Передовой педагогический опыт. Тема: «Развитие языкового и культурного разнообразия в рамках предметных не-дель по русскому языку и литературе»


Краснодарский край, Динской район станица Нововеличковская
Бюджетное общеобразовательное учреждение МО Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
XIꓦ районный педагогический фестиваль
«Передовой педагогический опыт»
Секция: опыт практической работы учителя (подбор внеклассных мероприятий одного направления)

Тема: «Развитие языкового и культурного разнообразия в рамках предметных недель по русскому языку и литературе»
Учитель русского языка
и литературы БОУСОШ № 38
Кравченко Елена Анатольевна
2016
1
Кравченко Елена Анатольевна
Содержание
Информационная карта передового педагогического опыта.
Описание передового педагогического опыта.
2.1. Актуальность проведения предметных недель.
2.2. Введение.
2.3. Разнообразие форм при проведении предметных недель.
2.4. Результативность проводимого опыта.
3. Выводы.
4. Библиографический список.
5. Приложение к опыту.

2
Кравченко Елена Анатольевна
Информационная карта передового педагогического опыта
Кравченко Елена Анатольевна
Динской районБОУСОШ № 38 ст. Нововеличковской
Учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 29 лет
Тема опыта «Развитие языкового и культурного разнообразия в рамках предметных недель по русскому языку и литературе».
Цели педагогического опыта: поиск средств для развития деятельностной компетенции, как залога получения опыта самостоятельности и успешности, опыта самоопределения и самореализации.
Краткое описание опыта, системы работы, отдельных приёмов или методов):
Основные противоречия, решаемые в этом опыте:
- формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету;
- развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей;
- возрождение желания ребенка учиться.
Основные компоненты системы работы:
Эмоционально-ценностный. Стимулирует к учебной деятельности, создаёт положительный микроклимат, воспитывает сплочённость, поддержку и взаимовыручку.
Рефлексивный. Даёт возможность оценить своё участие, и участие одноклассников.
Методы и формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора.
Методы: самостоятельного приобретения знаний, демонстрационные.
Формы: открытые уроки, внеклассные занятия, литературные гостиные; встречи с писателями, артистами; конкурсы чтецов, защита проектов.
Средства и виды деятельности: содержание заданий соответствует изученномупрограммному материалу; задания требуют от обучающихся творческого применения приобретенных знаний и умений.
Приёмы стимулирования: словесное поощрение, индивидуальное и групповое оценивание деятельности, награждение грамотами.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
-постановка выполнимых задач перед учащимися;
- создание положительного психологического климата и доверительных отношений с учителем;
-необходимость изучаемого материала при сдаче ГИА, ЭГЭ.
Необходимые ограничения и запреты: неудачные работы и ответы не осуждаются.
Преимущества этого опыта: отступление от традиционных уроков, заинтересованность учащихся,
Эффективность опыта: повышается интерес детей к предмету, развивается творческий потенциал.
Материалы рассмотрены на ШМО учителей гуманитарных наук БОУСОШ № 38.
Проводятся открытые уроки в рамках предметных недель. Опыт используется учителями БОУСОШ №38.
3
Кравченко Елена Анатольевна
Описание передового педагогического опыта.
Тема опыта:опыта «Развитие языкового и культурного разнообразия в рамках предметных недель по русскому языку и литературе».
Опыт проводится на базе 5 - 11-х классов.
Актуальность опыта
В сфере образования России происходят радикальные перемены. Они связаны, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе.
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. [1]
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [3]
В современной школе происходят глобальные изменения, связанные с корректировкой содержательных, методических, технологических процессов образования. Изменения требуют использования новых способов образования, педагогических технологий, творческого развития, как ученика, так и педагога.
Процесс обучения для современного школьника – это не просто приобретение новых знаний, механическое заучивание законов, правил, терминов. Это – возможность использования полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Это - формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, способности самостоятельно мыслить и принимать решения, планировать действия, уметь сотрудничать с разными группами людей.
Внеклассная работа по русскому языку предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
4
Кравченко Елена Анатольевна
Проблема исследования: найти средства для более глубокого развития деятельностной компетенции, как залога получения опыта самостоятельности и успешности, опыта самоопределения и самореализации.
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы иметоды обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»
П.Н.Чернов.
I.Введение
Идея опыта возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению русского языка и литературы. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена. А ведь успех любой деятельности в большей мере зависит от её мотивации.
