Урок по истории Русская православная церковь во второй половине XII — середине XV века.


Материал подготовила:
Чеглова Татьяна Александровна
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Городищенская СОШ №1 Городищенского района Волгоградской области».
Предмет – История
Тема урока – Русская православная церковь во второй половине XII - середине XV века.
Тип урока – комбинированный.
Цель урока - Раскрыть роль Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в возвышении Москвы как центра всей России, в становлении духовно-нравственных традиций российского общества.
Задачи урока
познавательные УУД – понять причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; причины изменения роли Русской православной церкви  в 14 веке.
Сравнить роль духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе (провести аналогии)
2) коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;
3) регулятивные УУД – индивидуальная работа по нахождению и исправлению ошибок, выдвижение версий.
4) личностные УУД – заполнение таблица (Я узнал, что…-Я понял, что…- Я удивлен тем, что…), самооценка и взаимооценка.
План:
1.Москва – духовный центр Руси.
2.Обретение русской церковью независимости.
3.Сергий Радонежский.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, презентация.
2. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Учитель (типичные действия, фразы диалога с обучаемыми) Ученики (ожидаемые действия, ответы)
Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
Актуализация
Давайте вспомним, какой вклад внесла Русская православная церковь в борьбу с Ордой? 
Вспоминают материал предыдущего урока, отвечают на вопрос -
-благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой,
- участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве.
Основной этап
Сегодня мы с вами расширим представления  о роли и значении церкви в истории России и сравним положение русской православной церкви  с положением католической церкви в Западной Европе.
Записывают в тетради тему урока и план.
1. Москва – духовный центр Руси.
Рассмотрите схему №1.  Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? Заполните схему. Для этого – прочитайте текст в учебнике (с.193)
Приложение №1
Делают предположения:
-причины
-цели сотрудничества
 Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве?
Отвечают на вопрос:
общая цель – объединение сил  в борьбе  с Ордой за независимость Руси и самой церкви.
Ответьте на вопрос прочитав текст (с.154) 
1.Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?
Работают с текстом, отвечают на вопрос:
церковь открыто выступала за усиление власти великого князя московского.
Заполните таблицу (раздаточный материал). Задание выполняется в паре. Приложение №2
Какой можно сделать вывод, посмотрев таблицу.
Заполняют таблицу, делают выводы:
в результате сотрудничества Москва становится религиозным центром Руси,  возрастает её роль среди русских земель. Церковь укрепляет своё духовное и политическое влияние в обществе.
Давайте вспомним, а какими были взаимоотношения церкви и власти в Западной Европе.
Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопрос:
конфликт в борьбе за лидерство.
Посмотрите на схему №2, сравните со схемой №1, какое сходство и какие отличия вы видите?
Приложение №3
Рассматривают схему, находят сходства и различия:
общее – власть искала союзников при объединении страны.
различия – союзники (власть и русская православная церковь), соперники (власть и католическая церковь; 3 сословия)
На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство при поддержке со стороны церкви. Помогают учителю в обобщении материала, делают записи в тетради.
2. Обретение русской церковью независимости.
-Вспомните, как Русь приняла  христианство?
-Кто был главой церкви?
Кто назначал митрополита?
О чём это свидетельствует? 
Прочтите пункт 3, ответьте на вопросы
-Как изменилось положение русской православной церкви в 1448 году?
-Какие последствия это имело?
Вспоминая изученный материал, отвечают на вопросы:
являлась частью православной церкви Византии.
Церковь добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.
3. Сергий Радонежский. Рассказ учителя о Сергии Радонежском.
В паре с одноклассником попробуйте воссоздать диалог между Дмитрием донским и Сергием Радонежским накануне Куликовской битвы, используя текст учебника и картину А.Н. Новосильцева на с.161 учебника.
Слушают Рассказ учителя, составляют диалог.
Выполните тест. Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны “нет”.
Выполняют тест
1.В Большую поддержку московскому ополчению в битве на поле Куликовом оказала православная церковь. (Да)
2.Иван Калита уговорил переехать из Москвы во Владимир митрополита Петра. (Нет)
3.Преподобный Сергий отправил с князем монахов - богатырей Челубея и Пересвета. (Нет)
4.В 1448 году впервые русский митрополит был избран в Москве на соборе русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. (Да)
Подведение итогов
Заполните схему
Заполняют схему - Я узнал, что… - Я понял, что… - Я удивлен тем, что…
Домашнее задание
Ответить на вопросы в конце параграфа; Подготовить небольшое сообщение на тему «Русская православная церковь в наши дни»
Приложение №1

Приложение №2
Роль русской православной церкви в объединении страны под властью Москвы
Даты Представители Сотрудничество Результаты сотрудничества церкви и князей
Духовная власть Светская власть 1326 Митрополит Петр Иван Калита– переезд митрополита из Владимира в Москву
– московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым
– строительство первых каменных храмов в Москве – преемственность власти от Великих князей Владимирских  к Московским– люди верили, что у Москвы появился небесный заступник – поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей– превращение Москвы в церковную столицу Руси
Приложение№3