губернии, приняло активное участие в борьбе с голодом в Поволжье. В частности клирики и миряне осуществляли сборы натуральных и денежных пожертвований в пользу жителей Царицынской губернии.
Под председательством Святейшего Патриарха был организован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим». Однако вскоре он был распущен властями.
Советское государство развернуло бешеную пропагандистскую кампанию, изображая служителей Церкви алчными хранителями сокровищ, равнодушными к горю голодающих, о нежелании духовенства оказывать помощь Поволжью.
ВЦИК принял Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, накопившихся в пользовании групп верующих» 19.03.1922 г.
4. Пособие с.148 Вопросы с. 149
(Храмы были обязаны сдать государству все предметы из драгоценных металлов и камней, в том числе предназначенные для богослужения. Запрещалась замена предметов, необходимых при совершении богослужения, на равноценное количество золота и серебра. Церковь была отстранена от проведения сдачи ценностей.)5. Кампания по изъятию церковных ценностей, как и было задумано ее организаторами, вылилась в новую волну террора против духовенства.
Опубликованы в печати списки «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники – вся лучшая часть российского духовенства. На конец 1922 года было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха,1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи «судебные» дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах.
До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек
Первый, кто стал во главе новомучеников Российских, – это Патриарх и отец – Святейший Тихон.
Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Церкви Русской — группа российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; также название праздника в их честь.
Включает в себя Собор новомучеников, в Бутове пострадавших — 289 святых, известных к 2007 году, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым . Бутовскому собору новомучеников с 2001 года установлено совершать память в 4-ю субботу по Пасхе.
Принимая патриарший посох в 1918 году, митрополит Тихон знал предлежащий ему путь и не отрекся от крестного подвига.
«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе...» Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни», – сказал Владыка Тихон в день своего избрания. И его умирание началось с первых дней.
Против христианства, вооруженного лишь крестом и молитвой, ополчились власть и вся сила зла в безумном порыве уничтожить, растоптать в нем Христа. И Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу.
Патриарх Тихон в сонме мучеников Российских, казалось, был лишен радости мученического венца, но по силе страданий он стал первым. Его бескровное мученичество было непрестанным в течение долгих семи лет. Ежедневно, ежечасно, до последнего дня жизни, до смерти. Для пользы Церкви он принял подвиг менее видный, более будничный, подвигом и не кажущийся. Он боролся с врагом, его насилием, издевательством и коварством за свободу Церкви. И Церковь, сохраненная его подвигом, взывает ныне: «Святителю, отче Тихоне, моли Бога о нас».
6. Началась повсеместное ограбление православных храмов и монастырей России. Гибли православные святыни. При проведении в жизнь Декрета ВЦИК у церквей собирались толпы народа, происходили столкновения с членами комиссии, кровопролития и новые аресты.
Всё это было типичным явлением для того времени, и не обошло оно стороной и курскую землю.
Тем самым был нанесён урон не только самой православной церкви, но и культуре нашего народа, его нравственному воспитанию, многовековым национальным традициям.
Писатель Владимир Алексеевич Чивилихин, автор романа-эссе «Память» утверждал, что памятники культуры и архитектуры не просто объекты любования или научных исследований – «… в них хранится наш генетический код, они продолжают участвовать в нашей жизни и влиять на неё…».
7.О разрушенных храмах Курского края. Путятина В.
8.Некоторые строения в годы советской власти удалось спасти потому, что они получили статус памятников. Клюева Ксения
До революции в Курской губернии было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476.
9.Закрепление. Работа с таблицей с. 222
10.Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты.
Информация о закрытии монастырей. Лопатина Дарья
Храмы – это не просто здания, а носители самой идеи России, которая укрепляет веру людей в будущее. Мы верим, что звон колоколов оживающих, преображающихся храмов есть начало новой вехи в жизни Курского края, голос возрождающейся русской земли.
11. Странствия Курской Коренной иконы за рубежом. Татарова Ксения.
12. Своего максимума кровавые расправы достигли в 1937–1938 годах, когда уничтожались все, кто считался потенциально опасным, «врагом народа». Перепись населения 1937 года показала, что в стране верующими продолжает оставаться 2/3 сельского населения, составлявшего на то время большинство, и 1/3 городского.
С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.
30 июля вышел оперативный приказ № 447 за подписью Н. И. Ежова по «репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».
В категорию «антисоветских элементов» попадали «сектантские активисты, церковники и прочие, содержащиеся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях».
Репрессируемые лица разделялись на две группы: к первой относились «наиболее враждебные элементы», подлежащие расстрелу (к ним, разумеется, относилось духовенство); ко второй – «менее активные, но все же враждебные элементы», подлежавшие заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет.
Предполагалось в три месяца, затем приблизительно в полугодовой срок завершить эту операцию. Краевым и областным управлениям НКВД были из Центра спущены планы по числу лиц, подлежавших репрессиям для каждой из двух групп.
«Тройки» УНКВД за один вечер порой рассматривали 200–300 дел. Общее число погибших до сих пор невозможно установить.
Многие тысячи священнослужителей и церковных деятелей, просто активных прихожан погибли в эти страшные годы. Значительное большинство тех, кто оставался в живых, находились в тюрьмах, лагерях и ссылке.
13. Собор Курских святых. Шавлюго Тоня
14.Почему важно для нашего времени говорить о духовном подвиге российских новомучеников и исповедников?
Потому что они показали великий пример веры, мужества, великий пример стояния в Правде, великий пример жертвенности, героизма даже до смерти. За свою веру, за свою идею, за Истину, за Правду Божию, не боясь никаких прельщений, не боясь никаких страданий, не дорожа ничем, даже своей жизнью. Это великие люди, это Святые люди. Их пример очень важен для нас, людей XXI века. Дабы мы все тоже укреплялись их молитвами, их примером, укреплялись в добродетели, в вере, укреплялись в своей жизни, которая должна быть доброй, полезной, исполненной хорошими делами, смыслом и содержанием…
Русская Православная Церковь еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ получила более широкие возможности для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри.
Российская Федерация восстановила историческую справедливость – православие вновь занимает достойное место в духовной культуре и духовной жизни россиян.
Итог. С. 207. Пророчество преподобного Серафима Вырицкого.
Нет покаяния, без веры
И очищения внутри
Духовный опыт, дарит меры,
А страсти, губят изнутри
Не интересен этот мир
Который внешним промышляет
Среди чумы, резвится пир
И похоть Бога попирает
Увидеть грех, уже есть много
В борьбе стоять – ещё ступень
И до последнего острога
Молить прощенья, ночь и день!
Хоть это сложно, но возможно
Один Господь, помощник в том
Смиреньем искренним лишь можно,
Идти к спасенью, в Отчий Дом!