ПЛАН урока учебной практики Тема урока «Изготовление крестильных комплектов с различными видами отделки».
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский механико – технологический техникум»
Урок учебной практики
Профессия «Швея»
Тема урока. «Изготовление крестильных комплектов с различными видами отделки».
Разработчик:
Мастер производственного обучения
Власенко Светлана Афанасьевна
2016 г
(Заключительный урок по теме программы: «Изготовление изделий ясельного ассортимента»)
ПЛАН
урока учебной практики
Профессия. «Швея»
Тема программы. «Изготовление изделий ясельного ассортимента»
Тема урока «Изготовление крестильных комплектов с различными видами отделки».
Цель урока: Изготовление обучающимися крестильных комплектов на основе полученных технологических знаний на уроках теоретического и производственного обучения.
Задачи урока:
Образовательная:
- Закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.
- Обеспечить закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков обучающихся по изготовлению изделий с различными видами отделок.
- Формировать знания и умения по выполнению элементов отделки на изделиях, назначениях отделки, ее соответствии виду, форме и цвету изделия.
Воспитательная:
- Содействовать воспитанию эстетического вкуса при выборе отделок.
- Содействовать воспитанию чувства ответственности за качество выполняемых работ.
Развивающая:
- В ходе урока содействовать развитию самостоятельности при выполнении УПР и умения использовать в работе ранее полученные знания.
- Содействовать развитию необходимых личностных качеств (аккуратности, ответственности, самоконтролю).
Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков. Выполнение комплексных работ. Урок с мультимедийной поддержкой.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Используемые педагогические технологии:
-технология игрового обучения.
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровье сберегающие технологии.
Межпредметные связи:
Технология швейного производства. Технология изготовления одежды ясельного ассортимента, ТУ на выполнение машинных швов.
Информатика и ИКТ. Тема: Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.
Материаловедение. Тема: Отделочные материалы.
Оборудование швейного производства. Тема: Универсальные швейные машины; обмёточные машины; оборудование ВТО.
Методическая цель: Обмен опытом организации учебной деятельности в группах с использованием ИКТ.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:
- швейное оборудование: машины 236кл, 51кл;
- оборудование для ВТО: утюжильные столы, утюг;
- набор инструментов и приспособлений для ручных работ.
- технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- видеофильм
- карточки-задания для проверки знаний и умений.
-технологические карты по теме урока.
- готовый крой для выполнения практической работы, отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; образцы вариантов отделки изделий; швейные цветные нитки.
Подготовительный этап:
- выдать опережающие задания двум обучающимся: подготовить краткие выступления (1–2 мин.) по теме крестильная одежда и виды отделочных материалов.
Ход урока
1.Организационный момент
- Поприветствовать обучающихся и коллег.
- Проверить готовность группы к уроку: наличие спецодежды, дневников по п/о. - Зафиксировать результаты в журналах по п/о и 1 ступени контроля
по технике безопасности.
2.Вводный инструктаж
2.1.Целевая установка:
Сообщить тему и цель урока. Записать тему урока в журнал и в дневники по п/о.
2.2. Мотивационный компонент:
- Мотивация к изучению нового материала (демонстрация образца – эталона крестильной одежды).
2.3. Актуализация опорных знаний
Проверить теоретические знания по теме: «Изготовление изделий ясельного ассортимента», в виде устного опроса:
- Назовите ассортимент белья для новорождённых?
- Из какой ткани изготавливают одежду для детей и почему?
- Объясните почему соединительные швы в одежде для новорождённых выполняются на лицевой стороне?
- Работа по карточкам- заданиям по ранее изученной теме, обучающиеся, в количестве пяти человек, должны ответить на вопрос по теории и выполнить практическое задание по изготовлению чепчика. (приложение 1)
2.4. Формирование и совершенствование умений и навыков обучающихся.
Проверка домашнего задания.
