Презентация по литературе (9 класс) на тему: Особенности драматургии А.Н. Островского на примере комедии «Свои люди – сочтёмся»
А.Н.Островский«Свои люди - сочтёмся!»9 класс Особенности драматургии Островского на примере комедии «Свои люди – сочтёмся» * * Традиции русского театра в пьесе Островского * * Сама по себе интрига комедии, запрещённой к постановке на целых 11 лет, была весьма традиционна. Островский вообще не стремился к сюжетной новизне, он писал: "Драматург не изобретает сюжетов... Их даёт жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня... все сюжеты заимствованы". История первой пьесы Островского:первоначальные названия Первым литературным произведением были две сцены из комедии «Несостоятельный должник», появившиеся в № 7 газеты «Московский городской листок» за 1847 год. То были первые зарисовки комедии «Свои люди – сочтемся». Литературную известность Островскому приносит комедия «Банкрот», над которой он работает в 1846-1849 годах и публикует в 1850 году в журнале «Москвитянин» под измененным заглавием – «Свои люди - сочтемся!». История создания Царь обмакнул перо в массивную чернильницу, помедлил несколько и начертал на донесении: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано…» Ещё помедлил и добавил: «…играть же запретить». И размашисто расписался, разбрызгивая чернила: «Николай» Император Николай I Портрет работы Э.Верне Первая постановка Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 году, через 12 лет после её написания, - сначала в Петербурге, потом в Москве. В московском спектакле были заняты выдающиеся актёры. Большова играл Михаил Семенович Щепкин - один из основоположников русской актёрской школы. Это была одна из последних работ великого русского артиста. Портрет М.С.Щепкина. Художник Н.Неврев Только через двадцать лет, в 1881 году, пьеса была поставлена в неискажённом виде под руководством самого Александра Николаевича Островского Сюжет В центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого — и состояние присвоил, и дочь Липочку "завоевал". Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его "утекает", в какой-то момент часы переворачиваются — и наверху оказывается Подхалюзин... Самсон Силыч Большов и Рисположенский Классицизм предписывал комедиографу жёсткие правила. Зритель должен был заранее знать, как относится автор к тому или иному герою, — следовательно, имена и фамилии подбирались говорящие. Стародум и Скотинины в фонвизинском «Недоросле» — яркие примеры такого рода. Ранний Островский не отступает от этого правила. Если в центре действия мелкий пройдоха (в словаре Владимира Даля именуемый подхалюзой), то фамилия Подхалюзин напрашивается сама собой. А главному персонажу, богатому и сильному купцу, естественно дать кичливую фамилию Большов, библейское имя Самсон (в Библии это могучий герой, который утратил свою силу) и насмешливо-горделивое отчество Силыч. * * Подхалюзин Этот оборотистый слуга под стать своему хозяину: руководствуясь не одними романтическими чувствами, женится на дочери Самсона Силыча Липочке, а затем присваивает имущество тестя. Большов отправляется в долговую тюрьму. Его можно было спасти. Для этого достаточно вернуть кредиторам хотя бы небольшую часть долгов. Но Подхалюзин и Липочка еще во время помолвки решили, что старики «почудили на своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча остаются неоплаченными... Липочка Липочка «Мечты Липочки, купеческой дочки, о браке с военным, о парадном сговоре, официантах в белых перчатках – вот яд, отравивший чистую атмосферу русского семейного патриархального уклада, вот что превратило Липочку в эгоистку, породило в душе чудовищное равнодушие к судьбе отца». * * Новой была не интрига. Новым был не принцип подбора имён. Новым был подход автора к героям. Театральное искусство куда более условно, чем эпическая проза и даже лирика; сценическое действо диктует драматургу свои жёсткие правила. Актёр не может играть хорошо, если нет зрительского отклика, ответной "волны" зрительного зала. При этом спектакль идёт недолго, разворачивается стремительно. Чтобы зритель сразу, не теряя времени, включился в ход событий, эмоционально отозвался на них, в героях должны узнаваться общие черты. В образе Большова зритель сразу узнавал черты купца современного, "образца" 1850-х годов. То же и с Подхалюзиным. Житейские наблюдения драматурга были сгущены, сконцентрированы, сфокусированы в его персонажах. И лишь затем эти свежие наблюдения оттенялись легко узнаваемым литературным фоном. * * Особенности поэтики пьесы * * Речевые характеристики героев не просто вносили дополнительные краски в образ персонажа, не только подчёркивали его индивидуальность. Диалоги в комедиях и драмах Островского играли куда более серьёзную роль, они служили речевым аналогом действия. Что это значит? А вот что. Когда вы будете читать пьесы великого русского драматурга, то наверняка обратите внимание: при всей своей увлекательности они не слишком динамичны. Экспозиция в них очень долгая, а кульминация и развязка, напротив, стремительны и скоротечны. Интерес зрителя и читателя обеспечен совсем другим: ярким описанием нравов, напряжением моральных коллизий, которые встают перед героями. Откуда мы узнаём об этих коллизиях? Как раз из диалогов героев. По чему судим о колорите, самобытности? По речи персонажей. В том числе по их монологам. * * РОМАНТИЗАЦИЯ ПЬЕСЫ, ИНТЕРЕС К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ ГЕРОЕВ Островский переносил в драматургическую плоскость психологический опыт, накопленный русской повествовательной прозой. Он сознательно романизирует свои пьесы, то есть, подобно авторам русских психологических романов, смещает центр тяжести с интриги на внутренний мир человека. (Оттого их так интересно читать — не менее интересно, чем смотреть в театре.) * * ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО – «МОДЕЛЬ» РОССИИ Тем же объясняется ещё одна черта поэтики Островского. В его комедиях отсутствует фигура образованного героя-резонёра (как, допустим, Чацкий у Грибоедова). Практически все персонажи принадлежат к одному — купеческому, реже дворянскому, ещё реже мещанскому — сословию. В современном купечестве, как в капле воды, отражается вся Россия, оно оказывается как бы равнодействующей русской истории, сгустком русского народа. А купеческий дом, в котором сосредоточено действие многих комедий Островского, предстаёт малой "моделью" всей срединной России. Конфликт между старшим и младшим поколениями отечественного купечества, между стариной и новизной, который разворачивается прямо на глазах у зрителя, суммирует противоречия эпохи. * * * * Проверка героев через нравственный выбор При всём том — и это ещё один важный принцип Островского — на все социальные проблемы драматург неизменно смотрит сквозь призму нравственности. Свой моральный (или — чаще — аморальный) выбор его герои делают в жёстко заданных общественных обстоятельствах, но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир... Простая семейная история, печальный конец Простая семейная история: отец, мать, дочь Липочка на выданье, жених, а потом зять Подхалюзин. Родные люди, которые, казалось бы, должны поддерживать друг дружку, начинают считаться между собой. И эти расчеты, подсчеты близких людей создают живописную, полную смешных фарсовых ситуаций, взрывных стремительных ритмов картину жизни семьи – неприглядную и горькую. В комедии мастерски вскрыты взаимоотношения поколений, и дети оказываются куда подлее и безнравственнее отцов. Замечателен узнаваемый колорит русской жизни. Очень российская пьеса, глубинная по тоске внутренней». * * В чём заключалась новизна ранних пьес Островского — в интриге или в изображении героев? Каковы основные особенности его поэтики?