Предметные недели являются многолетней традицией для нашей школы. Учебно-развлекательные мероприятия, проводимые в её рамках, формируют у учащихся устойчивый познавательный интерес ради самого процесса познания, целостный взгляд на мир и человека.
Основные задачи:
Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.
Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей.
Формирование ИКТ - компетентности учащихся.
Возрождение желания ребенка учиться. [4]
Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку и литературе. Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.
Мероприятия предметной недели позволяют создать условия для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Позволяют привить интерес к этим предметам.
5
Кравченко Елена Анатольевна
Работа строится на принципах научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. [2]
Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет в 5-11 классах. Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается на стендах в помещении школы. Учитель-предметник проводит не менее одного мероприятия в рамках предметной методической недели. По усмотрению учителей возможно проведение одного общешкольного мероприятия в рамках предметной недели с участием всех учителей-предметников данного предметного цикла. Все мероприятия проводятся согласно намеченному плану. [Приложение 1, стр.1-5]
Методические формы:
Чтобы неделя прошла интересно, учителя-предметники используют разнообразные и нетрадиционные формы проведения, как уроков, так и внеклассных мероприятий.
Активными формами проведения мероприятий в рамках недели в нашей школе являются следующие:
- открытые уроки по предмету;
- внеклассные мероприятия;
- литературные гостиные;
- встречи с писателями;
- конкурсы чтецов;
- конкурсы рисунков и плакатов;
- защита проектов.
По традиции праздники открывают торжественные линейки. Материал преподносится в познавательной форме с использованием презентаций и яркого выступления детей. Здесь же учащиеся знакомятся со школьным планом мероприятий на неделю. [Приложение 3, стр.1]
6
Кравченко Елена Анатольевна
Занимательные уроки и внеклассные занятия позволяют детям прийти к выводу, что знание родного языка и литературы помогают обрести гармонию с окружающим миром, так как гармония отражает не только умение общаться, но и культуру, мудрость, свободу и понимание. «Искусство владения словом», «Язык мой - враг мой?», «До чего же чудесны наши русские слова», «Путешествие в страну Русский язык», «Слово о словах», «Слово – великая сила» … Эти и многие другие уроки способствуют привитию любви к родному языку, учат чистоте речи и языковой культуре. [Приложение 2]
В работе по развитию интереса к языку нельзя забывать и о воспитании культуры чтения, поскольку оно является единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания, основы которой закладываются в семье, в школе. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания определяют именно уровень и качество чтения молодого поколения.
Увлекательно проходят встречи с литературными героями. Литературная гостиная распахивает двери всем знатокам полюбившихся произведений. Учащиеся с интересом пробуют себя в роли героев различных художественных произведений. Здесь и три девицы под окном, и доблестный герой поэмы «Руслан и Людмила», и царевна молодая, и генерал-майор Булдеев, и герои некрасовских произведений. С удовольствием ребята инсценируют басни И.А. Крылова: «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», здесь же Тарас Бульба встречает своих сыновей, приехавших из бурсы; купец Калашников ведет строгий разговор со своей женой Алёной Дмитриевной. [Приложение 3, стр.4-6]
С целью продвижения русского языка как основы культурного и образовательного единства в школе проводились встречи с кубанскими артистами и поэтами.
С увлечением ребята слушали выступление артиста Краснодарской филармонии Свергуна И.П. В его исполнении звучали стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.М.Симонова, А.А.Блока, С.А.Есенина … [Приложение 1, стр. 7]
Знакомство с кубанским поэтом В.А.Архиповым состоялось в стенах нашей школы. Затаив дыхание, ребята слушали стихи в исполнении самого автора. Девушки из клуба «Лирика» приятно удивили гостя, прочитав его стихи перед аудиторией. Произведения собственного сочинения декламировали юные
7
Кравченко Елена Анатольевна
поэты, которым не терпелось узнать мнение строгого критика. [Приложение 3, стр.8]
С большим интересом ребята принимают участие в конкурсе чтецов. Стихи читаются не только на русском языке, но и на родном языке. Компетентное жюри определяет победителей и награждает грамотами всех участников конкурса. [Приложение 3, стр.9]
Развитию творческих интересов детей способствуют написания сочинений и стихотворений о родном крае. [Приложение 3, стр.10]
Проводимый конкурс плакатов и рисунков позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, воображение, степень усвоения программного материала. [Приложение 3, стр. 11]
Развитию познавательной самостоятельности способствует защита проектов. Ученики с интересом подходят к их выполнению, распределяют работу в группе, подбирают материал и представляют строгому жюри. «Что в имени тебе моем...», «Толковые словари в нашей жизни». «Сказочные герои среди нас», «По страницам прочитанных произведений», «О чем поведали корни с чередованием». [Приложение 3, стр.12-13]
И завершают предметные недели линейки, на которых победителям и активным участникам вручаются грамоты и благодарности. [Приложение 3, стр.14]
По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
Результативность данного опыта
Поскольку проведение предметных недель ставит своей задачей развитие познавательных интересов учащихся по школьному курсу интересующих их предметов; развитие у учащихся умения самостоятельно, творчески мыслить  и использовать знания и умения на практике, то я собираю материал по данной теме. В соответствии с требованиями, провожу диагностические работы, постоянно отслеживаю их результаты. В моих классах по предметам русский язык и литература за этот период и предыдущие наблюдается100% обучаемость по итогам четвертей и за год. А качество не менее 42%. Анализ результатов диагностики показал, что все учащиеся усваивают базовый уровень.