- Заслушать сообщения обучающихся (приложение 2,3)
- Демонстрация презентации «Виды крестильной одежды»
- Объяснить для чего предназначена крестильная одежда и чем она отличается от обычной.
- Показать правильные рабочие приёмы по обработке среза кружевом, шитьём.
- Повторить правила безопасной работы на швейном и утюжильном оборудовании.
2.5. Закрепление нового материала:
-Для чего предназначена крестильная одежда?
- С какими видами отделки мы сегодня познакомились?
- Перечислите виды отделок? (ответ – кружево, окантовочная тесьма, канты, аппликации, вышивка.
- Для чего служит отделка? (ответ- отделка служит для украшения внешнего вида изделия.)
2.6.Подведение итогов вводного инструктажа.
- Выдать задания и технологические карты с последовательностью изготовления крестильного комплекта (приложение 4-8).
- Сообщить норму времени и критерии оценивания.
- Расставить обучающихся по рабочим местам.
3. Текущий инструктаж
3.1. Самостоятельная работа обучающихся
Каждый обучающийся отшивает изделие согласно технологической карте.
- Подготовить оборудование и инструменты
- Проверить наличие деталей кроя и контрольных знаков.
- Заготовить окантовочную бейку.
- Изготовить чепчики с соблюдением ТУ.
- Изготовить косынку с соблюдением ТУ.
- Изготовить рубашки с соблюдением ТУ.
- Изготовить простынки с соблюдением ТУ.
- Провести окончательную отделку и ВТО.
- Проверить качество отшитого изделия и сдать мастеру на проверку.
3.2 Инструктаж и целевые обходы мастера.
Результаты обхода фиксируются в оценочном листе (приложение 9).
– Проследить за своевременным началом работы.
– Проверить правильность выполнения трудовых приемов и операций.
– Проследить за соблюдением правил безопасности труда.
- Провести физ. минутку
- Проверить правильность выполнения приёмов самоконтроля.
- Проверить качество выполнения операций, для своевременного выявления и
устранения дефектов обработки.
– Оказать индивидуальную помощь обучающимся.
- Выдать дополнительную работу наиболее успевающим обучающимся.
- Принять отшитые изделия и оценить их качество.
4. Заключительный инструктаж (15 мин.)
-Подвести итог, сообщить о достижении целей урока.
- Заполнить дневники по п/о, выставить оценки.
- Сообщить тему следующего урока.
- Выдать домашнее задание: Составить Синквейн по теме «Распашонка»
- Убрать рабочие места.
Приложение 1
Карточка – задание №1
Тема урока: «Изготовление крестильного комплекта с различными видами отделки»
Ф.И обучающегося .Задания Замечания Баллы
1.Домашнее задание:
2.Теоретическое задание: Перечислить правила безопасности при работе с утюгом. (письменно)
3.Практическое задание: Стачать боковые срезы чепчика и обметать на спец. машине. 4.Задание для самостоятельной работы в цехе:
Итого: Карточка – задание №2
Тема урока: «Изготовление крестильного комплекта с различными видами отделки»
Ф.И обучающегося .Задания Замечания Баллы
1.Домашнее задание:
2.Теоретическое задание: Перечислить правила безопасности при машинных работах. 3.Практическое задание: По надсечкам закрепить ручными стежками складки по нижнему срезу чепчика 4.Задание для самостоятельной работы в цехе:
Итого: Карточка – задание №3
Тема урока: «Изготовление крестильного комплекта с различными видами отделки»
Ф.И. обучающегося .Задания Замечания Баллы
1.Домашнее задание:
2.Теоретическое задание: Перечислить виды отделок (письменно) 3.Практическое задание: Обработать верхний срез чепчика на спец. машине.
4.Задание для самостоятельной работы в цехе:
Итого: Карточка – задание №4
Тема урока: «Изготовление крестильного комплекта с различными видами отделки»
Ф.И обучающегося .Задания Замечания Баллы
1.Домашнее задание
2.Теоретическое задание: Выбрать правильные ответы.
