Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства Фортепиано Ансамбль 9 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа п.Правохеттинский»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
УП.02.В.01. АНСАМБЛЬ
Составители: Трубникова И.В. –
преподаватель фортепиано
п.Правохеттинский
2015г.
Содержание
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета «Ансамбль», его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета.
Методы обучения;
Материально-технические условия реализации учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
2.1.Распределение учебного времени по классам;
Годовые требования по классам.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогам ДМШ и ДШИ;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Списки рекомендуемой литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы.
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета «Ансамбль», его место и роль в образовательном процессе
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Ансамбль» составлена на основе федеральной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» с учетом федеральных государственных требований (Москва, 2012г.).
Данная программа включает в себя:
1.Обязательную часть, которая предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс, а также включает программные требования дополнительного года обучения (9класс) для учащихся, поступающих в профессиональные образовательные учреждения
2.Вариативную часть, которая предполагает знакомство с предметом с 1по 3 класс и продолжения обучения в 8 классе.
В последние годы концепция развивающего обучения является одной из главных в современной педагогической науке. В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта педагогического воздействия. Перестройка, происходящая на педагогическом фронте, не может оставить равнодушными педагогов – музыкантов. Непосредственно, воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей, духовно богатой личности.
В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью профессионального образования учащихся в ДШИ. Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно. Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства.Все эти качества способствуют формированию творчески активной всесторонне развитой личности. В классе фортепиано недооцениваются такие формы работы, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование и т.п. Среди них, особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Несмотря на то, что курс фортепианного ансамбля давно входит в обязательные учебные планы, к сожалению, создано мало методических пособий помогающих педагогам.
1.2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» составляет 9 лет (с I по IX класс). Из них с IV по VII и IX классы – в рамках федеральной программы, с I по III и VIII классы – из вариативной части.
1.3. Объем учебного времени
Таблица 1
Срок обучения 1-3 классы 4-7 классы 8 класс 9 класс
Максимальная нагрузка (кол-во часов за весь период) 245 330 82,5 132
Аудиторная нагрузка (кол-во часов за весь период) 98 132 33 66
Внеаудиторная (самостоятельная) работа (кол-во часов за весь период) 147
198 49,5 66
Аудиторная нагрузка (кол-во часов в неделю)
1 1 1 2
Самостоятельная работа (кол-во часов в неделю) 1,5 1,5 1,5 2
Консультации (кол-во часов в неделю) - 6 2 2
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий – мелкогрупповая (два ученика).
Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
1.5.Цели и задачи учебного предмета
Цель образовательной программы:заключается в развитии учащихся и овладении ими системой знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства, развитие творческой инициативы, формирование художественного вкуса учащегося.
Задачи образовательной программы:
приобретение навыков совместного исполнительства;
развитие специфических способностей музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки);
расширение музыкального кругозора за счет интенсивного притока богатой и разнохарактерной информации;
воспитание и формирование художественного вкуса;
воспитание слухового контроля.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебноговремени, предусмотренного на освоение учебногопредмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Всоответствии сданными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
наглядно-иллюстративные методы (таблицы, рисунки, видеофрагменты и другое),
практический показ (прослушивание записей и их анализ, сольфеджирование),
словесные методы (объяснение, выполнения заданий, чтение литературных произведений и другие).
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логическогомышления);
эмоциональный (поощрения и одобрения, творческие задания (нарисовать сюжет, дописать музыкальную фразу, сочинить музыку на заданный образ и пр.), метод примеров.
В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, творческие задания.
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
1.8. Минимальные материально-технические условия реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным требованиям, нормам охраны труда. Площадь учебных аудиторий для занятий по предмету «Ансамбль» не может составлять менее 12 кв.м., в них необходима звукоизоляция и желательно наличие двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
2.Содержание учебного предмета «Ансамбль»
2.1. Распределение учебного времени по классам
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 32 33 33 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 1 1 1 1 1 1 1 1 2
Консультации (часов в год) - - - - 2 2 2 2 2
Таблица 3
Суммарное количество часов за 9 лет обучения
ПО.01.УП.02 198ч.
В.05.УП.05 131.