Мои ученики подтверждают знания на ОГЭ и ЕГЭ, все преодолевают порог успешности. Наивысшее количество баллов на ЕГЭ-2015 по русскому языку
8
Кравченко Елена Анатольевна
набрал Калюжный Борис-100%. По итогам ЕГЭ-2015 по русскому языку в 11 классе выявлено, что обученность учащихся составляет 100%, средний тестовый балл 70,6.
Также дети принимают участие в школьной и районной олимпиадах. Ежегодно среди моих участников есть призёры:
2014-2015 уч. год (4 призовых места)
Русский язык – призер Маргарян А. (8 «А»)
Литература – призеры: Муравченко Н. (8«А»)
Тепоян Л.(9 «А»)
Калюжный Б (11 кл)
2015-2016 уч. год (1 призовое место)
Литература – призеры: Маргарян Алла (9 «А»)
2016-2017 уч. год (1 призовое место)
Русский язык – призер Муравченко Н. (10 кл)
Результаты обученности по русскому языку в 5 «А» классе в 2015 учебном году составили 100% и показали хоть и незначительный, но рост качества: 1 четверть – 40%, 2 четверть – 45%, 3 четверть – 41%, 4 четверть – 46%, в году – 43%.
Результаты обученности по литературе в 5 «А» классе в 2015 учебном году также составили 100% и показали в основном стабильный результат с небольшим ростом качества: 1 четверть – 84%, 2 четверть – 84%, 3 четверть – 84%, 4 четверть – 85%, в году -84%. [Приложение 3, стр. 15-16]
Есть в школе ребята, увлеченные поэзией. Их стихи собственного сочинения не только отмечены грамотами на конкурсах, но и публикуются в районной газете «Трибуна». Школа гордится юными дарованиями. [Приложение 3, стр.17]
Любители прозы и поэзии с увлечением участвуют в школьных и районных конкурсах поэтического мастерства: «Свободный микрофон», «Живая классика», где также награждаются грамотами и дипломами, становятся лауреатами конкурсов. [Приложение 3, стр. 18]
9
Кравченко Елена Анатольевна
Из анализа результатов проведённых диагностических работ, а также участия учащихся в районных и школьных внеклассных мероприятиях видно, что у ребят сформирован учебно-познавательный интерес к предмету, заложены
основы успешной учебной деятельности. Формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; создается ситуация, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, избирательность; создается обстановка для естественного самовыражения ученика; создается ситуация успеха для каждого.
Выводы.
В результате проведения предметных недель ученики становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. У них происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении разнообразных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование таких подходов впреподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.Предметные недели повышают мотивацию к обучению, развитию самостоятельной познавательной активности, дают положительный результат:
ученики:
демонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;
блистают собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка и литературы;
открывают для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;
находят новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов;
учителя:
создают условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
10
Кравченко Елена Анатольевна
помогают ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
знакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета;
классные коллективы:
проводят незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
формируют и готовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;
получают эффективную образовательную среду;
заявляют о себе в образовательном пространстве школы.
Работа в данном направлении позволяет повысить эффективность усвоения знаний, воспитать у учащихся стремление к познанию и творчеству. Дети планируют свои действия с учителем и с одноклассниками. Видны положительные результаты, поэтому работа должна продолжаться.
11
Кравченко Елена Анатольевна
Интернет - ресурсы:
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938http://festival.1september.ru/articles/599535/www.yaruga-yo.belnet.ru/SCOOLS/SOCH1/kopilka/.../deyat_podhod.do...
http://moluch.ru/archive/105/25044/