Исследовательская работа: Участие подводной лодки Щ-214 в Великой Отечественной войне в 1941 — 1942 гг. — Савич К.В., Цыба В.В.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Историческая номинация конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству».
Исследование:
УЧАСТИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-214 В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В 1941 – 1942 гг.
Выполнила:
ученица 8-го класса
МБОУ Комбайновская оош
Савич К.В.
Руководитель:
Учитель истории
МБОУ Комбайновская оош
Цыба В.В.
с. Рясное
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ Щ-214
§ 1.1. Основные характеристики подводной лодки Щ-214……..……...………6
§ 1.2. Капитан Власов Владимир Яковлевич и состав экипажа подводной лодки Щ-214…………………………………………………….…………………8
ГЛАВА II. БОЕВЫЕ ПОХОДЫ 1941 ГОДА
§ 2.1. 1-й боевой поход (18 суток). Затишье. 2-й боевой поход (19 суток). Атака итальянского танкера «Торчелло»…………….………………………...10
§ 2.2. 3-й боевой поход (19 суток) Шторм. Потопление турецкой шхуны......14
ГЛАВА III. ПОХОДЫ 1942 ГОДА
§ 3.1. 4-й боевой поход (20 суток) Пленные капитаны….…………………….17
§ 3.2. 1-й транспортный поход (2 суток). Гибель подводной лодки ………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Великая Отечественная война является ключевым моментом в истории России. Победа советской армии состоялась во многом благодаря действиям морского флота, в том числе и подводных лодок. К сожалению, после окончания войны эта деятельность была известна только узкому кругу специалистов. Встречаются случаи, в которых не ясно, кто совершал успешные атаки и кто, где и по какой причине погиб. Данная работа – попытка разобраться в этих вопросах на примере подводной лодки Щ-214. При этом опыт прошлого важен и актуален в настоящем, а именно в вопросе управления Черноморским флотом, – ведь это ключевой рубеж обороны России.
2014 год является юбилейным для русского флота. 300 лет назад произошла победа русского флота у мыса Гангут – первом в русской истории масштабном морском сражении.
Объектом данного исследования является подводный флот СССР в годы Великой Отечественной войны.
Предметом данного исследования являются история и военные действия подводной лодки Щ-214 в годы Великой Отечественной Войны
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1942 (участие подводной лодки в боевых действиях Великой Отечественной войны).
Целью данного исследования является изучение военной деятельности подводной лодки Щ-214 в составе Черноморского флота в 1941-1942 годах.
Задачи исследования.
Проанализировать эффективность подлодки Щ-214;
выяснить, как происходила гибель подлодки;
определить роль подводной лодки Щ-214 в Великой Отечественной войне;
охарактеризовать основные характеристики подводной лодки;
раскрыть личность капитана подводной лодки Власова В.Я.;
выявить потопленные цели подводной лодки в 1941-1942 годах;
охарактеризовать боевые походы подводной лодки.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава состоит из трех параграфов, вторую главу составляют также три параграфа, третья глава состоит из двух параграфов.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, системности и объективности. Для решения поставленных задач были использованы следующие общенаучные методы исследования - анализ, синтез, обобщение. Каждое историческое явление и событие рассматривалось не изолированно, а в связи с другими, при их оценке учитывалось место, время и условия, в которых они происходили, а выводы и оценки основывались на фактах. Поскольку принцип историзма требует от исследователя рассматривать процессы с момента их возникновения в развитии с учётом влияния на них обстоятельств, то в этой работе будут сочетаться различные методы исследования.
Степень изученности. Данная тема является малоизученной. Информацию по ней можно найти только на немногочисленных сайтах, посвящённых Морскому флоту времён Великой Отечественной войны, и в специальной литературе: Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945»; Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне; Бойко В.Н. «Трагедии Черноморского подплава»; Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот»; Морозов М.Э., Кулагин К. П. «Щуки». Легенды советского подводного флота».