Всего 329ч.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2.2. Годовые требования по классам
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты),ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара)отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевой игры, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание предмета включает тщательно отобранный учебный материал, изучение которого направлено на обеспечение культурно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
I класс
На первом году обучения рекомендуется начинать с 4-ручного исполнения несложных фортепианных пьес. Ансамбль исполняется учащимся и преподавателем. Ученик учится слушать не только, что играет сам, но и то, что играет учитель. Дуэт ученика с педагогом строится на развитии слуха ученика, на умении подбирать мелодии по слуху. За год ученики должны пройти 6-8 ансамблей. Аттестация проводится один раз в год на контрольном уроке. Исполняется одно произведение.
Примерный репертуарный список ансамблей:
Бородин А. «Полька»
Иорданский М. «Песенка про чибиса»
Кабалевский Д. «Про Петю»
Калинников В. «Тень-тень»
Прокофьев С. «Кошки»
Прокофьев С. «Петя»
Русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку»
Украинская народная песня «Журавель»
Украинская народная песня «Казачок»
Украинская народная песня «Птичка»
Уотт Д. «Три поросенка»
Хренников Т. «Токкатина»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Чайковский Б.«Урок в мышиной школе»
Шуберт Р. «Немецкий танец»
II класс
Второй год обучения базируется на изучении фортепианной литературы более сложного уровня двумя учащимися. Преподаватель с каждым исполнителем детально изучает его партию и партию партнёра, так как в процессе ознакомления с музыкальным материалом чередуется исполнение партий «примо» и «секондо» участниками ансамбля. Особое внимание уделяется посадке за инструментом: при 4-ручной игре - за одним инструментом, а также работе над раскрытием характера, содержания, формы, синхронностью исполнения произведения. Цель этого этапа - максимальное развитие навыка чтения с листа. За год ученики должны пройти 2-4 ансамбля. Аттестация проводится один раз в год на контрольном уроке, исполняется одно произведение.
Примерный репертуарный список:
Вернер Т. «Танец утят»
Глинка М. «Вальс- фантазия» (облегченное переложение)
Глинка М. «Хор. Славься»
Градески Э. «Мороженое»
Грибоедов А. «Вальс»
Калинников В. «Киска»
Моцарт В. «Тема, вариации»
Русская народная песня «Светит месяц»
Спадавеккиа А. «Добрый жук»
Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал»
Чешская народная песня «Мой конек»
Шмитц М. «Веселый пианист»
Ill класс
На данном этапе обучения параллельно с дальнейшим развитием у учащихся разнообразных игровых навыков происходит совершенствование слухового контроля, работа над выразительностью фразировки, соотношением мелодии и аккомпанемента, а также организация самостоятельной работы и подготовка к концертным выступлениям. Продолжение максимального развития навыков чтения с листа. За год ученик проходит 2-3 ансамбля. Аттестация проводится один раз в год на контрольном уроке, исполняется одно произведение.
Примерный репертуарный список:.
Аренский А. Фуга на тему «Журавель»
Бах И. С. «Шутка»
Бетховен Л. Марш «Афинские развалины»
Глинка М. «Марш Черномора»
Дворжак А.«Славянский танец» (облегченное переложение)
Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе»
Прокофьев С. «Гавот из классической симфонии»
Савельев Б. «Песенка кота Леопольда» (восемь рук)
Сорокин «Полька»
Хачатурян К. Пьесы из балета «Чипполино»: «Помидор», «Редиска» и др.
