Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания.
Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания.
В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. XXI-й век – это время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение”. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Что же такое метапредмет? “Мета” с древнегреческого – означает “стоящее за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Марина Половкова, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования считает: “Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”
Все это предопределило выбор темы исследования: «Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания»
Методологической базой данного инновационного проекта являются исследования Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, А.А. Устиловской, ведущих специалистов, работающих в Институте инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы, в области метапредметных технологий. В контексте мобильности и стремительности развития современной жизни, изменяемости требований к системе образования, идеи этих ученых кажутся нам наиболее значимыми и отвечающими требованиям современной жизни.
Обоснование актуальности темы. На актульность темы указывает прежде всего необходимость реализации инновационных изменений в преподавании истории и обществознания. Речь идет:
во-первых, в освоении новых технологий организации деятельности учеников;
во-вторых, в формировании и развитии универсальных учебных действий;
в-третьих, в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.
Цель: опираясь на «Закон об образовании» и реализуя метапредметный подход, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира.Задачи для достижения поставленной цели:
Совершенствовать собственную методику преподавания истории и обществознания в рамках метапредметных технологий путем повышения квалификации и изучения теоретического материала.
Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития универсальных учебных действий.
Учить самостоятельно находить и видеть задачу в окружающей действительности и решать её.
Условия для реализации проекта:
Изменение роли учителя:
учитель – диагност, понимающий, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, какие способности у него развиты в большей степени, какие методы обучения работают на его ближайшую зону развития;
учитель – инженер-конструктор индивидуального образовательного пути ученика;
учитель – консультант, сопровождающий процесс образования ученика;
учитель – эксперт, оценивающий глубину освоения материала и сформированности универсальных учебных действий.
Изменение содержания образования, использование практики открытых задач, включающей в себя все ключевые понятия, взаимосвязи между ними, методические рекомендации по обучению, теоретический инструментарий для учащихся.
Ломка привычных, рутинных методов педагогического труда, конструирование деятельностных метапредметных сценариев учебных занятий.
Необходимость консультационной методической и психологической поддержки всех участников проекта.
Объект исследования: содержание образовательного процесса в школе.
Предмет исследования: метапредметная направленность содержания образования как средство обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития ребенка.
Гипотеза. Традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют ориентировать школу на формирование личности, интегрированной в общество, мотивированной к самообразованию, обладающей информационной культурой. В условиях перехода на ФГОС нового поколения эффективность образовательного процесса повысится, если:
во-первых, в качестве одного из его важнейших средств используется метапредметное содержание;
во-вторых, проектно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет сформировать у них универсальные/метапредметные умения и навыки.Методы и методики проверки гипотезы
1.Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме.
2.Социологические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение.
3.Метод системного анализа объекта исследования.
4.Метод проектирования и моделирования.
5.Метод педагогического эксперимента.
Основными результатами инновационной работы должны стать:
1. Модель метапредметного образовательного процесса и алгоритм разработки и проведения метапредметного учебного занятия.
2. Комплекс метапредметных учебных занятий для обучающихся 5-7 классов.
3. Методические рекомендации по метапредметному обучению в современной школе.
4. Результативность участия обучающихся в дистанционных метапредметных олимпиадах, конкурсах.