Обрыв верхней нити может произойти, если:
а) неправильное положение лапки;
б) неправильная заправка верхней нити;
в) ослаблен фрикционный винт;
г) некачественная игла (плохая полировка ушка)
д) сильное натяжение верхней нити.
3.Практическое задание: Заготовить окантовочную бейку.
4.Задание для самостоятельной работы в цехе:
Итого: Карточка – задание №5
Тема урока: «Изготовление крестильного комплекта с различными видами отделки»
Ф.И обучающегося .Задания Замечания Баллы
1.Домашнее задание:
2.Теоретическое задание: Перечислить правила безопасности при выполнении операций по ВТО. 3.Практическое задание: Обработать нижний срез чепчика
окантовочной бейкой. ВТО. 4.Задание для самостоятельной работы в цехе:
Итого: Приложение 2
Рубашки и платья для крестин издревле считались одними из главных нарядов человека, который шился и изготавливался с особой тщательностью. Для того чтобы одеть один единственный раз и хранить потом на память всю оставшуюся жизнь. Одежду для крещения шили всем женским коллективом дома, где произошло счастье. Крестильные рубашки для мальчиков и крестильные платья для девочек шились нарядно, но без излишеств, вышивались в лучших традициях края и области.. Крестильный набор для новорожденного должен быть удобным. Существует различие между крестильной одеждой для мальчиков и для девочек. Набор для мальчика состоит из рубашки, в то время как основой наряда для девочек является, конечно, платье для крещения. Крестильная рубашка скорее должна быть однотонной, расшита тесьмой или кружевом.
В готовые крестильные наборы обычно входит все необходимое для проведения Таинства: пеленка, сорочка и головной убор, оформленные в едином стиле. Состав крестильных комплектов может варьироваться в зависимости от пола и возраста ребенка. Например, в крестильные наборы для новорожденных и малышей до 6 месяцев входит пеленка с капюшоном, а для детей старше года - простынка с красивой кружевной отделкой. В стандартный набор для Крещения девочки
Одежда для Крещения детей должна быть:
- удобной для надевания, так как во время Крещения предстоит несколько раз снять и надеть крестильную рубашку или платье.
- одежда, как простынка и полотенце для Крестин, должна хорошо впитывать влагу. Это важно, так как ребенка будут окунать в купель.
- ткань тоже следуют выбирать мягкую и нежную, чтобы избежать натираний или других неприятных контактов с кожей малыша.входит косыночка, а в крестильный комплект для мальчика – кружевной чепчик.
Приложение 3
Виды отделки
Отделка швейных изделий бывает самой разнообразной. В качестве отделки используют различные отделочные материалы – кружево, ленту, шитьё, пряжки, пуговицы и др. Отделкой могут служить и дополнительные детали – карманы, клапаны, воротники, оборки, воланы
Давайте рассмотрим виды отделок:
ДЕКОРАТИВНАЯ ТЕСЬМА. Выпускается она в большом ассортименте: шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная, тканая и плетеная, одноцветная, пестрая, орнаментированная. Каждому стилю – романтическому, спортивному, фольклорному, элегантному – соответствуют свои виды тесьмы. Наиболее известные виды тесьмы: отделочная и «вьюнчик».
КРУЖЕВО. Кружева могут быть машинные и ручной вязки. Эта отделка используется в виде лент различной ширины и цвета. Кружевные ленты могут быть КРАЕВЫМИ, одна из сторон которых, имеет гладкий край, а другая – зубчатый, узорный. Краевые кружева предназначены для отделки краев изделия или настрачивания на изделие с одной стороны.
ПРОШВА или ШИТЬЕ – полосы тонкой ткани х/б или шелковой, на которой нанесена машинная вышивка с отверстиями, обметанными по краям.
АППЛИКАЦИЯ. Отделка изделия кусочками отделочного материала, нашитыми вручную или настроченными на швейной машине по рисунку на лицевую сторону.