Источниковая база исследования.
Первую группу источников составляют фотографии подводной лодки, экипажа, документы и карты исследуемого исторического периода. (Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э.)
Вторую группу источников составляют воспоминания единственного выжившего члена экипажа подводной лодки Щ-214 электрика Плешкова Д.Ф. под названием «Погибал, но не погиб» (Витязи черноморских глубин. Симферополь, 1978).
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ Щ-214
§ 1.1. Основные характеристики подводной лодки Щ-214
Подводная лодка типа «Щ», X серия (Приложение 1) имела водоизмещение надводное – 586 тонн, подводное – 708 тонн. Её размеры: длина – 58,8 метров, ширина – 6,2 метров, осадка – 4,0 метра. Скорость хода надводная – 14,1 узлов, подводная – 8,5 узлов. Дальность плавания: над водой 4500 миль при 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах. Имелись силовые установки: две дизельных по 800 лошадиных сил и два электромотора по 400 лошадиных сил. Щ-214 имела на вооружении: 4 носовых и 2 кормовых 533-милиметровых торпедных аппарата (10 торпед), 245-милимитровые орудия 21-К. Глубина погружения: рабочая – 75 метров, предельная – 90 метров.
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.
Полуторакорпусные лодки типа «Щ» (Приложение 2) имели семь (III серия – шесть) отсеков: первый и седьмой – торпедные; второй и третий – жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек – центральный пост; пятый – дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно – два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).
На лодках Х серии удалось добиться увеличения надводной скорости за счет установки новых дизелей марки 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 оборотов в минуту, позволивших получить наибольшую скорость 14,1–14,3 узлов против 12,3 на подводных лодках серии V бис-2. Из других усовершенствований и нововведений следует отметить установку опреснителя системы НИИВК, 40 л/ч, новую конструкцию глушителя, уменьшившую «парение» глушителя, а, следовательно, снижавшего демаскировку лодки, установку сетепрорезателя типа «Краб» и нового перископа итальянской фирмы «Галилео» (длина 9 м и диаметр 180 мм).
На подводной лодке были проведены принципиальные изменения в системе воздуха высокого давления, применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное продувание цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с.
Окраска: у подводной лодки корпус и надстройка выше ватерлинии были темно-серыми. Подводная часть – черная (Кузбасс-лак). Винты – бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса. Литерно-цифровое обозначение на рубке – белого цвета; в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса.
Подводная лодка Щ-214 была заложена 13 июля 1935 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1038. 23 апреля 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав Черноморского флота.
К началу Великой Отечественной войны «Щ-214» находилась в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ. Подводная лодка проводила текущий ремонт в Николаеве. Обязанности командира корабля временно исполнял капитан-лейтенант Апостолов Георгий Петрович (Приложение 3). 10.7.1941 перешла из Николаева в Одессу. В 11 июля 1941 года «Щ-214» перешла в Севастополь, где на заводе № 201 провела испытание механизмов, докование и навигационный ремонт. 20 июля командиром корабля вновь назначается капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Власов Владимир Яковлевич (Приложение 4), который командовал субмариной с декабря 1939 по март 1941 года.
§ 1.2. Капитан и состав экипажа и лодки Щ-214
В состав экипажа (Приложение 5) подводной лодки Щ-214 входил 41 человек. 39 из них погибли (Приложение 6) при ведении боевых действий, выжили лишь двое: моторист Николай Васильевич Полтавцев, который впоследствии погиб в плену, и электрик Дмитрий Федотович Плешаков (Приложение 7). Второму удалось сбежать из плена и в дальнейшем продолжить службу в пехоте. В вышедшем в 1978 году сборнике «Витязи черноморских глубин» есть его воспоминания «Погибал, но не погиб!»