Чайковский П. «Танец феи Драже» из балета «Спящая красавица»
IVклассПродолжать работу над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:Балакирев М. «На Волге», «Хороводная»
Бетховен Л. «Контрданс»
Бизе Ж. «Хор мальчиков» из оперы «Кармен»
Бородин А. Полька в 4 руки
Варламов А. «Красный сарафан»
Вебер К. ор. 3 № 1 Сонатина Домажор в 4 руки
Вебер К. ор.60 Пьесы № 1, 24 для ф-но в 4 руки
Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки»
Гайдн Й. «Учитель и ученик»
Глинка М.Полька, «Марш Черномора» из оперы «Руслан иЛюдмила»
Гречанинов А. «Весенним утром», пьеса соч.99 № 2
Диабелли А. «Аллегро»
Дунаевский И. пер. «Как много девушек хороших»
Дунаевский И. «Лунный вальс»
Зив М. «Предчувствие»
Иршаи Е. «Слон-бостон»
Куперен Ф. «Кукушка»
Моцарт В. «Весенняя песня»
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»
Прокофьев С. «Петя и волк» для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока
Равель М. «Моя матушка-гусыня», 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С. «Итальянская полька» в 4 руки
Римский-Корсаков Н. Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане»
Рубинштейн А. «Горные вершины»
Свиридов Г. «Романс»
Стравинский И. «Анданте»
Чайковский П. «Колыбельная в бурю»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Чайковский П. «Уж ты, поле мое, поле чистое»
Хачатурян А. «Танец девушек»
Шостакович Д. «Контрданс», «Вальс», «Шарманка», «Галоп» из сюиты кк/ф "Овод"
Шуберт Ф. ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных маршав 4 руки
Шуман Р. ор.85 № 4 «Игра в прятки», № 6 «Печаль» в 4 руки изцикла «Для маленьких и больших детей»
V класс
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. «Полонез»
Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»
Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,2 часть (переложение Дубровина А.)
Гаврилин В. «Перезвоны»
Глазунов А. «Романеска»
Глиэр Р. «Грустный вальс»
Григ Э. Ор.35 № 2 «Норвежский танец»
Григ Э. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»
Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки
Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1-я часть
Корелли А. Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано(переложение Дубровина А.)
Моцарт В. «Ария Фигаро»
Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта»(облегченное переложение в 4 руки,ред. Натансона В.)
Раков Н. «Радостный порыв»
Рахманинов С. Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки; ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки
Рубин В. Вальс из оперы «Три толстяка» (переложение для 2-х ф-но В. Пороцкого)
Хачатурян К. Галоп из балета «Чипполино»
Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Шостакович Д. Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для 2 ф-но в 4 руки), «Тарантелла» в 4руки
Шуберт Ф. «Героический марш»
Штраус И. Полька «Трик- трак»
Щедрин Р. «Царь Горох»
VI класс
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры с усложнением репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Брамс И. «Венгерские танцы» для фортепиано в 4 руки
Вебер К. ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки
Гайдн Й. «Учитель и ученик»
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт», «Юмореска»
Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Дунаевский И. Полька из к/ф «Кубанские казаки», «Ехал я из Берлина» (пер.)
Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса»
Львов-Компанеец Д. «За околицей»
Медведовский Е. «Вместо диксиленда»
Моцарт В. Ария Тамино из оперы «Волшебная флейта»
Моцарт В. Адажио из сонаты № 2 для фо-но в 4 руки
Новиков А. «Дороги», «Карнавал»
Островский А. «Журавлиная песня»
Пахмутова А. «Звездопад»
Петров А. Вальс из к/ф «Бандитский Петербург»
Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» в 4 руки
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео иДжульетта»
Райзе Г. «Чарльстон»
Ребиков В. «Вальс»
Равель М. «Моя матушка гусыня»
Сапожников В. «Путешествие в небеса»
Свиридов Г. «Военный марш» из муз.иллюстраций кповести А.Пушкина «Метель»
Смирнова Н. «Бразильский карнавал»
Слонимский С. «Деревенский вальс»
Чайковский П. Романс Полины из оперы «Пиковая дама»
Халаимов С. «Школьный вальс»
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»в 4 руки
Щютт Э. «Вальс-воспоминание»
VIIклассПродолжение работы над навыками ансамблевой игры с усложнением исполнительских задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа». Работать над развитием музыкального мышления и средств выразительности, над агогикой и педализацией, а также над воспитанием артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного сдать зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:Аренский А. «Вальс»
Герман Д. «Хеллоу, Долли!»