ОБОРКИ – это отделка изделия полосками ткани, выкроенными по поперечной нити или под углом 45 к нитям основы и сосборенными с одной стороны.
РЮШИ – это оборки, два среза которых обработаны. Они прикрепляются к изделию накладным швом. Рюши бывают простые, фигурные, сложные.
БЕЙКА - это полоски отделочной ткани, настрачиваемые на изделие.
Приложение 4
Технологическая карта на изготовление крестильной рубашки для мальчика.
Обработать нижние срезы цельнокроеных рукавов рубашки кружевом.
Обметать швы рукавов на спец. машине и провести ВТО.
Обработать кружевом центральные срезы на кокетках переда.
Притачать кокетки к нижней детали переда.
Обметать шов притачивания кокеток на спец. машине и провести ВТО.
Стачать боковые срезы рубашки.
Обметать боковые швы на спец. машине и провести ВТО.
Окантовать горловину косой бейкой, оставляя обработанные концы бейки для завязок.
Обработать низ рубашки кружевом.
Обметать шов на спец. машине и провести ВТО.
Провести окончательную отделку и ВТО готовой рубашки.
Приложение 5
Технологическая карта на изготовление чепчика.
Соединить боковые срезы чепчика стачным швом.
Обметать боковые швы чепчика на спец. машине и провести ВТО.
Обработать передний срез чепчика кружевом.
Обметать шов соединения на спец. машине и провести ВТО.
Заложить две складки по низу чепчика и закрепить их машинной строчкой.
Заутюжить косую бейку.
Окантовать нижний срез чепчика косой бейкой, оставляя обработанные концы бейки для завязок.
Провести окончательную отделку и ВТО готового чепчика.
Приложение 6
Технологическая карта на изготовление крестильной простынки.
Обработать срез уголка кружевом.
Обметать шов соединения на спец. машине и провести ВТО.
Наложить кружевной уголок на лицевую сторону простынки и закрепить машинной строчкой.
Заутюжить косую бейку.
Окантовать срезы простынки косой бейкой.
Провести окончательную отделку и ВТО готовой простынки.
Приложение 7
Технологическая карта на изготовление крестильной рубашки для девочки.
Обработать нижние срезы цельнокроеных рукавов рубашки кружевом.
Обметать швы рукавов на спец. машине и провести ВТО.
Обработать кружевом центральные срезы на лифе переда.
Стачать боковые срезы лифа.
Обметать боковые швы на спец. машине и провести ВТО.
Окантовать горловину косой бейкой, оставляя обработанные концы бейки для завязок.
Стачать боковые срезы юбки.
Обметать боковые швы юбки на спец. машине и провести ВТО.
На стачивающей машине по верхнему срезу юбки проложить две параллельные редкие строчки со слабо затянутыми стежками: первая на расстоянии 0,5-0,7 см от среза; вторая на расстоянии 0,5 от первой и стянуть нижними нитками на необходимую длину, равномерно распределяя сборки.
Соединить юбку с лифом стачным швом.
Обметать срезы соединения юбки с лифом на спец. машине и провести ВТО.
Обработать низ рубашки кружевом.
Обметать шов на спец. машине и провести ВТО.
Провести окончательную отделку и ВТО готовой рубашки.
Приложение 8
Технологическая карта на изготовление косынки.
Обработать верхний срез косынки кружевом.
Обметать шов соединения на спец. машине и провести ВТО.
Подшить боковые срезы косынки швом вподгибку с закрытым срезом.
Провести окончательную отделку и ВТО готовой косынки.
Приложение 9
Оценочный лист обучающихся
Ф.И. обучающегося Работа на вводном инструктаже Выполнение
практического
задания Соблюдение ТУ Соблюдение
правил безопасного
труда Качество отшитого изделия Итого
1. 2. 3. 4. 5. Баллы - оценка
21 – 25 5
16 - 20 4
11 – 15 3
6 – 10 2
0 – 5 1