Во время Великой Отечественной войны капитаном Щ-214 являлся Власов Владимир Яковлевич
В 1929 году он стал корабельным курсантом канонерской лодки «Красный Крым» («Красная Армения»). После окончания военно-морского политического училища им. Рошаля в 1929 году назначен политруком батареи артиллерийского полка береговой обороны, роты линкора «Парижская коммуна». С марта 1932 года Власов – инструктор-литератор политического управления МСЧМ, старший инструктор политотдела бригады ПЛ. В феврале 1935 года он назначен военкомом «Щ-121», а в феврале 1938 временно исполняющим обязанности командира «Щ-123». В июле 1939 года, после завершения курса подготовки в учебном отряде подводного плавания им. Кирова, Владимир Яковлевич назначен помощником командира «Щ-132», а в августе 1939 становиться командиром «Щ-213». С декабря 1939 Власов – командир подводной лодки Щ-214, а с марта 1941 командует «Щ-215». В этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны. В июле 1941 года Владимир Яковлевич вновь назначен командиром подлодки «Щ-214», на которой совершил 4 боевых похода и 1 транспортный рейс в Севастополь. В одной торпедной (выпущена 1 торпеда) и 5 артиллерийских атаках подводная лодка под его командованием потопила 1 танкер (3336 брт) и 5 шхун (ок. 485 брт).
2 мая 1942 года Власову присвоено звание капитана 3 ранга, он был награжден орденом Красного Знамени.
Морозов М.Э. так описывает капитана подводной лодки Щ-214 и его взаимоотношения с личным составом: «Власов – личность действительно интересная, но большей частью странная. Много читал о нем в политдонесениях. Несмотря на то, что он по происхождению из политруков, как комиссар он был никакой. С личным составом практически не общался и не работал. Наказывал за любую оплошность однообразно и довольно жестко – лишение увольнения на берег. Был подвергнут критике командованием и политорганами, после чего начал исправляться. Удалось наладить связь с экипажем, заслужить определенный авторитет. На этом моменте он трагически погиб».
ГЛАВА II. БОЕВЫЕ ПОХОДЫ 1941 ГОДА
§ 2.1. 1-й боевой поход (18 суток). Затишье. 2-й боевой поход (19 суток). Атака итальянского танкера «Торчелло»
Двенадцатого сентября 1941 года в 13:16 вышла в первый боевой поход из Севастополя в дозор на позицию № 2 (Приложение 8) в район юго-западнее мыса Сарыч. Встреч с кораблями противника не имела. Тридцатого сентября 1941 в 17:07 прибыла в Феодосию.
После пробного выхода на дозорную позицию к мысу Сарыч во второй половине сентября 1941 года «Щ-214» привлекают для действий на вражеских коммуникациях. 30 октября подводная лодка вышла во второй боевой поход в район Зейтин-бурну (позиция № 24) (Приложение 9). На борту субмарины находился командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 3 ранга Успенский Борис Александрович. Субмарина действовала достаточно агрессивно: прибыв в указанный район утром 2 ноября, уже в ночь на 3 ноября она досмотрела турецкую шхуну. Когда сигнальщик Валяев обнаружил в темноте силуэт судна, была немедленно объявлена боевая тревога, торпедные аппараты приготовили к выстрелу. Подводная лодка легла на курс сближения. Однако после того как в судне была опознана турецкая парусная шхуна, командир «Щ-214» по предложению Успенского отказался от атаки и, дав отбой боевой тревоги, приступил к продолжению ночного поиска.
В 00.32 был обнаружен силуэт ещё одной шхуны. Власов объявил артиллерийскую тревогу и пошёл на сближение. Парусник включил отличительные огни. Догнав судно, «Щ-214» описала вокруг него циркуляцию для осмотра. Трёхмачтовая парусно-моторная шхуна имела водоизмещение около 350 тонн, груз составляли тюки хлопка.
Шхуна дала самый полный ход и попыталась уйти от лодки, однако «Щ-214», увеличив скорость, настигла её.
В 01.05 с дистанции 150 метров подводная лодка открыла огонь из носового 45-мм орудия. Первый же снаряд попал в борт шхуны, вызвав на ней пожар.
