РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех профессий НПО.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
Разработчики:
Якименко В.В. , преподаватель ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
18
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 160108.04 «Электромонтажник авиационной техники»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; \
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
26
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
выполнение реферата
18
работа с учебной и справочной литературой
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Содержание учебного материала
2
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
1
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Теория
10
Практические занятия
5
Самостоятельная работа
12
Всего 1 раздел
27
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
2
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
1
Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья.
Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культуры в укреплении здоровья. .
2
Практические занятия
1
Способы закаливания организма
Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение реферата по темам:
Здоровье и здоровый образ жизни.
Способы закаливания организма.
Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья.
Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека.
Тема 1.2. Вредные привычки и их профилактика
Содержание учебного материала
2
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика
1
Изучение влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и снижения умственной и физической работоспособности.
2
Изучение влияния курения на состояние здоровья. Изучение составных частей табачного дыма. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
2
Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании.
1
Практические занятия
1
Влияние курения на здоровье человека
Алголь и социальные последствия. Влияние алкоголя на здоровье человека.
Влияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ.
Социальные последствия наркомании.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение реферата по темам:
Что мы знаем о табачном дыме.
Можно ли побороть вредные привычки.
Алкоголь – причина многих бед.
Вредные привычки в моей семье.
Вредные привычки и наше будущее.
Детство и алкоголь.
Последствия наркомании.
Наркомания – привычка или болезнь?
Как противостоять среде?
Тема 1.3. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Содержание учебного материала
2
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
1
Практические занятия
1
Репродуктивное здоровье населения.
Современные средства контрацепции
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение докладов по темам:
Современные средства контрацепции.
Аборт и его последствия?
Здоровое поколение
Тема 1.4. Основные инфекционные болезни.
Содержание учебного материала
2
Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика
1
Практические занятия
1
Кишечные инфекции
Инфекции дыхательных путей
Кровяные инфекции
Самостоятельная работа обучающихся
4
Подготовка докладов по темам:
Пути передачи кишечных инфекций.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Профилактика инфекционных болезней.
Туберкулез. Пути передачи последствия.
Вирусные гепатиты.
ВИЧ-инфекция.
Как лечить инфекционного больного?
Чем опасна дизентерия?
Роль социально-бытовых факторов в распространении инфекционных заболеваний
Тема 1.5. Первая медицинская помощь
Содержание учебного материала
2
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца
1
Практические занятия
1
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Первая медицинская помощь при остановке сердца
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Первая медицинская помощь при обморожениях.
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Первая медицинская помощь при ожогах.
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая медицинская помощь при обмороке.
Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при переломах.
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Теория
6
Практические занятия
4
Самостоятельная работа
5
Всего 2 раздел
15
Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Содержание учебного материала
2
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1
Практические занятия
2
Правила поведения при пожарах и взрывах.
Правила поведения при наводнениях и землетрясении.
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Правила поведения при буре, урагане, смерчи
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
Правила поведения при наводнении.
Правила поведения при ДТП.
Правила поведения при пожаре и обрушении здания.
Правила поведения при землетрясении.
Правила поведения при химической аварии.
Правила поведения при радиационной аварии.
Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.
Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Содержание учебного материала
4
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций
1
Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны.
Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной.
Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
2
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
1
Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
2
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
1
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
1
Практические занятия
2
Оповещение и информирование населения об опасностях,- возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Правила поведения в защитных сооружениях
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка докладов по темам:
История создания РСЧС.
Органы управления гражданской обороны.
Защитные сооружения и правила поведения в них.
МЧС России
Служба скорой помощи.
Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях
Милиция как орган защиты населения от противоправных действий.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Теория
24
Контрольная работа
2
Дифференцированный зачет по всем разделам программы
2
Практические занятия
17
Самостоятельная работа
19
Всего 3 раздел
64
Тема 3.1. История Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
2
Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
1
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы
1
Практические занятия
2
Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформы XIX века.
Структура советских Вооруженных Сил
Вооруженные Силы Российской Федерации
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка рефератов по темам:
Вооруженные силы Московского государства в XIVXV веках.
Военная реформа Ивана Грозного I.
Военные реформы в России во второй половине XIX века
Создание советских Вооруженных Сил.
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
8
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
1
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
1
Практические занятия
7
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
Самостоятельная работа обучающихся
7
Подготовка докладов по темам:
Геральдика Вооруженных сил РФ.
Сухопутные войска.
Военно-воздушные силы.
Военно-Морской флот.
Ракетные войска стратегического назначения.
Космические войска.
Командование Вооруженными Силами.
Железнодорожные войска
Войска гражданской обороны МЧС.
Контрольная работа №1 по теме 3.2
1
Тема 3.3. Воинская обязанность
Содержание учебного материала
4
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.
1
Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Срок