Глинка М. «Вальс-фантазия»
Григ Э. «Норвежский танец»
Дебюсси К. «Маленькая сюита», «Марш»
Дворжак А. «Славянские танцы» для ф-но в 4 руки
Дунаевский И. пер. «Ой, цветет калина»
Йенсен А. «Силуэты»
Коровицын В. «Мелодия дождей»
Мийо Д. «Скарамуш»
Мошковский М.Испанский танец №2, op. 12
Моцарт В. Романс из «Маленькой ночной серенады»
Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
Песня военный лет «Рио-рита»
Парцхаладзе М.«Вальс»
Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка»
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
Римский-Корсаков Н. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Соловьев В. «Кружева»
Соколовский Ю. «На велотреке»
Стравинский И. Танец из балета «Петрушка»
Чайковский П. Ария короля Рене
Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс»из балета «Гаянэ»
Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино»
Харито Н. «Приключение Макса Линдера»
Шостакович Д. «Весенний вальс»VIII класс
В учебном репертуаре данного этапа представлены лучшие образцы фортепианной литературы, включающие в себя не только оригинальные инструментальные композиции, но и транскрипции, и различные переложения для фортепиано произведений мирового музыкального искусства. Возможно изучение произведений,предназначенных для 4-8 ручного исполнения на двух фортепиано, а также участие в разносоставных ансамблях. За год необходимо освоить 2-3 ансамбля. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется одно произведение.
Примерный репертуарный список
Хачатурян Э. «Танец с саблями» (в4-8рук), «Танцы» (4 руки)
Бизе Ж. «Симфония Рим»
Рахманинов С. «Русская песня» соч. 11 (4 руки)
Стравинский И. Балет «Петрушка», отрывки по выборы (4 руки)
Шуберт Р. «Форель» (4 руки)
Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»
Брамс И. «Венгерские танцы» тетради 1-2
Маевский Ю. «Прекрасная Лапландия»
Мошковский М. Испанский танец №2, ор. 12
Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
Парцхаладзе М. Вальс
Примак В. Скерцо - шутка До мажор
Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр.Кондратьева)
IX класс В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.
Примерный рекомендуемый репертуарный списокАренский А. ор.34, №1 «Сказка»
Вебер К. ор.60 №6 «Тема с вариациями» для ф-но в 4 руки
Гершвин Дж. Песня Порги из оперы «Порги и Бесс»
Григ Э. «Пер Гюнт», сюита №1, ор. 46
Дебюсси К. «Маленькая сюита», Вальс для ф-но в 4 руки
Дворжак А. ор.46, Славянские танцы для ф-но в 4 руки
Мийо Д. «Скарамуш»
Моцарт В. Сонатина в 4 руки
Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» для 2- х ф-но в 8рук
Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета «Щелкунчик»; Вальс из «Серенады для струнного оркестра», Вальс из балета «Спящая красавица», Романс, ор.6 №6 Баркарола, ор.37 № 6 Вальс из сюиты ор.55 №3 Полька, ор.39 №14
Шуберт Ф. Симфония си минор
И.-С. Бах Концерт фа минор, Концерт ре минор
Й. Гайдн КонцертСоль мажор,Концерт Ре мажор
Ф.Мендельсон Концерт соль минор, Концерт ре минор
Э.Григ Концерт ля минор
Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
владеют элементарными теоретическими и историческими знаниями;
приобретают навыки совместного исполнительства, достигают максимальной синхронности в исполнении,
умеют «поделить» клавиатуру и передать партию из рук в руки,
владеют основными приемами звукоизвлечения, умеют слушать себя и партнера,
воспринимают целостное звучание всей фактуры, передав,
самостоятельно и грамотно разбирать нотный текст, применять аппликатурные знания исходя из графического изображения нотного текста,
свободно читать с листа, транспонировать легкие пьесы и мелодии, слышать «говорящие» паузы, тембровые краски, чисто и грамотно пользоваться педалью;
умеют разобрать форму исполняемого произведения, слушать голосоведение в полифонии, отслеживать проведение тем в крупной форме, тональный план;
умеют раскрыть музыкальное содержание произведения, целостно его охватить, воплотить идейно-художественный замысел, применить совокупность всех задач исходя из опыта прошлых лет;
умеют самостоятельно и качественно работать дома, преодолевать технические и пианистические трудности, совершенствовать качество исполнения, преодолевать творческое волнение, обладают собственным музыкальным вкусом, эмоционально откликаются на все виды искусства.
4. Формы и методы контроля, система оценок
4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и итоговая аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 1 по 9 класс. (В 9 классе аттестация проходит в конце 1 полугодия).