В 01.10 артиллерийский огонь был прекращён (всего было израсходовано 8 45-мм снарядов). Шхуна горела и медленно погружалась. Дав средний ход, командир лодки покинул район потопления шхуны (точка с координатами 41°45` с.ш. 28°16` в.д.).
Плешаков, участвовавший в походе, так описывал атаку: «Наконец наступило второе ноября (1941 года). Ночью мы по очереди поднимались на мостик, чтобы покурить. Свежий ветер расшевелил море. Недалекий берег и водную поверхность освещала луна. Вдруг старшина 2-ой статьи Романенко доложил:
– Силуэт справа!…
О последующих событиях я узнал позднее, когда экипаж во всех подробностях обсуждал ночную атаку. Помнится, на мостике находился Успенский, Власов и вахтенный командир Батькович. Была объявлена боевая тревога. На лунную дорожку выходила трехмачтовая шхуна. Власов запросил у комдива разрешения атаковать ее артиллерией. Успенский дал «добро». Услышав приказание командира «Артрасчет, наверх!», я бросился к рубочному трапу. Свое место у сорокапятимиллиметровой пушки занял первым. Быстро установил прицел, и, торопясь выполнить команду управляющего огнем лейтенанта Алексея Александровича Емелина, развернул орудие в сторону шхуны.
Ожидая данные для стрельбы, рассматривал шхуну. Шла она под мотором, заметно кренясь от надувшихся парусов. Стрелять мне по учебным целям приходилось не раз, а вот вести огонь по настоящему противнику предстояло впервые. «Не волноваться!» – успокоил себя и начал выбирать точку наводки поближе к корме судна.
Прозвучала команда «Огонь!». Чтобы не ослепило вспышкой выстрела, я на миг зажмурился. Почувствовав толчок резины прицела в переносицу, вновь открыл глаза и продолжал наводку. Трасса снарядов «сорокопятки» прошила шхуну. На ней вспыхнул пожар. Пламя охватило корму, парус. Судно начало разворачиваться, а мы ему посылали в борт все новые и новые снаряды, пока шхуна не затонула.
Артиллеристы ходили именинниками. Сами всего, конечно, не видели. Позднее я узнал, что своим первым снарядом я лишил шхуну хода. Очень точный огонь из кормового орудия вел и мой товарищ Сахаров».
Спустя несколько часов артиллерийским огнем (израсходовано 8 45-мм снарядов) Щ-214 потопила другую шхуну, не остановившуюся для досмотра. Ей оказалась турецкая «Kaynak Dere» (85 брт) с грузом хлопка, совершавшая рейс в Варну. Никто из членов экипажа шхуны не пострадал – всех моряков вскоре подобрало проходившее мимо судно. «Kaynak Dere» стала первым турецким судном, погибшим от атак советских подводных лодок в годы Второй Мировой войны.
Утром 4 ноября в 3 – 4 милях севернее мыса Куру-бурну «Щ-214» произвела торпедную атаку одиночного судна, но так как допустила опоздание с выстрелом в 42 секунды, единственная выпущенная торпеда прошла мимо.
Вечером 05.11.1941 в 19.03 подводная лодка всплыла в крейсерское положение. В 21.19 вахтенный командир старший лейтенант Луканидин В. Г. (Приложение 10) обнаружил по пеленгу 250° на дистанции 15 кабельтовых силуэт транспорта, идущего без огней из Босфора курсом 320° со скоростью 10 узлов (курсовой угол цели – 110° правого борта). Посчитав обнаруженное судно неприятельским, Власов объявил боевую тревогу. Начато маневрирование для выхода в торпедную атаку по транспорту, оказавшимся танкером водоизмещением 8-10 тысяч тонн. В 21.24 торпедные аппараты № 2, 3 и 6 приготовлены к выстрелу. В уравнительную цистерну принято 3 тонны воды.
