План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Путешествие на подводной лодке»


ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»











План-конспект занятия
по развитию речи
в старшей группе
на тему «Путешествие на подводной лодке»









Разработал: Лаптева Наталья Викторовна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
Проверил: Емельянова Марина Михайловна










г. Арзамас, 2017
Тема занятия: «Путешествие на подводной лодке»
Дата проведения: 18.02.2017г.
Цель: создать условия для расширения представлений об обитателях моря
Задачи:
- содействовать совершенствованию словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, выразительности речи;
- способствовать развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- побуждать согласовывать речь с движениями;
- содействовать активизации логического мышления, внимания, памяти, воображения;
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.

Оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособие «Театральные шумы» («Море») ; картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня солнечный морозный день. Какое у вас настроение? (Дети отвечают) Давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым и веселым будет много лет»
Я приглашаю вас в морское путешествие. Мы опустимся в морские глубины, чтобы полюбоваться красою подводного мира и познакомимся с его обитателями.
Воспитатель берет глобус.
А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.
Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?
Дети: Голубым цветом изображена вода.
Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.
Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер) . Давайте вспомним стихотворение: « Ветер дует задувает.»
(Дети все вместе читают стихотворение наизусть)
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(воспитатель включает запись звуков моря.)
Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?
Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.
А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показывает картинку.)
В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места.
Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). И прежде чем погрузиться мы должны сказать пароль- скороговорку..
- на реке карп, на море- краб.
Итак.мы погрузилисьМы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце.
Посмотрите, какая красивая рыбка, скажите, а рыбы умеют говорить? (нет) Вот и наша рыбка поет свою песенку беззвучно. Но если мы с вами постараемся, мы сможем услышать песенку рыбки. Я буду показывать звуки, а вы их озвучивать. ( А, О, И, О)
Артикуляционная гимнастика
Рот пошире открываем,
«А-а-а» мы напеваем.

Губки в овале округлы, как «о».
«О» повторяем еще и еще.

Сделай округлыми губки,
Вытяни дальше вперед.
Станут подобными трубке,
Если «у» между ними идет.

Растяни в улыбке губки,
Чтоб не видны были зубки.
Губки вместе собери
И улыбку повтори.

Игровое упражнение «Найди слово»
Воспитатель: Я буду называть пары слов, а вы искать слово с нужным звуком.
Звук (а) – аист – воробей, сирень – астра, мак – розы
(у) – утка-галка, удочка- рыба, нос – уши
(и) ива – дуб, снег – иней, изба – дом
(о) озеро – река, лиса- ослик, окна – дверь.

Воспитатель: Смотрите, справа кто-то к нам подплывает, мы узнаем если загадку отгадаем.
Властелин семи морей
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Это – чудо-рыба
Ребенок: :кит- Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком. Кит очень любит плескаться в воде. Давайте на наших карточках обведем по точкам изображение кита и волн.
Педагог подводит детей к столам, где для них приготовлены карточки с заданиями.
Воспитатель: Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное.
Загадка про дельфина
Только мимо нас проплыли, Поиграли и уплыли. Среди волн мелькают спины, Дети, кто это?

Ребенок: дельфин
Воспитатель: Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках и легко поддаются дрессировке.
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы  придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Светлеть- темнеть
Храбрость – трусость
Мерзнуть- согреваться
Трудолюбие –ленивость
Радостный- грустный..
Страшный – красивый
Тишина- шум..
Слабый – сильный      
Смелый , скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
Сухой- мокрый
Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? В море зонтики плывут, Куда волны их несут, Обжигают как огонь, Береги свою ладонь
Ребенок : Медуза
Воспитатель: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.
Беседа после просмотра слайдов с изображением медуз
- На что медузы могут быть похожи? Какой они формы? (Медузы похожи на раскрытые зонтики: они могут напоминать по форме колокольчики, фонарики, блюдца, шляпы).
- Почему до медуз не следует дотрагиваться? (Медузы бывают ядовитыми. Они могут обжечь).
- Какого цвета медузы? (Медузы бывают прозрачные, голубые, розовые, красные, лиловые).
Давайте уплывём подальше от этой опасной медузы.
Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из лодки.. Как здесь красиво. Давайте
Проведем физкультминутку «Море волнуется раз»
Воспитатель: Ребята, а еще на морском дне можно поиграть камешками. Возьмите в руки камешек, который вам больше нравится.
Сенсорный тренинг «Гладкий камешек» (дети гладят, перебирают камешки, стучат ими друг о друга и т.д.).
-ребята, а какие у вас камушки.
Ответы детей..
Воспитатель: Ребята, а вы сможете назвать хищника на этой картине (акула). Она тоже приготовила нам игру, которая называется «Вопросы - ответы». Передаём акулу друг другу, отвечая на мои вопросы.
Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее (улыбочка) .
Если это рыба – у нее (улыба) .
Если это рыбина – у нее (улыбина) .
Если это рыбища – у нее (улыбища) .
Воспитатель: . Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили.
(слышится сильный шум моря) Что- то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх. И опять нам поможет измеритель глубины. Только теперь мы будем подбирать определения к слову «солнце», то есть отвечать на вопрос: солнце какое?
Дети подбирают слова: круглое, лучистое, жаркое, горячее, огромное
Воспитатель: Ну вот мы и на сушедома.. молодцы..: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями.       Понравилось вам путешествие? Что понравилось больше всего? Какие трудности испытали
Список использованной литературы
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет)/ авторы- сост.: О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016
Самоанализ занятия



Схема самоанализа внеклассного мероприятия
Цель занятия (обучающая, воспитывающая, развивающая).
Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют; какие навыки и умения совершенствуют.
Применение технических средств и наглядных пособий.
Осуществление межпредметных связей и связей между учебной и воспитательной работой.
Воспитательное значение мероприятия: формирование интереса к занятиям, к предмету, воспитание коллективизма, познавательной активности, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в ходе занятия.
Количество присутствующих, их активность в подготовке и непосредственно на мероприятиях.
Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.
Реализация намеченного плана.
Осуществление учебных и воспитательных целей (способствует ли мероприятие повышению качества знаний учащихся, коррегирует ли их деятельность, способствует ли формированию положительных качеств личности.
Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.