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве средств контроля могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
Итоговая аттестация по предмету «Ансамбль» проводится в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
4.2.Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка качества исполнения по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогам ДМШ и ДШИ
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному и опирается на индивидуальные особенности ученика, интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
В процессе обучения учитель уделяет внимание над синхронностью звучания, работе над мышлением, звукоизвлечением, педализацией, ритмической устойчивостью, умением слушать и слышать себя и партнера.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля является обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, расставлять акценты, уточнять фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной, до начала работы с партнером ученику следует проделать качественную индивидуальную работу над своей партией. Необходимое условие успешной игры в ансамбле- совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При этом следует учитывать личностные особенности и уровень подготовки учеников. Врепертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров нужно менять в ансамбле местами, чередовать исполнение 1 и 2-й партий между учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки, с которых удобнее всего начинать, следует познакомить учеников с произведениями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанных с исполнительством на этом инструменте: «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», -учащийся должен разумно планировать свои домашние занятия, уделяя достаточное количество времени каждому предмету. Ученик должен систематически готовиться к уроку, разучивать свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего можно переходить к репетициям с партнером по ансамблю.
В ходе классных занятий учитель указывает ученику на недостатки в игре и дает рекомендации по их исправлению в процессе индивидуальной домашней работы. В процессе работы нужно обращать внимание на синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями, работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом, только в этом случае участники сумеют достичь гармоничного звучания произведения.
6. Списки рекомендуемой литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
Артаболевская А. «Первая встреча с музыкой»/ «Советский композитор», М., 1986
Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.1, 2/ «Музыка», М., 2009
Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ «Феникс», 2005
Ансамбли. Старшие классы/«Дека», М., 2002
Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / «Советский композитор», М.,1973
Ансамбли. Средние классы. Вып. 13/ «Советский композитор», М.,1990
Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / «Советский композитор», М., 1982
Барсукова С. «Вместе весело шагать» / «Феникс», 2012
Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для фортепиано в 4 руки / «Музыка»,М., 2011
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»/ «Композитор», С-Пб, 1997
ГудоваЕ.Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск Классика- XXI век.
Давиденко Е., Фадеева И. «Музыкальные странички»/ «ИСПО», 2008
«За клавиатурой вдвоем». Альбом пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. А. Бахчиев,Е. Сорокина / «Музыка», М., 2008
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.
«Играем вместе». Альбом легких переложений в 4 руки / «Музыка»,М., 2001
«Играем с удовольствием». Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки/ «Композитор»,С-Пб, 2005
Концертные обработки для фортепиано в 4 руки / «Музыка»,М., 2010
Королькова И. «Крохе музыканту» 1,2ч./ «Композитор», С-Пб, 2012
Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 2
Пересветова Ж. «Школа фортепианного ансамбля» / М., 2008
Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух фортепиано М. Готлиба / «Музыка», М., 2007
Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова/«Композитор», М., 2011
Сен-Санс К. «Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия». Переложение для двух ф-но / «Музыка»,М., 2006
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / «Феникс», 2006
«Современные мелодии и ритмы». Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ «Композитор», С-Пб., 2012
«Учитель и ученик». Хрестоматия фортепианного ансамбля. Сост. Лепина Е./ «Композитор», С-Пб, 2012
Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян/«Музыка»,М., 2011
Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян/«Музыка», М., 2011
Хрестоматия фортепианного ансамбля/«Музыка», М., 1994
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1/«Композитор», С-Пб, 2006
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы ДМШ. Вып.1/ «Композитор», С-Пб, 2006
Цыганова Г., Королькова И. «Новая школа игры на фортепиано»/ «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013
Чайковский П. «Времена года». Переложение для фортепиано в 4 руки./ «Музыка»,М., 2011
Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / «Феникс», 2012
Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие исредние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / «Композитор», С-Пб,2012
Список рекомендуемой методической литературы
Благой Д.Камерный ансамбль и различные формыколлективногомузицирования /Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
Благой Д.Искусство камерного ансамбляи музыкально-педагогический процесс.М.,1979
Готлиб А.Заметки о фортепианном ансамбле /Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
Готлиб А.Основы ансамблевой техники. М.,1971
Готлиб А.Фактура и тембр в ансамблевом произведении./Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
Лукьянова Н.Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 200Т: № 4
Сорокина Е.Фортепианный дуэт. М.,1988
Ступель А.В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка, 1970
Тайманов И.Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011,ред. Задерацкий В.