В отсеках подготовили к боевому использованию аварийный инструмент. В 21.26 отдана команда: «Торпедные аппараты 3 и 6, товсь!»
В 21.28 «Щ-214» застопорила дизели и перешла на электромоторы. Аккумуляторная батарея – параллельно. Дан самый полный ход. В 21.36 в точке с координатами 41°52,5` с.ш. 28°22,2` в.д. лодка произвела из надводного положения с дистанции 4 кабельтова торпедную атаку (Приложение 11), прицельно выпустив одну торпеду из носового аппарата № 3 при угле упреждения 10,5° и угле встречи 100°. Через 45 секунд торпеда поразила кормовую часть танкера в районе машинного отделения и взорвалась.
В 21.38 торпедированное судно начало тонуть кормой.
В 21.43 от тонущего танкера отошли 2 шлюпки.
В 21.57 дан отбой боевой тревоги. «Щ-214» подошла к месту торпедирования танкера. Над кормой вертикально стоит носовая часть судна. Примерная осадка носовой части 6-7 метров.
В 22.16 танкер скрылся под водой. Район потопления судна покрыт слоем соляра, ощущается сильный запах бензина. В некоторых местах в 1-2 метрах от борта подводной лодки происходят вспышки бензина. На поверхности моря плавает множество различных предметов: спасательные круги, плетёные кресла, две шлюпки без людей и пр. По мнению капитан-лейтенанта Власова, потопленный танкер шёл с грузом бензина, выйдя из Босфора в 15 часов. Это был итальянский танкер «Torcello» (3336 брт), шедший в балласте из Стамбула в Констанцу. 3 члена экипажа погибли, 21 уцелевший моряк был подобран турецкой шхуной и доставлен в Игнеаду.
Румынские эскадренные миноносцы «Regina Maria» и «Mărăşeşti» в 17.00 должны были встретить «Torcello» в 4-х милях к востоку от Мидии и вступить в охранение судна, однако рандеву не состоялось. Потеряв два из пяти танкеров, совершавших переходы в Румынию, итальянское командование до второй половины 05.1942 отказалось от посылки наливных судов в Чёрное море. Движение этих судов прекратилось до середины мая 1942 года.
Таким образом, удары черноморских подводников вызвали перебои в снабжении главного союзника Германии стратегическим сырьем.
Дальнейшее патрулирования района результатов не дало, и вечером 15 ноября «Щ-214» направилась в Туапсе, куда прибыла к утру 18 ноября.
§ 2.2. 3-й боевой поход (19 суток). Шторм. Потопление турецкой шхуны
18 декабря подводная лодка вновь вышла в море с заданием патрулировать район у мыса Куру-бурну (позиция № 29) (Приложение 12). Начало боевого похода проходило в сложных погодных условиях. 29 декабря, находясь в назначенном районе, субмарина была накрыта штормовой волной, около 2 тонн воды попало в центральный пост. Наконец, в новогоднюю ночь 1942 года «Щ-214» обнаружила шхуну, которая, заметив подводную лодку, погасила огни и попыталась скрыться. Субмарина открыла артиллерийский огонь, за час израсходовав 106 45-мм снарядов. Шхуна, по разным данным носящая имя «Картальтепе» или «Худавендигар» (около 100 брт), с грузом продовольствия и табака, затонула в точке 41°43,2' с.ш./28°15,2' в.д. Шторм продолжался. Утром 3 января на подводной лодке вышел из строя валопровод вертикального руля. Для устранения повреждения субмарине пришлось возвращаться. Подводная лодка простояла в ремонте до конца апреля, так как по прибытии в базу на ней обнаружились и другие неисправности.
