Метод художественно-педагогической драматургии на уроках литературы.


Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках литературы Антуан де Сент-Экзюпери Роман «Цитадель» Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Метод художественно-педагогической драматургии Автор - Лия Михайловна Предтеченская Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься» Главная задача учителя:Организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества Художественно-педагогическая драматургия Метод соединяет в себе законы развития действия в искусстве и законы построения школьного урока.Драма – действие, теург – творец, создатель;драматургия – сотворение действием. Художественно-педагогическая драматургия К.С.Станиславский: «Всякому искусству нужна прежде всего непрерывная (как жизнь) линия: «внешняя линия» события и «внутренняя линия» переживания. Целостность урока МонодраматургияДвухэлементная драматургияМногоэлементная драматургияСоотношение образов:ВзаимодополнениеКонтрастКонфликт Приёмы режиссёрской разработки урока: 11 технологических операций:1. Логическая последовательность смысловых частей учебного материала2. Выделение тематических частей композиции урока3. Сверхзадача и сквозное режиссёрско-педагогическое действие4. Событийный анализ урока как цепь экстремальных ситуаций Приёмы режиссёрской разработки урока: 11 технологических операций:5. Факторы-раздражители для основных событий урока6. «Оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»7. Предполагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействия на уроке8. Сценарий «борьбы» за «предметы взаимодействия» (понятия, суждения, категории и т.п.) Приёмы режиссёрской разработки урока: 11 технологических операций:9. Образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.)10. Выразительные средства режиссуры11. Предвидение реакции учащихся на запланированные события пролог(экспозиция) Технологические этапы художественной драматургии завязка развитиедействия(разработка) кульминация развязка(финал) эпилог(последействие) Экспозиция Привлекаются: литературный или музыкальный эпиграфы,зрительный ряд,исторические события, биографические фрагменты,жизненные ситуации, связанные с произведением Композиционные элементы Экспозиция:задает уроку определенную тональность, вводит в образный мир, направляет внимание на главную мысль, главную идею Композиционные элементы Разработка:Углубление проблемной ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Кульминация:Вершина эмоционального напряжения на уроке, решение поставленной проблемы. Композиционные элементы Завязка:Событие, факт, явление, позволяющие определить проблему и создать проблемную ситуацию.Формулировка проблемы. Композиционные элементы Финал:обобщение и формулировка выводов.Последействие:самостоятельная творческая деятельность учащихся. Метод открывает путь общения: Интерес Эмоция Мысль Формированиечувства Действие Композиционные элементы Финал:обобщение и формулировка выводов.Последействие:самостоятельная творческая деятельность учащихся. КОНЕЦ Презентацию подготовилаучитель-методист, специалист высшей категории Гвардейского УВК «Общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия»Фищук Антонина Александровна