Может показаться удивительным, что советские подводники топили суда, принадлежащие нейтральной стране – Турции. Однако в силу того, что турки, несмотря на соглашение 1936 года, зачастую закрывали глаза на транспортировку военных грузов странами «Оси» через Черноморские проливы, отношения между нашими странами были отнюдь не дружественными. Также нередко германский флот фрахтовал турецкие и болгарские суда для своих целей. Более того, в случае поражения наших войск на Кавказе и под Сталинградом существовала весьма высокая вероятность вступления Турции в войну на стороне Германии. Поэтому советские моряки с особым пристрастием досматривали суда под турецким флагом и в случае любого неповиновения или сопротивления немедленно открывали огонь.
Морозов И.Э. так характеризует затопление турецкой шхуны: «Шхуны, идущие под турецким флагом из Босфора в Бургас, имеют болгарский флаг и позывные. В Бургасе сдают груз немцам, которые имеют в порту Бургаса своего агента, а из Бургаса эти же шхуны грузят древесный уголь и другие материалы и везут его в Турцию». То есть можно сделать вывод, что в момент потопления шхуны шли под турецким флагом, но при обыске на борту были найдены болгарские флаги и установлены болгарские позывные. Несомненно, что источником вышеприведенной информации были допросы капитанов, произведенные на борту «щуки», поскольку сразу после прибытия в порт пленные наверняка были сданы в разведывательный отдел или, что скорее, представителям военной контрразведки. Тот факт, что допросить капитанов на борту удалось без помощи переводчиков, дает дополнительный повод считать пленных болгарами, хотя это могли быть и турки, владеющие болгарским языком.
ГЛАВА III. ПОХОДЫ 1942 ГОДА
§ 3.1. 4-й боевой поход (20 суток). Пленные капитаны
Вновь вступившая в строй подлодка 23 мая направилась к Босфору (позиция № 38) (Приложение 13). По данным разведки после потери двух танкеров осенью 1941 года Италия решила возобновить перевозку нефти из Румынии. Для этого в Черное море были направлены танкеры «Альбаро» и «Челено». Для их перехвата и была направлена «Щ-214». К вечеру 26 мая конвой из итальянских танкеров под эскортом румынских эсминцев «Марасешти» и «Реджина Мария» был обнаружен подводной лодкой, но из-за невыгодности позиции атака не состоялась. Вскоре эсминцы обнаружили субмарину и отогнали ее. В ночь на 29 мая «Щ-214» переместилась в пределы позиции № 37 к мысу Куру-бурну на трассу Босфор – Бургас. Уже через несколько часов пребывания в новом районе в точке 41°50,5' с.ш./28°14,1' в.д. подводная лодка обнаружила шхуну водоизмещением около 100 брт с грузом табака и после досмотра ее абордажной партией потопила подрывными патронами. Чтобы ускорить затопление судна, «Щ-214» нанесла ему три таранных удара.
Капитан шхуны был пленен, а экипаж отпущен в шлюпке. Примерно по такому же сценарию подводная лодка действовала и в дальнейшем, когда днем 31 мая и утром 2 июня встречала шхуны с сельскохозяйственным грузом на борту: после того как капитан шхуны был пленен, а экипаж отпущен на шлюпке, эта шхуна была подорвана двумя 7-фунтовыми подрывными патронами, после взрыва которых окончательно потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 10 45-мм снарядов). Точных данных о принадлежности 3-х потопленных за поход шхун (Болгария или Турция) нет. Судя по названию одного из судов – «Махбубу Джихан», они принадлежали Турции, но, вероятно, находились в германском фрахте и шли под болгарским флагом. Не исключен факт аренды или другой формы совместного владения частными владельцами Болгарии и Турции. (По крайней мере, согласно донесению Власова, шхуны были болгарскими).
Вечером 9 июня подводная лодка завершила патрулирование района и направилась в Батуми.
§ 3.2. 1-й транспортный поход (2 суток). Гибель подводной лодки
Вечером 9 июня 1942 года, по завершении патрулирования заданного района, субмарина (Приложение 14) отправилась в Батуми, где, по прибытии в базу, была привлечена к снабжению Севастополя (Приложение 15). 19 июня, доставив в осажденный город 26 тонн боеприпасов и 4 тонны продовольствия, подводная лодка, приняв на борт раненых защитников Севастополя, точное количество которых не установлено (вероятно, 40 – 65 человек) направилась в обратный путь, в Батуми. В районе мыса Айтодор субмарина, идущая в надводном положении, была замечена береговым наблюдательным постом противника, отправившим на ее перехват два итальянских торпедных катера из состава 4 флотилии – «MAS-570» и «MAS-571». Интересно, что сами итальянцы впоследствии утверждали не о перехвате, а о предварительной засаде.
Примерно в 40 милях юго-восточней мыса Айтодор катера настигли и атаковали ее. Торпеда с «MAS-570» не достигла цели, зато катер «MAS-571» добился успеха, за что его командир старший лейтенант Этторе Бисаньо был удостоен высшей итальянской награды «Золотой медали». Итальянцам удалось подобрать из воды двух спасшихся советских моряков - членов экипажа «Щ-214» – электрика Дмитрия Федотовича Плешакова и моториста Николая Васильевича Полтавцева. Из плена вернулся только Дмитрий Плешаков. В конце войны ему даже удалось бежать из плена и повоевать в пехоте. Вместе с подводной лодкой на дне покоятся около 100 человек – 39 членов экипажа «Щ-214» (Приложение 16) и до 60 эвакуируемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всего за свою службу лодка «Щ-214» потопила 5 турецких и болгарских шхун общим водоизмещением 485 брутто-тонн, а также 1 итальянский танкер «Торчелло» водоизмещением 3336 бруто-тонн. Самая результативная подлодка Красного Флота по количеству потопленных судов (торпедами и артиллерией, без использования мин). Интересно, что «Торчелло» всего пару миль не дошел до точки рандеву с румынскими эсминцами. После гибели «Торчелло» Италия больше никогда не отважилась посылать нефтеналивные суда в Черное Море, да и успехи итальянского флота на Восточном фронте были примерно такими же, как у итальянской армии. За годы войны итальянцы из серьезных целей потопили всего 2 советские подводные лодки.
Некоторые исследователи военных действий подводного флота СССР в Великой Отечественной войне отмечают, что по скорости выхода на цель подводная лодка Щ-214 занимает первое место среди подводных лодок СССР.
С уверенностью можно утверждать, что Щ-214 эффективно использовалась в боевых действиях на Черном море. Об этом говорит статистика: время выхода на цель и достоверно потопленные вражеские суда.
Говоря о целях подводной лодки, некоторые историки, в частности Морозов М.Э., отмечают, что они были менее опасными противниками, нежели цели подводных лодок на Балтике, где действовал преимущественно немецкий боевой флот.
Я считаю, что цели подводной лодки Щ-214 были не менее важны, чем цели лодок, участвующих в боевых действиях против военного флота противника. Об этом говорит тот факт, что итальянцы, потопившие Щ-214, утверждают, что ждали лодку заранее в назначенном месте. Значит, Щ-214 была одной из важнейших целей гитлеровцев, потому что есть большая вероятность использования разведки противника, вызнавшей о маршруте подводной лодки.
Подводный флот СССР в годы Великой Отечественной войны не дал врагу безраздельно господствовать в водном пространстве на границах советского государства. Совершались успешные походы, были потоплены важнейшие стратегические цели. Подводники зачастую проявляли героизм и отвагу в боях, жертвовали собой ради Великой Победы. Эти Великие Цели преследовал и экипаж подводной лодки Щ-214, героически выполнив свой долг перед Отечеством.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Плешкова Д.Ф. «Погибал, но не погиб». Витязи черноморских глубин. – Симферополь, 1978 г.
/http://submarine-at-war.ru/attacks/411103sh214.html#ist2/
Информация из архивных документов ЦВМА, предоставленная Морозовым М. Э. /http://submarine-at-war.ru/attacks/411105sh214.html/
Литература:
Статьи:
Великая Отечественная война под водой. О подлодках и подводниках /http://www.town.ural.ru/ship/means/mens_v.php3/
Гибель подлодки «Щ-214»
/http://army-reporter.livejournal.com/24350.html/
История советского подводного флота. «Щ-214» Подводная лодка Х серии /http://vnmazurenko.blogspot.de/2011/12/blog-post_4262.html/
От Саламина до Мидуэя. История войны на море. Вопросы М.Э. Морозову /http://wap.brummel.borda.ru/?1-14-0-00000001-000-0-0/
Подводные лодки типа «Щ»
/http://www.mkonline.ru/2002-08/2002-08-14.html/
Подводная лодка Щ-214
/http://flot.sevastopol.info/ship/podlodki/shya214.htm/
Средние подводные лодки типа «Щ» Х серии
/http://www.navy.su/navysub191745/sha_x/index.htm/
«Щ-214» Подводная лодка Х серии
/www.town.ural.ru/ship/ship/h214.php3/
Книги:
Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988 г.
Боевая деятельность подводных лодок военно-морского флота СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. Том III. Подводные лодки Черноморского и Тихоокеанского флотов в Великой Отечественной войне. – М.: Военное издательство МО СССР, 1970 г.
Бойко В.Н. Трагедии Черноморского подплава. – Севастополь: СПД Бакулин В.А, 2012 г.
/http://shturman-tof.ru/Personal/28_boyko/01_tragedii_ch.html/
Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот» /http://submarine-at-war.ru/boats/sh214.html/
Морозов М.Э., Кулагин К. П. «Щуки». Легенды советского подводного флота. – М.: «Яуза». «Коллекция». «Эксмо», 2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Схема и технические характеристики подводной лодки Щ-214

Приложение 2
Фотографии подводной лодки Щ-214


Приложение 3
Апостолов Георгий Петрович. Командир «Щ-214» (5 июля 1941 – 17 июля 1941)

Приложение 4.
Власов В.Я. Командир Щ-214 с июля 1941 г.

Приложение 5
Члены экипажа Щ-214 на фоне носового 45-мм орудия (слева направо, 1-й ряд): штурман А.И. Батькович, помощник командира капитан-лейтенант В.Г. Луканидин, командир лодки капитан 3 ранга В.Я. Власов, воентехник 1-го ранга Л.А. Магид.

Приложение 6
Список экипажа, погибших при ведении боевых действий и в плену.
-11811063500
Приложение 7
Военный билет и фотография Плешакова Д.Ф.


Приложение 8
Схема нарезки позиций ПЛ ЧФ с 22 июня по 3 августа 1941 года Позиции подводных лодок 1941 года

Приложение 9
Схема нарезки позиций ПЛ ЧФ с 10 октября по 22 декабря 1941 года в западной части Черного моря

Приложение 10
За столиком (справа налево): помощник командир старший лейтенант В.Г. Луканидин, штурман А.И. Батькович, командир лодки капитан-лейтенант В.Я. Власов, военком старший политрук Ф.С. Корольков, флагманский связист Г.З. Битюцкий, командир БЧ-5 воентехник 1-го ранга А.А. Магид разрабатывают план действий в предстоящем походе. Батуми, апрель 1942 г.

Приложение 11
Схема атаки Щ-214 5 ноября 1941 года

Приложение 12
Схема нарезки позиций ПЛ ЧФ с 23 декабря 1941 года по 12 февраля 1942 года в западной части Черного моря

Приложение 13
Схема нарезки позиций ПЛ ЧФ с 13 февраля по 31 августа 1942 года

Приложение 14
Подводная лодка Щ-214 перед последним походом 1942 года

Приложение 15
Маршруты транспортных перевозок подводных лодок Черноморского флота в Севастополь в мае-июле 1942 года

Приложение 16
Приказ о погибших при исполнении боевого задания членах экипажа Щ-214